Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
Профессиональная направленность формируется под влиянием разных событий общественной жизни в школе и семье, чтения периодической печати, художественной, научно – фантастической и политической литературы, просмотры кинофильмов и воздействия личности учителя, изучения учебных предметов. Педагогические способности могут формироваться независимо от педагогической направленности, т.е. они смогут быть развиты у людей, которые хотят приобрести педагогическую профессию, и наоборот, недостаточно развиты у тех, кто её выбирает. Учителя, знающие интересы и склонности своих учащихся, могут многое сделать для того, чтобы помочь им найти себя, разгадать их способности и средствами своего примера, специальных примеров, системой специальных заданий развить способности, сформировать объективную направленность [25].
Также заслуживает внимания мотивационно – смысловая подструктура личности педагога, которая обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта, функционирующей на основе присрастного отношения личности к самой деятельности.
Смыслообразующие любую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность педагогическую, мотивы могут быть объединены в группы:
- социальные;
- материальные;
- собственно профессиональные;
- самосовершенствования, самосоздания;
- самозащиты, самосохранения.
Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда. К числу социальных мотивов могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка, например, потребность в общественном признании. Мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.
Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности.
Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату. К собственно профессиональным мотивам относятся мотивы, связанные с осознанием социальной и личностной значимости профессиональной деятельности, желанием включиться в неё в той или иной ролевой позиции (организатора), подкрепляемым удовлетворённостью результатами самой деятельности [31].
Группа мотивов самосовершенствования, самосозидания базируется на потребности человека в постоянном личностно – профессиональном росте и связанной с этим осознанием необходимостью соответствовать определённому профессиональному эталону. Она включает в себя мотивы, выраженные стремлением пополнять профессиональные знания, повышать общий интеллектуальный уровень, совершенствовать умения и навыки в профессиональной сфере.
Группа мотивов самозащиты, самосохранения как и группа материальных мотивов имеет выраженную направленность, существующую в тесной связи с социальной обусловленнонстью. Смыслообразующий деятельность характер таких мотивов как защита своих человеческих прав и свобод (например, права на труд, отдых, материальное вознаграждение по результатам труд) имеет в целом позитивную социальную направленность, если деятельность человека связана с реализацией своих способностей, направленных на достижение общественного блага [31].
Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Непредвзятый анализ, критическое рассмотрение существующих точек зрения на проблему и поиск нового подхода к её решению позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценного, которое можно объединить в целостную и непротиворечивую концепцию мотивации и мотива.
Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Монистические подходы к рассмотрению сущности мотива, когда за него принимают то потребность, то цель, то намерение, то свойства личности, то состояния, себя не оправдывают, что вынуждает заменить их плюралистическим подходом. Детерминация поведения человека осуществляется не отдельными, пусть и весьма существенными, но разрозненными факторами, а их совокупностью. При таком понимании правомерно рассмотрение мотива в качестве сложного интегрального психологического образования. Следовательно, мотив личности – это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующее поведение человека (Ильин Е.П.).
Под мотивом мы будем понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности: деятельность, общение, поведение, связанное с удовлетворением определенной потребности (Реан А.А.). В качестве мотива могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки и ценности. Однако при этом за всеми этими причинами стоят потребности личности во всём их многообразии.
Понятие мотивации у человека, по всеобщему признанию психологов, включает в себя все виды побуждений:
- мотивы;
- потребности;
- интересы;
- цели;
- влечения;
- мотивационные установки или диспозиции;
- идеалы.
В наиболее широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения вообще. Исходя из современных психологических представлений о мотивации (Вилюнас В.К., Ковалёв В.И., Кузьмин Е.С., Ломов Б.Ф., Платонов К.К., Ильин Е.П., Реан А.А., и др), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определённую иерархию и выраженную направленность личности.
Общепризнанно отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов, их ровно столько, сколько существует оснований для их классификации. Существует деление мотивов, которое в своей основе базируется на выделении и классификации различных видов потребностей человека (биологических и социальных). Другой подход к выделению и классификации мотивов – по видам активности, проявляемой человеком, ещё один распространённый подход классификации мотивов – с учётом их временной характеристики: ситуативные и постоянно проявляющиеся, а также кратковременные и устойчивые мотивы.
Итак, классификации мотивов могут различными в зависимости от целей исследования, угла рассмотрения вопроса и т.п.
