Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

7% студентов педвузов имеют ведущей потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами и клиентами. Такие работники получают удовлетворение и положительные эмоции от многочисленных контактов с другими людьми. Многие из них способны проявлять толерантность к окружающей суете, шуму, которые неизменно сопровождают совместный труд.

7% студентов педвузов имеют выраженной потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности. Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде.

Потребность ставить  для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей 33% студентов педвузов. Преобладающей чертой таких людей является желание все делать самому. Они могут добровольно вызваться работать сверхурочно и будут честно выкладываться на работе. Но прежде чем приступить к выполнению задания, они должны убедиться в том, что поставленная цель поддается измерению, оценке. Они инстинктивно будут избегать деятельности, связанной с неопределенностью, где трудно или невозможно измерить вклад и достижения.

У 20 студентов педвузов ведущей потребностью является потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности. Данные студенты, оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть.

20% студентов педвузов имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе. Создатели методики подчеркивают, что стремление к интересной и полезной работе имеет большую важность, чем другие факторы мотивации.

Рассмотрим средние  показатели выраженности потребностей по выборке студентов. Результаты приведены на рисунке 2.3.1.3.

Как мы видим из рисунка, у студентов низковыражены потребности  во власти, признании, структурировании работы, т.е. потребности которые развиваются в процессе уже трудовой деятельности. Низкая выраженность потребности во власти говорит об отсутствии стремления утверждаться за счет будущих учеников и в целом положительно характеризует студентов.

 

 

Рис.2.3.1.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности студентов педвузов

 

Высоко выражены потребности  в достижении, самосовершенствовании  и интересной работе, что позволяет  сделать вывод о наличии установок  на развитие в процессе трудовой деятельности, приобретении профессионального мастерства.

Таким образом; среди студентов педвузов ведущими являются потребность в достижении, не выражены потребности связанные с условиями трудовой деятельности.

Методика диагностики  социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

Результаты исследования социально-психологических установок  личности в мотивационно-потребностной  сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике О.Ф.Потемкиной приведены в таблице 2.3.1.4 и в Приложении 4, лист 4.

Анализ результатов  показал, что наиболее выражены у большинства студентов ориентации на результат и на альтруизм.

Высоковыраженная ориентация на результат свидетельствует о том, что студенты стремятся к достижению результата не взирая на обстоятельства. Это характерно для 53% студентов педвузов

 

 

Таблица 2. 3.1.4. Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет

Ориентация

Уровень выраженности

высокий

средний

низкий

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

на процесс

4

27

11

73

0

0

на результат

8

53

7

47

0

0

на альтруизм

9

60

6

40

0

0

на эгоизм

3

20

8

53

4

27

на труд

4

27

9

60

2

13

на свободу

1

7

11

73

3

20

на власть

2

13

12

80

1

7

на деньги

7

47

8

53

0

0


 

Выраженная ориентация на альтруизм свидетельствует о том, что студенты готовы жертвовать своими интересами в пользу других.

Ориентация на процесс выражена у 27% студентов они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Ориентация на эгоизм присуща 20% студентов они свои интересы ставят всегда выше интересов других людей.

Ориентация на труд выражена у 27% студентов. Они все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

Ориентация на деньги выражена у 47% студентов. Ведущей ценностью для них является стремление к увеличению своего благосостояния.

Ориентация на свободу присуща лишь 7% студентов. Главная ценность для них это свобода.

Ориентация на власть выражена только у 13% студентов, для них ведущей ценностью является влияние на других, на общество.

Высоко и низкомотивированных студентов в выборке нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 27%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат и альтруизм и некоторых других.

Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере студентов педвузов. Результаты представим в виде рисунка 2.3.1.4.

 

Рис.2.3.1.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере студентов пед вузов

 

Из рисунка 2.3.2.2. мы видим, что у студентов наиболее выраженной ориентацией являются ориентации на альтруизм и на результат, а наименее на эгоизм, на власть, на свободу, важны для студентов и деньги.

Таким образом, исследование мотивации у студентов педвузов показало, что они в большей степени ориентированы на материальное стимулирование, карьерный рост, одобрение коллектива, престиж, они ставят высокие цели, но стремятся лишь к той работе, которая интересна и приносит видимый результат, готовы ради жертвовать своими интересами ради других.

 

2.3.2 Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у специалистов со стажем трудовой деятельности до 5 лет

Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации  А. Реана

Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 2.3.2.1 и в Приложении 1, лист 4

 

Таблица 2.3.2.1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет

Тип мотивации труда

Внутренняя

Внешняя положительная

Внешняя отрицательная

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

9

60

6

40

0

0


 

Как мы видим из таблицы 2.3.2.1 60% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. мотивами их деятельности являются общественная и личная значимость труда; удовлетворение от работы.

40% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, т.е. мотивированы материальным стимулированием, возможность продвижения по службе, признание.

Отрицательная внешняя  мотивация характерна для 13% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, эти педагоги работают потому, что так нужно иначе их могут уволить и они потеряют источник дохода.

Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.2.1)

 

 

Рис.2.3.2.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у педагогов с трудовым стажем менее 5 лет

 

Как мы видим из графика, наиболее выражена у студентов внутренняя мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является наиболее эффективным с позиции трудовой деятельности

Таким образом, исследование типа мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, что им присуща больше внутренняя мотивация трудовой деятельности.

Опросник «Словарь» (автор  И.Г. Кокурина)

Результаты исследования мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике И.Г. Кокуриной представлены в Приложении 2, лист 13, в таблице 2.3.2.2

Как мы видим из таблицы 2.3.2.2, мотив кооперация ведущим является у 13% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, они мотивированы тем, что их работа важна для других, в данном случает учеников.

 

 

Таблица 2.3.2.2 Результаты исследования мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет (по методике Кокуриной )

Мотивы

Кол-во чел

%

Преобразовательный

0

0

Коммуникативный

0

0

Кооперация

2

13

Утилитарный

1

7

Конкурирующий

3

20

Достижения

9

60


 

Утилитарный мотив является ведущим для 7% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, данные педагоги стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты

20% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление достичь результатов, превосходящих результаты других.

У наибольшего числа молодых педагогов выражен мотив достижения (60%) они в деятельности ориентированны на преодоление препятствий.

Определим средние показатели выраженности мотивации по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.2.2.)

Как мы видим из графика, наиболее выражен у специалистов с трудовым стажем до 5 лет мотив достижения.

 

 

Рис.2.3.2.2. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у студентов.

 

Анализ результатов  ведущей ориентации показал, что  в процессе трудовой деятельности 93% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет педвузов имеют результативную ориентацию, то есть нацелены на достижение результата.

Ориентированы на процесс 7% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет

Таким образом, результаты исследования с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство молодых педагогов имеют выраженный мотив достижения и ориентированы в процессе деятельности на достижение результата.

Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

Результаты исследования мотивационного профиля личности педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет представлены в Приложении 3, лист 7, в таблице 2.3.2.3.

 

Таблица 2.3.2.3 Результаты выраженности ведущих потребностей в мотивационном профиле педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет

Мотивы

Кол-во чел

%

вознаграждение

0

0

условия работы

0

0

структурирование работы

0

0

социальные контакты

0

0

взаимоотношения

0

0

признание

1

7

достижение

11

73

власть и влиятельность

0

0

разнообразие

0

0

креативность

0

0

самосовершенствование

1

7

интересная работа

3

20


 

Анализ результатов  исследования ведущих потребностей в мотивационной структуре личности педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет показал, у большинства (73%) испытуемых выражена потребность достижения.

У 20% молодых педагогов, ведущей потребностью является потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.

20% студентов педвузов  имеют ведущей потребность в  интересной, общественно полезной  работе.

Остальные мотивы не являются ведущими не у одного из студентов педвузов.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования мотивации и ее особенности в связи с профессиональной педагогической деятельности