Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
7% студентов педвузов имеют ведущей потребность в социальных контактах: в общении с широким кругом людей, легкой степени доверительности, связей с коллегами, партнерами и клиентами. Такие работники получают удовлетворение и положительные эмоции от многочисленных контактов с другими людьми. Многие из них способны проявлять толерантность к окружающей суете, шуму, которые неизменно сопровождают совместный труд.
7% студентов педвузов имеют выраженной потребность формировать и поддерживать долгосрочные, стабильные взаимоотношения, предполагающая значительную степень близости взаимоотношений, доверительности. Такие работники будут удовлетворены в условиях доверия, благоприятных рабочих и личных взаимоотношений, свойственных эффективной команде.
Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей 33% студентов педвузов. Преобладающей чертой таких людей является желание все делать самому. Они могут добровольно вызваться работать сверхурочно и будут честно выкладываться на работе. Но прежде чем приступить к выполнению задания, они должны убедиться в том, что поставленная цель поддается измерению, оценке. Они инстинктивно будут избегать деятельности, связанной с неопределенностью, где трудно или невозможно измерить вклад и достижения.
У 20 студентов педвузов ведущей потребностью является потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности. Данные студенты, оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный рост подталкивает их к самостоятельности, которая в своем крайнем выражении может превращаться в желание ни от кого не зависеть.
20% студентов педвузов имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе. Создатели методики подчеркивают, что стремление к интересной и полезной работе имеет большую важность, чем другие факторы мотивации.
Рассмотрим средние показатели выраженности потребностей по выборке студентов. Результаты приведены на рисунке 2.3.1.3.
Как мы видим из рисунка,
у студентов низковыражены
Рис.2.3.1.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности студентов педвузов
Высоко выражены потребности
в достижении, самосовершенствовании
и интересной работе, что позволяет
сделать вывод о наличии
Таким образом; среди студентов педвузов ведущими являются потребность в достижении, не выражены потребности связанные с условиями трудовой деятельности.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной
Результаты исследования
социально-психологических
Анализ результатов показал, что наиболее выражены у большинства студентов ориентации на результат и на альтруизм.
Высоковыраженная ориентация на результат свидетельствует о том, что студенты стремятся к достижению результата не взирая на обстоятельства. Это характерно для 53% студентов педвузов
Таблица 2. 3.1.4. Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет
Ориентация |
Уровень выраженности | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% | |
на процесс |
4 |
27 |
11 |
73 |
0 |
0 |
на результат |
8 |
53 |
7 |
47 |
0 |
0 |
на альтруизм |
9 |
60 |
6 |
40 |
0 |
0 |
на эгоизм |
3 |
20 |
8 |
53 |
4 |
27 |
на труд |
4 |
27 |
9 |
60 |
2 |
13 |
на свободу |
1 |
7 |
11 |
73 |
3 |
20 |
на власть |
2 |
13 |
12 |
80 |
1 |
7 |
на деньги |
7 |
47 |
8 |
53 |
0 |
0 |
Выраженная ориентация на альтруизм свидетельствует о том, что студенты готовы жертвовать своими интересами в пользу других.
Ориентация на процесс выражена у 27% студентов они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Ориентация на эгоизм присуща 20% студентов они свои интересы ставят всегда выше интересов других людей.
Ориентация на труд выражена у 27% студентов. Они все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
Ориентация на деньги выражена у 47% студентов. Ведущей ценностью для них является стремление к увеличению своего благосостояния.
Ориентация на свободу присуща лишь 7% студентов. Главная ценность для них это свобода.
Ориентация на власть выражена только у 13% студентов, для них ведущей ценностью является влияние на других, на общество.
Высоко и низкомотивированных студентов в выборке нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 27%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат и альтруизм и некоторых других.
Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере студентов педвузов. Результаты представим в виде рисунка 2.3.1.4.
Рис.2.3.1.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере студентов пед вузов
Из рисунка 2.3.2.2. мы видим, что у студентов наиболее выраженной ориентацией являются ориентации на альтруизм и на результат, а наименее на эгоизм, на власть, на свободу, важны для студентов и деньги.
