Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 15:34, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение мотивации профессионально педагогической деятельности в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, которое в настоящее время предъявляет к студенту педагогического вуза особые требования. Осознанность данных требований, структуры своей профессионально-педагогической мотивации, своих субъективных качеств, баланс между ними - наиболее существенные характеристики определившейся личности. Подготовка профессиональных педагогов диктуется кардинальными изменениями происходящими в российском образовании. В обществе появились новые ценности - саморазвитие, самообразование и самопроектирование личности, ставшие основой новой парадигмы в педагогике - личностно ориентированного образования.
Рассмотрим средние показатели выраженности мотивов по выборке молодых педагогов. Результаты приведены на рисунке 2.3.2.3
Из рисунка мы видим, что наименее характерны для педагогов мотивы власти и влиятельности и социальных контактов, т.е. они не стремятся к взаимодействию с большим количеством людей и власти над ними, не в значительной степени им важно признание, разнообразие деятельности, вознаграждение.
Рис. 2.3.2.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности молодых педагогов
Большинство педагогов мотивированы на достижение, самосовершенствование и интересную работу.
Таким образом; среди молодых педагогов ведущей является потребность в достижении.
Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной
Результаты исследования
социально-психологических
Таблица 2.3.2.4. Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет
Ориентация |
Уровень выраженности | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% | |
на процесс |
3 |
20 |
12 |
80 |
0 |
0 |
на результат |
10 |
67 |
5 |
33 |
0 |
0 |
на альтруизм |
9 |
60 |
6 |
40 |
0 |
0 |
на эгоизм |
1 |
7 |
14 |
66 |
4 |
27 |
на труд |
3 |
20 |
12 |
80 |
0 |
0 |
на свободу |
1 |
7 |
14 |
93 |
0 |
0 |
на власть |
1 |
7 |
14 |
93 |
0 |
0 |
на деньги. |
6 |
40 |
9 |
60 |
0 |
0 |
Как мы видим из таблицы 3.3.4, наиболее выражены у большинства педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет ориентации на результат и на альтруизм, т.е. они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам, при этом ориентируются на альтруистические ценности, часто в ущерб себе.
Остальные ориентации выражены у большинства на среднем уровне.
Ориентация на эгоизм чаще, чем другие ориентации выражена у педагогов слабо.
В целом мы можем отметить, что высоко и низкомотивированных педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет нет, дисгармоничный тип мотивации выражен у 27%, остальные имеют средневыраженны ориентации с большей выраженностью ориентаций на результат и альтруизм и некоторых других.
Определим средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет. результаты представим в виде рисунка 3.2.4.
Рис.2.3.2.4.Средние показатели средние показатели выраженности ориентаций мотивационно-потребностной сфере педагогов со стажем трудовой деятельности менее 5 лет.
Из рисунка мы видим, что у педагогов наиболее выраженной ориентацией является ориентация на альтруизм, а наименее на эгоизм и на власть
В результате полученных данных мы установили, что педагоги со стажем трудовой деятельности менее 5 лет, в большинстве ориентированы в трудовой деятельности на личную и общественную значимость этой деятельности, достижении в ней результатов, они в большей степени склонны к тому, чтобы превзойти в данной деятельности других. У молодых специалистов выражены потребности в достижении, интересной работе и самосовершенствовании, то есть данные педагоги стремятся занять свое место в коллективе, продемонстрировать свои способности и возможности, зарекомендовать себя как профессионалов. Они полны энтузиазма и инициативы.
2.3.3 Результаты исследования мотивации педагогической деятельности у специалистов со стажем трудовой деятельности более 5 лет
Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у педагогов с трудовым стажем более 5 лет по методике К. Замфир в модификации А. Реана представлены в таблице 2.3.3.1 и в Приложении 1, лист 5
Таблица 2.3.3.1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности педагогов с трудовым стажем более 5 лет
Тип мотивации труда | |||||
Внутренняя |
Внешняя положительная |
Внешняя отрицательная | |||
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
Кол-во человек |
% |
5 |
33 |
7 |
47 |
3 |
20 |
Анализ результатов показал, что 33% педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, т.е. они работают потому-то это доставляет им удовольствие, они считают, что выполняют важную и нужную работу.
47% педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию, им важно, чтобы работа хорошо оплачивалась, а их успехи признавались и отмечались руководством и коллегами, детьми, родителями.
Отрицательная внешняя мотивация характерна 20% педагогов с трудовым стажем более 5 лет, выполняют свою работу дабы не получить выговор, не быть уволенными
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2. 3.3.1)
Рис.3.3.1. Средние показатели выраженности разных типом мотивации трудовой деятельности у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет
Как мы видим из графика,
наиболее выражена у педагогов со
стажем трудовой деятельности более 5
лет внешняя положительная
Опросник «Словарь» (автор И.Г. Кокурина)
Результаты исследования мотивации трудовой деятельности педагогов с трудовым стажем более 5 лет по методике И.Г. Кокуриной представлены в в таблице 2.3.3.2 и в Приложении 2, лист 14.
