Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Испытуемым предлагается набор определений трёх слов: деньги, коллектив, труд. (Приложение 2, лист 1-11) Определения этих слов получены с помощью опроса большого количества людей разных профессий, разного пола и возраста. Эти слова определялись ими с точки зрения житейской истины, взятые со стороны здравого смысла, приобретаемого словом в процессе жизни, в её буднях. Задача испытуемого заключается в выборе тех определений, которые, с его личной точки зрения, соответствуют тому смыслу, с которым ему приходится чаще всего сталкиваться в жизни.

В ходе исследования определяется выраженность 6 мотивов:

1. Преобразовательный мотив

2. Коммуникативный мотив

3. Утилитарно-прагматический мотив

4. Кооперативный мотив

5. Конкурентный мотив

6. Мотив достижения

Также диагностируется выраженность ориентации:

Результирующая ориентация

Процессуальная ориентация

3. Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

Исследовав множество  потребностей, которые могут удовлетворяться  в процессе трудовой деятельности человека, Ш. Ричи и П. Мартин остановились на двенадцати основных потребностях. У  разных людей они могут быть выражены в различной степени.

Методика состоит из 33 утверждений (Приложение 3, лист 1-5). Испытуемый должен оценить в баллах его значимость, распределив 11 баллов между четырьмя предложенными в каждом пункте вариантами завершения предложения. Для оценки каждого из вариантов (а, б, в, г) в рамках приведенных утверждений необходимо использовать все 11 баллов.

Методика дает возможность  количественно оценить относительную  значимость 12 потребностей для конкретного  человека и графически представить  его мотивационный профиль...

Авторы выделяют следующие потребности:

Потребность в высокой  заработной плате и материальном вознаграждении

Потребность в хороших  условиях работы

Потребность в четком структурировании работы

Потребность в социальных контактах

Потребность формировать  и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения

Потребность в завоевании признания

Потребность ставить  для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их

Потребность во власти и  влиятельности

Потребность в разнообразии, переменах

Потребность быть креативным

Потребность в самосовершенствовании

Потребность в интересной, общественно полезной работе.

4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

Методика предназначена  для выявление степени выраженности социально-психологических установок.

Методика состоит из 80 вопросов: 40 вопросов направлены на выявление  степени выраженности социально-психологических  установок на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», 40 вопросов направлены на выявление степени  выраженности социально-психологических установок «свобода – власть», «труд – деньги». (Приложение 4, лист 1-4) Испытуемым отвечая на вопросы, необходимо ответить на них или «да», если ответ утвердителен, или «нет» – если поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

При ориентации на процесс  люди более ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением  результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Люди, ориентирующиеся  на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

Люди, ориентирующиеся  на альтруистические ценности, часто  в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой  отличает зрелого человека.

Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречается довольно часто.

Люди, ориентирующиеся  на труд, все время используют для  того, чтобы что-то сделать, не жалея  выходных дней, отпуска и т.д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия. Ведущей  ценностью для людей с ориентацией  на деньги является стремление к увеличению своего благосостояния.

Главная ценность для  людей, ориентирующихся на свободу  – свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией  на труд, реже это сочетание «свободы»  и «деньги».

Для людей с ориентацией на власть ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

На основании результатов использования  методик можно выявить несколько  групп испытуемых:

Группа высокомотивированных испытуемых с гармоничными ориентациями. Все  ориентации выражены сильно и в равной степени.

Группа низкомотивированных испытуемых, у которых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

Группа с дисгармоничными ориентациями, у которых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут  даже отсутствовать.

Статистический анализ проводился с использованием критерия Манна-Уитни

U – критерий Манна-Уитни предназначен  для оценки различий между  двумя выборками по уровню  какого-либо признака, количественно  измеренного. Он позволяет выявлять  различия между малыми выборками,  когда n1 и n2 больше или равны 3 (либо n1 = 2, а n2 тогда больше или равно 5.)

Метод определяет, достаточно ли мала зона пересекающихся значений между  двумя рядами. Чем меньше эта область, тем более вероятно, что различия достоверны. Эмпирическое (фактически полученное) значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Чем меньше Uэмп., тем более вероятно, что различия достоверны.

Алгоритм подсчета критерия U –  Манна-Уитни.

1. Перенести все данные выборок  на индивидуальные карточки (на  которых цветом или как-то еще будет отражено, к какой из выборок принадлежит значение).

2. Разложить все карточки в  общий ряд по мере нарастания  признака, не считаясь с тем,  к какой выборке они относятся.

3. Проранжировать (согласно алгоритму  ранжирования) значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов должно быть n1 + n2 (объем первой выборки + объем второй выборки).