Таким образом, исследование мотивации у студентов педвузов показало, что они в большей степени ориентированы на материальное стимулирование, карьерный рост, одобрение коллектива, престиж, они ставят высокие цели, но стремятся лишь к той работе, которая интересна и приносит видимый результат, готовы ради жертвовать своими интересами ради других.
2.3.2 Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у специалистов со стажем трудовой деятельности до 5 лет
Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 2.3.2.1 и в Приложении 1, лист 4
Таблица 2.3.2.1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя |
Внешняя положительная |
Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
9 |
60 |
6 |
40 |
0 |
0 |
Как мы видим из таблицы 2.3.2.1 60% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. мотивами их деятельности являются общественная и личная значимость труда; удовлетворение от работы.
40% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, т.е. мотивированы материальным стимулированием, возможность продвижения по службе, признание.
Отрицательная внешняя мотивация характерна для 13% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, эти педагоги работают потому, что так нужно иначе их могут уволить и они потеряют источник дохода.
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.2.1)
Рис.2.3.2.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у педагогов с трудовым стажем менее 5 лет
Как мы видим из графика, наиболее выражена у студентов внутренняя мотивация и наименее выражена внешняя отрицательная мотивация. Данный мотивационный комплекс является наиболее эффективным с позиции трудовой деятельности
Таким образом, исследование типа мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, что им присуща больше внутренняя мотивация трудовой деятельности.
Опросник «Словарь» (автор И.Г. Кокурина)
Результаты исследования мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет по методике И.Г. Кокуриной представлены в Приложении 2, лист 13, в таблице 2.3.2.2
Как мы видим из таблицы 2.3.2.2, мотив кооперация ведущим является у 13% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, они мотивированы тем, что их работа важна для других, в данном случает учеников.
Таблица 2.3.2.2 Результаты исследования мотивации у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет (по методике Кокуриной )
Мотивы |
Кол-во чел |
% |
Преобразовательный |
0 |
0 |
Коммуникативный |
0 |
0 |
Кооперация |
2 |
13 |
Утилитарный |
1 |
7 |
Конкурирующий |
3 |
20 |
Достижения |
9 |
60 |
Утилитарный мотив является ведущим для 7% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, данные педагоги стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты
20% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление достичь результатов, превосходящих результаты других.
У наибольшего числа молодых педагогов выражен мотив достижения (60%) они в деятельности ориентированны на преодоление препятствий.
Определим средние показатели выраженности мотивации по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.2.2.)
Как мы видим из графика, наиболее выражен у специалистов с трудовым стажем до 5 лет мотив достижения.
Рис.2.3.2.2. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у студентов.
Анализ результатов ведущей ориентации показал, что в процессе трудовой деятельности 93% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет педвузов имеют результативную ориентацию, то есть нацелены на достижение результата.
Ориентированы на процесс 7% педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет
Таким образом, результаты исследования с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство молодых педагогов имеют выраженный мотив достижения и ориентированы в процессе деятельности на достижение результата.
Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)
Результаты исследования мотивационного профиля личности педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет представлены в Приложении 3, лист 7, в таблице 2.3.2.3.
Таблица 2.3.2.3 Результаты выраженности ведущих потребностей в мотивационном профиле педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет
Мотивы |
Кол-во чел |
% |
вознаграждение |
0 |
0 |
условия работы |
0 |
0 |
структурирование работы |
0 |
0 |
социальные контакты |
0 |
0 |
взаимоотношения |
0 |
0 |
признание |
1 |
7 |
достижение |
11 |
73 |
власть и влиятельность |
0 |
0 |
разнообразие |
0 |
0 |
креативность |
0 |
0 |
самосовершенствование |
1 |
7 |
интересная работа |
3 |
20 |
Анализ результатов
исследования ведущих потребностей
в мотивационной структуре
У 20% молодых педагогов, ведущей потребностью является потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности.
20% студентов педвузов имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе.
Остальные мотивы не являются ведущими не у одного из студентов педвузов.