Таблица 2.3.3.2 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у педагогов с трудовым стажем более 5 лет (по методике Кокуриной)
Мотивы |
Кол-во чел |
% |
Преобразовательный |
2 |
13 |
Коммуникативный |
0 |
0 |
Кооперация |
4 |
27 |
Утилитарный |
6 |
40 |
Конкурирующий |
1 |
7 |
Достижения |
2 |
13 |
Как показало исследование 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет ведущим мотивом трудовой деятельности имеют преобразовательный, то есть стремятся к активному преобразованию действительности и самих себя.
Мотив кооперация ведущим является у 27% педагогов с трудовым стажем более 5 лет. Выраженность данного мотива свидетельствует о стремлении рассматривать выполняемую работу с точки зрения значимости для других людей.
Утилитарный мотив является ведущим 40% педагогов с трудовым стажем более 5 лет Выраженность данного мотива говорит о стремлении заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты.
7% педагогов с трудовым стажем более 5 лет ведущим мотивом имеют конкурирующий мотив, определяющий стремление в достичь в трудовой деятельности результатов, превосходящих результаты других.
Мотив достижения, определяющий ориентацию на преодоление препятствий, наиболее выражен у 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет
Определим средние показатели по данной методике и представим их в виде графика (рис.2.3.3.2)
Рис.2.3.3.2. Средние показатели выраженности разных мотивов трудовой деятельности у педагогов трудовым стажем более 5 лет
Определение ведущей ориентации позволило установить, что в процессе трудовой деятельности 87% педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют результативную ориентацию, нацелены на достижение результата.
Ориентированы на процесс 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет
Таким образом, результаты исследования мотивации трудовой деятельности с помощью опросника И.Г. Кокуриной, показали, что большинство педагогов с трудовым стажем более 5 лет стремятся заниматься только той деятельностью, которая приносит очевидную пользу, приносит видимые результаты.
Методика изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)
Результаты исследования мотивационного профиля личности педагогов с трудовым стажем более 5 лет представлены в Приложении 3, лист 8, в таблице 2.3.3.3.
Таблица 2.3.3.3. Результаты выраженности ведущих потребностей в мотивационном профиле педагогов с трудовым стажем более 5 лет
Потребности |
Кол-во чел |
% |
вознаграждение |
8 |
53 |
условия работы |
2 |
13 |
структурирование работы |
0 |
0 |
социальные контакты |
0 |
0 |
взаимоотношения |
0 |
0 |
признание |
0 |
0 |
достижение |
2 |
13 |
власть и влиятельность |
0 |
0 |
разнообразие |
0 |
0 |
креативность |
0 |
0 |
самосовершенствование |
0 |
0 |
интересная работа |
2 |
13 |
В ходе исследования было установлено, что 53% педагогов с трудовым стажем более 5 лет готовы прилагать дополнительные усилия в работе если они будут вознаграждаться.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке ведущей является для 13% педагогов с трудовым стажем более 5 лет. У данных специалистов требования к условиям работы в целом не высоки. Высокие показатели этого фактора могут сигнализировать о неудовлетворенности некоей другой потребности, например, выражать неудовольствие руководителем, неблагоприятным психологическим климатом.
Потребность ставить для себя дерзновенные, сложные цели и достигать их является ведущей для 13 % педагогов с трудовым стажем более 5 лет. Столько же (13%) педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют ведущей потребность в интересной, общественно полезной работе.
Рассмотрим средние показатели выраженности мотивов по выборке молодых педагогов. Результаты приведены на рисунке 2.3.3.3.
Рис. 2.3.3.3 Средние показатели выраженности потребностей в мотивационной структуре личности у педагогов с трудовым стажем более 5 лет
Из рисунка 2.3.3.3, мы видим, что наименее характерны для педагогов потребности во власти и влиятельности, разнообразии и креативности, т.е. наиболее выражены потребности в вознаграждении, условиях работы, интересной работе, достижении, т.е. у педагога со стажем более 5 лет больше выражены потребности, связанные с внешними обстоятельствами трудовой деятельности, они не стремятся к творческой, разнообразной работе, что может сказываться на результатах деятельности.
Таким образом, наибольшее количество педагогов с трудовым стажем более 5 лет имеют выраженной потребность в вознаграждении.
Методика диагностики
социально-психологических
Результаты исследования
социально-психологических
Таблица 2.3.3.4 Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет
Ориентация |
Уровень выраженности | |||||
высокий |
средний |
низкий | ||||
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% |
Кол-во чел |
% | |
на процесс |
2 |
13 |
13 |
87 |
0 |
0 |
на результат |
10 |
67 |
5 |
33 |
0 |
0 |
на альтруизм |
8 |
53 |
7 |
47 |
0 |
0 |
на эгоизм |
4 |
27 |
9 |
60 |
2 |
13 |
на труд |
1 |
7 |
14 |
93 |
0 |
0 |
на свободу |
5 |
33 |
8 |
53 |
2 |
13 |
на власть |
2 |
13 |
11 |
74 |
2 |
13 |
на деньги. |
10 |
67 |
9 |
60 |
0 |
0 |
Как мы видим из таблицы 2.3.3.4 наиболее выражены у большинства педагогов со стажем трудовой деятельности более 5 лет ориентации на результат и на деньги и на альтруизм,