Тревожность у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:15, дипломная работа

Краткое описание

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят сущест¬венные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация раз¬вития, формируется учебная деятельность, которая является для него ве¬дущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся про¬извольными.

Вложенные файлы: 1 файл

Тревожность у учеников младшего школьного возраста.docx

— 123.95 Кб (Скачать файл)

Данная  методика позволила оценить, как чувствует себя ученик среди одноклассников, как он воспринимает учителя и свой класс, каким ему видится их отношение к себе, что он ощущает и о чем думает.

С этими ребятами  проводилась групповая коррекционно-развивающая работа по программе А.В.Микляевой, П.В.Румянцевой, направленная на поиск форм работы с учащимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений.

Групповая работа по проблеме школьной тревожности для учащихся 1 класса.

 

           Календарно - тематическое  планирование.

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

1

класс

1.

Установление   правил,   создание   рабочей атмосферы.

1

 

2.

Сплоченность группы, закрепление правил.

1

 

3.

Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.

1

 

4.

Вербализация содержания школьной тревожности.

1

 

5.

Разрядка школьной тревожности.

1

 

 

6.

Проработка школьных страхов путем

разыгрывания

тревожащих ситуаций.

1

 

7.

Тренировка гибкости поведения.

1

 

8.

Закрепление позитивного отношения к школе.

1

 

9.

Повышение самооценки участников группы.

1

 

10.

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

1

 

11.

Закрепление представлений о бесконфликтном общении

1

 

12.

Подведение итогов.

1

 

 

 

 

Количество часов: 12

 

 

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАПО ФОРМИРО-ВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ(А.В.Микляева, П.В.Румянцева)

 

 

Пояснительная записка

Программа направлена на поиск форм работы с учащимися, способствующих развитию личности, формированию эмоциональной стабильности и эффективных коммуникативных умений.

Представлена следующими материалами: пояснительная записка, разработки занятий.

Актуальность программы.

Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна. Для многих детей, по тем или иным причинам не получивших полноценного, соответствующего возрасту развития в дошкольном детстве, поступление в школу может явиться сложным испытанием, где ребенок сталкивается с рядом проблем.

В литературе выделяют 4 группы основных трудностей такого рода:

1.                             режимные (они чаще проявляются у первоклассников, не посещающих детские сады, и заключаются в относительно низком уровне произвольности, саморегуляции, организованности);

2.                             коммуникативные (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу и своему положению, месту в этом коллективе);

1.                                                     проблемы во взаимоотношениях с учителями;

3.                             проблемы, связанные с изменениями в семейной обстановке 
(Г. В. Бурменская и др., 1990).

Хотя бы с одной из выделенных групп проблем, пожалуй, сталкивается каждый ученик. Однако вопрос заключается в том, как он справляется с этими трудностями, какие способы решения задач, связанные с процессом адаптации к школе, выбирает ребенок. К сожалению, для некоторых  учащихся эти проблемы остаются не разрешимыми.

Обоснование  имеющихся затруднений в массовой образовательной практике.

В настоящее время массовая психологическая практика испытывает затруднения в конкретных программах со специальными занятиями, посвященных формированию социальных коммуникативных навыков. Предполагается, что жизнь сама всему научит,  хотя в этом есть доля истины, направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем.

Жизнь - это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Цель коррекционных занятий - помочь участнику осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с другими людьми. В этом и заключается гуманистическая идея - не заставлять, не давить, а помочь человеку преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, счастливо и общаться с окружающими людьми.

В предлагаемой программе успешно решаются следующие задачи:

·                  снижение эмоционального напряжения;

·                  создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе;

·                  перенос положительного опыта из группы в реальную школьную обстановку;

·                  развитие внутренней активности детей;

·                  формирование адекватной самооценки детей;

·                  развитие социальных эмоций;

·                  развитие коммуникативных навыков.

Психолого-педагогические средства, используемые на занятиях.

Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: беседы; дискуссии; тематические релаксации; ролевые игры; игры-драматизации; психогимнастика; самовыражение в рисунках; самовнушение; психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов.

Технология реализации программы.

Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в кабинете психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать один школьный урок. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Класс делится на две подгруппы по 10-12 человек. Каждому ребенку необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Ведущими методами проведения занятий являются не только игры, но все больше места занимают обсуждения, дискуссии, анализ поступков и поведения. Дети учатся отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать, анализировать и логически рассуждать. По каждой теме идет тренинг, релаксация, используются приемы самовнушения. Форма проведения занятия достаточно свободная. Ребята не только слушают, отвечают на вопросы, рисуют, но и общаются между собой.