4. Заново разложить карточки  в два ряда, по признаку принадлежности  к выборке 1 или выборке 2.

5. Подсчитать сумму рангов отдельно на карточках группы 1 и группы 2. Проверить совпадение общей суммы рангов с расчетной.

6. Определить большую из двух  ранговых сумм Tx.

7. Определить значение U по формуле:

 

 

где n1и n2 - количество испытуемых в выборках, nx- количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

8. Определить из таблиц критические  значения U, в соответствии с этим, принять либо отклонить гипотезу  Но.

 

 

2.3 Результаты исследования

 

2.3.1 Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у студентов старших курсов

Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации  А. Реана)

Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности студентов педвузов по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 2.3.1.1 и в Приложении 1, лист3.

 

Таблица 2.3.1.1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности студентов педвузов

Тип мотивации труда

Внутренняя

Внешняя положительная

Внешняя отрицательная

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

5

33

8

53

2

13


 

Как мы видим из таблицы 2.3.1.1, 33% студентов педвузов имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные студенты ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, без внешнего давления.

53% студентов педвузов имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.

Отрицательная внешняя  мотивация характерна для 13% студентов педвузов, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.1.1)

 

Рис.2.3.1.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у студентов.

 

Как мы видим из графика, наиболее выражена у студентов внешняя  положительная мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является средним по эффективности

Таким образом, исследование типа мотивации у студентов педвузов показало, что они ориентированы на внешнее стимулирование их профессиональной деятельности.

Опросник «Словарь» (автор  И.Г. Кокурина)

Результаты исследования мотивации у студентов педвузов И.Г. Кокуриной представлены в таблице 2.3.1.2 и в Приложении 2, лист 12

Как мы видим из таблицы 2.3.1.2, 27% студентов педвузов ведущим мотивом трудовой деятельности имеют преобразовательный, то есть стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя.

 

Таблица 2.3.1.2. Результаты исследования мотивации студентов педвузов (по методике Кокуриной )

Мотивы

Кол-во чел

%

Преобразовательный

4

27

Коммуникативный

1

7

Кооперация

2

13

Утилитарный

3

20

Конкурирующий

1

7

Достижения

4

27


 

Коммуникативный мотив ведущим является для 7% студентов педвузов, данные студенты ориентированы на активное взаимодействие с другими, на общение в труде, на помощь другому человеку.

Мотив кооперация ведущим является у 13% студентов педвузов. выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать работу с точки зрения значимости для других людей.

Утилитарный мотив является ведущим для 20% студентов педвузов. Выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты.

7% студентов педвузов ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление в достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других.

Мотив достижения наиболее выражен у 27% студентов педвузов, данные студенты в процессе трудовой деятельности ориентированны на преодоление препятствий.

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.1.2)

 

 

Рис.2.3.1.2. Средние показатели выраженности разных мотивов деятельности у студентов.

 

Как мы видим из графика, наиболее выражен у студентов  мотив преобразования, кооперации и достижения. Наименее выражен мотив конкуренции.

Анализ результатов  ведущей ориентации показал, что  в процессе трудовой деятельности 87% студентов педвузов имеют результативную ориентацию, то есть нацелены на достижение результата.

Ориентированы на процесс  у 13% студентов педвузов

Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство студентов педвузов ориентированы в процессе трудовой деятельности на достижение результаты и инновационные преобразованияи значимости деятельности для других.

Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

Результаты исследования мотивационного профиля личности студентов педвузов представлены в Приложении 3, лист 6, в таблице 2.3.1.3

 

Таблица 2.3.1.3. Результаты выраженности ведущих потребностей в мотивационном профиле студентов педвузов

Потребности

Кол-во чел

%

вознаграждение

2

14

условия работы

0

0

структурирование работы

0

0

социальные контакты

1

7

взаимоотношения

1

7

признание

0

0

достижение

5

33

власть и влиятельность

0

0

разнообразие

0

0

креативность

0

0

самосовершенствование

3

20

интересная работа

3

20


 

Анализ результатов  исследования ведущих потребностей в мотивационной структуре студентов  показал, что потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок ведущей является у 13% студентов педвузов Мотивация работников, имеющих высокие показатели потребности в деньгах, с одной стороны, проста: если существует возможность больше заработать, прилагая больше усилий, то работники будут высоко мотивированными и удовлетворенными работой. Такие люди не очень любят работать в команде, так как предпочитают получать деньги за свои собственные усилия. Коллег по команде они могут рассматривать как потенциальных конкурентов и даже как работников, мешающих работе.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности