Данная методика позволила
оценить, как чувствует себя ученик среди
одноклассников, как он воспринимает учителя
и свой класс, каким ему видится их отношение
к себе, что он ощущает и о чем думает.
С этими ребятами проводилась
групповая коррекционно-развивающая работа
по программе А.В.Микляевой, П.В.Румянцевой,
направленная на поиск форм работы с учащимися,
способствующих развитию личности, формированию
эмоциональной стабильности и эффективных
коммуникативных умений.
Групповая работа
по проблеме школьной тревожности для
учащихся 1 класса.
Календарно - тематическое
планирование.
№ п.п. |
Тема |
Кол-во часов |
1
класс |
1. |
Установление правил, создание
рабочей атмосферы. |
1 |
|
2. |
Сплоченность группы, закрепление
правил. |
1 |
|
3. |
Закрепление мотивации групповой
работы, осознание личных трудностей. |
1 |
|
4. |
Вербализация содержания школьной
тревожности. |
1 |
|
5. |
Разрядка школьной тревожности. |
1 |
|
6. |
Проработка школьных страхов
путем
разыгрывания
тревожащих ситуаций. |
1 |
|
7. |
Тренировка гибкости поведения. |
1 |
|
8. |
Закрепление позитивного отношения
к школе. |
1 |
|
9. |
Повышение самооценки участников
группы. |
1 |
|
10. |
Развитие коммуникативных навыков
учащихся. |
1 |
|
11. |
Закрепление представлений
о бесконфликтном общении |
1 |
|
12. |
Подведение итогов. |
1 |
|
Количество часов: 12
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАПО
ФОРМИРО-ВАНИЮ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ(А.В.Микляева, П.В.Румянцева)
Пояснительная записка
Программа направлена на поиск
форм работы с учащимися, способствующих
развитию личности, формированию эмоциональной
стабильности и эффективных коммуникативных
умений.
Представлена следующими материалами:
пояснительная записка, разработки занятий.
Актуальность программы.
Здоровье детей и подростков
сегодня становится все более актуальной
темой. Расширение диагностических возможностей,
становление школьной психологии позволяют
выявлять особенности развития детского
организма на всех этапах пребывания ребенка
в школе. Полученная в результате исследований
информация, как правило, неутешительна
и тревожна. Для многих детей, по тем или
иным причинам не получивших полноценного,
соответствующего возрасту развития в
дошкольном детстве, поступление в школу
может явиться сложным испытанием, где
ребенок сталкивается с рядом проблем.
В литературе выделяют 4 группы
основных трудностей такого рода:
1. режимные (они чаще проявляются
у первоклассников, не посещающих детские
сады, и заключаются в относительно низком
уровне произвольности, саморегуляции,
организованности);
2. коммуникативные (чаще всего
наблюдаются у детей, имеющих опыт общения
со сверстниками, проявляются в сложности
привыкания к классному коллективу и своему
положению, месту в этом коллективе);
1. проблемы во взаимоотношениях
с учителями;
3. проблемы, связанные с изменениями
в семейной обстановке
(Г. В. Бурменская и др., 1990).
Хотя бы с одной из выделенных
групп проблем, пожалуй, сталкивается
каждый ученик. Однако вопрос заключается
в том, как он справляется с этими трудностями,
какие способы решения задач, связанные
с процессом адаптации к школе, выбирает
ребенок. К сожалению, для некоторых учащихся
эти проблемы остаются не разрешимыми.
Обоснование имеющихся
затруднений в массовой образовательной
практике.
В настоящее время массовая
психологическая практика испытывает
затруднения в конкретных программах
со специальными занятиями, посвященных
формированию социальных коммуникативных
навыков. Предполагается, что жизнь сама
всему научит, хотя в этом есть доля истины,
направленное обучение способам успешной
социализации позволило бы избежать многих
проблем.
Жизнь - это, прежде всего, социальное
явление. В сфере межличностных отношений,
во время игры, в интимные моменты человек
испытывает потребность в эмоциональном
тепле и контакте с другим человеком.
Цель коррекционных занятий
- помочь участнику осознать свою индивидуальность,
выработать свой коммуникативный стиль,
основные способы общения с другими людьми.
В этом и заключается гуманистическая
идея - не заставлять, не давить, а помочь
человеку преодолеть стереотипы, мешающие
ему жить радостно, счастливо и общаться
с окружающими людьми.
В предлагаемой программе успешно
решаются следующие задачи:
· снижение эмоционального
напряжения;
· создание положительного
эмоционального настроения и атмосферы
«безопасности» в группе;
· перенос положительного опыта
из группы в реальную школьную обстановку;
· развитие внутренней активности
детей;
· формирование адекватной
самооценки детей;
· развитие социальных эмоций;
· развитие коммуникативных
навыков.