Количество занятий и темы можно менять в зависимости от конкретного класса и его проблем.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о ее несомненной доступности и эффективности для учащихся начальной школы. Субъективная удовлетворенность процессом тренинга изучалась с помощью «обратной связи». Это дает возможность, как показывает опыт, получить ценную информацию о непосредственных впечатлениях участников тренинга. Получая обратную связь, после окончания занятий мы имеем возможность оценить итоги  личностного роста каждого из участников. Ребята меняются сами, меняются их взгляды на других и окружающий мир.

Дети с большим желанием посещают занятия. А учителя, работающие в этих классах, обратили внимание на то, что ребята стали себя чувствовать более уверенно и быстрее адаптировались к школьной жизни.

Занятия проводятся с учащимися первых классов на начальных этапах обучения. Проведение занятий не требует специального материального оснащения помещения. Дидактический материал готовит психолог.    Данная программа используется для адаптации учащихся к школьной жизни. При ее использовании необходимо иметь сведения об участниках, т. е. должна быть проведена первичная диагностика (разработки занятий см. в приложении 3).

 

          Работа по вышеуказанной  программе проводилась в течении 6 недель ( по 2 занятия в неделю, время  занятий – по 40 минут). На завершающем  этапе групповой работы  проводилась контрольная диагностика уровня школьной тревожности у участников группы, позволяющая оценить эффективность работы. Контрольная диагностика проводилась по прошествии одной недели с момента окончания работы группы. Для ее проведения нами были использованы следующие психодиагностические методики (все эти методики описаны выше).

1.                             Тест на эмоциональное отношение к школе.

2.                             Проективная методика (А.М.Прихожан).

3.                             Беседа с родителями и учителями.

 

       Итог контрольной диагностики  таков: Утех ребят, у которых ранее  было отрицательное отношение  к школе,  сменилось на пограничное между положительным и отрицательным (6% учащихся – пограничное отношение, 94% - положительное отношение к школе).

 

 

 

          Беседы с родителями  и учителями показали, что признаков  проявления тревожности у учащихся  стало значительно меньше.                                

 

           Следует отметить, что помимо работы с учениками была проведена работа с педагогами и родителями. С учителями, работающими в параллели первых классов, был проведен семинар в начале учебного года по проблеме школьной адаптации, на котором педагоги были информированы о психологических особенностях адаптации учащихся к обучению в школе, обучены навыкам распознавания тревожных детей и оказания им поддержки.

Также педагогам было предложено проводить психопрофилактические классные часы для первоклассников. Цель этих классных часов заключается в содействии школьной адаптации  учащихся посредством переработки потенциально проблемных сфер школьной жизни (А.В.Микляева, П.В.Румянцева Школьная тревожность).

 

       Для родителей первоклассников  организованы родительские собрания, на которых рассказывалось о  возрастных особенностях первоклассников, об уровне тревожности, характерном  для их класса «в среднем». Также на родительских собраниях  родители информированы о возможных  проявлениях школьной тревожности  как симптома нарушения школьной  адаптации и далее сформулированы  конкретные рекомендации по содействию  школьной адаптации ребенка.

 

       

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Проблема тревожности  является одной из наиболее  актуальных проблем в современной  психологии. Среди негативных переживаний  человека тревожность       занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности,       продуктивности деятельности, к трудностям в обще-нии. В состоянии тревоги мы, как правило,      переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая       из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше       соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом       следует учиты-вать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться       разными эмоциями

 

      Тревожность - индивидуальная  психологическая особенность, состоящая  в    повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных       ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому       не предрасполагают.

 

      Тревожность может  порождаться как реальным неблагополучием  личности в наиболее значимых  областях деятельности и общения, так и существовать вопреки  объективно благополучному положению, являясь следствием определенных  личностных конфликтов, нарушений  в развитии самооценки и т.п.

 

      Тревожность как свойство  личности во многом обуславливает  поведение       субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная       особенность активной деятельной личности. У каждого чело-века существует       свой оптимальный или желательный уровень тревож-ности - это так называемая       полезная тревожность. Оценка человеком сво-его состояния в этом отношении       является для него существенным компо-нентом самоконтроля и самовоспитания.

 

      Однако повышенный  уровень тревожности является  субъективным проявление       неблагополучия личности.

 

      Тревожность оказывает  существенное влияние и на  самооценку ребенка.

 

      Повышенный уровень  тревожности у ребенка может  свидетельствовать о его       недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным       ситуациям. Это порождает общую установку на неуверен-ность в себе.

 

      Таким образом, вопросы  изучения детской и подростковой  тревожности       занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее       злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов       коррекции тревожного поведения.

Анализ проделанной работы позволяет говорить о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с целью формирования у них эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков (такая работа была проведена). Важна работа с учителями и родителями: разработаны рекомендации для родителей первоклассников, памятка педагогам «Правила работы с тревожными детьми».

Информация о работе Тревожность у детей младшего школьного возраста