Рассмотрев предложенные (Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной), разработанные структуры педагогической деятельности учителя, необходимо отметить - что структура личности учителя приобретает гармоничность не на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех её качеств, а в результате максимального развития тех способностей, которые создают доминирующую направленность личности учителя, придающего смысл всей его жизни и деятельности. Такая гармония обеспечивается педагогической направленностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном и на бессознательном уровне. По нашему мнению, именно педагогическая направленность (направленность на ребёнка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя.
Человек, выбирая профессию, как бы проецирует свою мотивационную структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является её мотивация. Н.В.Кузьмина исследовала мотивы выбора педагогической профессии у учителей с различным уровнем продуктивности в учебной и в воспитательной работе. На основании распределения ответов можно сделать вывод, что для подавляющего большинства педагогов типичной является истинно педагогическая направленность: работа с детьми; молодёжью; возможность заниматься любимым предметом; считал, что имею педагогические способности; привлекала общественная важность труда учителя. Из приведённых данных видно, что ведущими мотивами выбора педагогической профессии является интерес к содержанию деятельности, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.
Изучение мотивации деятельности педагогов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере образования, позволит решить немало задач повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществить отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
Глава 2. Организация и результаты эмпирического исследования мотивации педагогической деятельности.
2.1 Цель, гипотеза, задачи исследования, научная новизна, практическая значимость
Цель исследования – изучить структуру профессиональной мотивации в условиях педагогической деятельности.
Гипотеза исследования
Несмотря на возрастные особенности и наличия или отсутствия опыта, существует сходство в общей структуре мотивационного комплекса студентов – педагогов и специалистов
Задачи исследования:
1.Изучить мотивационный комплекс студентов- педагогов.
2.Выявить мотивацию профессиональной педагогической деятельности.
3.Выявить социально психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере.
4.Провести сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации.
Научная новизна исследования
Выявлены особенности
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных в работе данных в профилактической, консультационной, и психокоррекционной работе психологической службы высшего педагогического образования, профессиональной ориентации и профотбора будущих педагогов.
2.2 Характеристика выборки и методики исследования
В качестве важнейших ("системообразующих") факторов личности профессионала является, по мнению Э.Ф. Зеера, направленность личности, которая включает в себя следующие компоненты: мотивы, ценностные ориентации, профессиональную позицию, профессиональное самоопределение.
В основе формирования выборки для проведения исследования была положена периодизация развития профессионала, границами которой являются кризисы профессионального становления по Э.Ф Зееру [13]
Время обучения в профессиональном учебном заведении. Кризис профессионального обучения
Кризис профессионального роста (23-27 лет)
Выборку составили
Всего в исследовании учувствовало 45 человек. Выборку составили женщины в возрасте 20-40 лет.
Выборку студентов составили студенты очного отделения в возрасте 20-22 года. Среди них 67% (10 чел.) не состоят в браке, 33%(5 чел.) состоят в браке. Детей имеют 7% человек (табл. 2.1.1.)
Выборку специалистов составили
учителя-предметники
Таблица 2.1.1 Характеристики выборки
Группы испытуемых |
Возраст |
Семейное положение |
Наличие детей | ||
замужем |
разведена |
не замужем | |||
студенты |
20-22 |
33% |
0% |
67% |
7% |
специалисты со стажем менее 5 лет |
22-27 |
40% |
13% |
47% |
33% |
специалисты со стажем менее 5 лет |
28-40 |
60% |
27% |
13% |
73% |
Возраст молодых специалистов 22-27 лет. Среди них в браке состоят 40% испытуемых, 13% разведены, 47% не замужем. Детей имеют 33%.
Возраст специалистов со стажем работы более 5 лет 28-40 лет. среди них в браке состоят 60%, 27% разведены, 13% не замужем. Детей имеют 73% испытуемых. На момент исследования специалисты со стажем работы более 5 лет проработали на последнем месте работы более 3 лет.
Для проведения исследования использовался комплекс методик:
1. Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Методика состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. (Приложение 1, лист 1-2) Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное)
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
2. Опросник
«Словарь» (автор И.Г.
Методика предназначена для оценки мотивационных установок по отношению к труду, коллективу, деньгам. Данная методика является полупроективной и используется как дополнение к опросным методикам измерения общих мотивационных диспозиций.