Психолого-педагогические
средства, используемые на занятиях.
Арсенал методических средств,
используемых на занятиях, представляет
собой: беседы; дискуссии; тематические
релаксации; ролевые игры; игры-драматизации;
психогимнастика; самовыражение в рисунках;
самовнушение; психотерапевтические приемы:
эмоциональное отреагирование отрицательных
переживаний, снятие и уменьшение социальных
страхов.
Технология реализации
программы.
Занятия проводятся по принципу
социально-психологического тренинга
в кабинете психолога или в специальном
помещении, где можно свободно располагаться
и передвигаться. Их продолжительность
не должна превышать один школьный урок.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Класс
делится на две подгруппы по 10-12 человек.
Каждому ребенку необходимо обеспечить
возможность проявить себя, быть открытым
и не бояться ошибок.
Ведущими методами проведения
занятий являются не только игры, но все
больше места занимают обсуждения, дискуссии,
анализ поступков и поведения. Дети учатся
отвечать на вопросы и делать выводы, обобщать,
анализировать и логически рассуждать.
По каждой теме идет тренинг, релаксация,
используются приемы самовнушения. Форма
проведения занятия достаточно свободная.
Ребята не только слушают, отвечают на
вопросы, рисуют, но и общаются между собой.
Количество занятий и темы можно
менять в зависимости от конкретного класса
и его проблем.
Анализ проделанной работы
позволяет говорить о ее несомненной доступности
и эффективности для учащихся начальной
школы. Субъективная удовлетворенность
процессом тренинга изучалась с помощью
«обратной связи». Это дает возможность,
как показывает опыт, получить ценную
информацию о непосредственных впечатлениях
участников тренинга. Получая обратную
связь, после окончания занятий мы имеем
возможность оценить итоги личностного
роста каждого из участников. Ребята меняются
сами, меняются их взгляды на других и
окружающий мир.
Дети с большим желанием посещают
занятия. А учителя, работающие в этих
классах, обратили внимание на то, что
ребята стали себя чувствовать более уверенно
и быстрее адаптировались к школьной жизни.
Занятия проводятся с учащимися
первых классов на начальных этапах обучения.
Проведение занятий не требует специального
материального оснащения помещения. Дидактический
материал готовит психолог. Данная программа
используется для адаптации учащихся
к школьной жизни. При ее использовании
необходимо иметь сведения об участниках,
т. е. должна быть проведена первичная
диагностика (разработки занятий см. в
приложении 3).
Работа по вышеуказанной
программе проводилась в течении
6 недель ( по 2 занятия в неделю, время
занятий – по 40 минут). На завершающем
этапе групповой работы проводилась
контрольная диагностика уровня школьной
тревожности у участников группы, позволяющая
оценить эффективность работы. Контрольная
диагностика проводилась по прошествии
одной недели с момента окончания работы
группы. Для ее проведения нами были использованы
следующие психодиагностические методики
(все эти методики описаны выше).
1. Тест на эмоциональное отношение
к школе.
2. Проективная методика (А.М.Прихожан).
3. Беседа с родителями и учителями.
Итог контрольной диагностики
таков: Утех ребят, у которых ранее
было отрицательное отношение
к школе, сменилось на пограничное между
положительным и отрицательным (6% учащихся
– пограничное отношение, 94% - положительное
отношение к школе).
Беседы с родителями
и учителями показали, что признаков
проявления тревожности у учащихся
стало значительно меньше.
Следует отметить, что помимо
работы с учениками была проведена работа
с педагогами и родителями. С учителями,
работающими в параллели первых классов,
был проведен семинар в начале учебного
года по проблеме школьной адаптации,
на котором педагоги были информированы
о психологических особенностях адаптации
учащихся к обучению в школе, обучены навыкам
распознавания тревожных детей и оказания
им поддержки.
Также педагогам было предложено
проводить психопрофилактические классные
часы для первоклассников. Цель этих классных
часов заключается в содействии школьной
адаптации учащихся посредством переработки
потенциально проблемных сфер школьной
жизни (А.В.Микляева, П.В.Румянцева Школьная
тревожность).
Для родителей первоклассников
организованы родительские собрания,
на которых рассказывалось о
возрастных особенностях первоклассников,
об уровне тревожности, характерном
для их класса «в среднем».
Также на родительских собраниях
родители информированы о возможных
проявлениях школьной тревожности
как симптома нарушения школьной
адаптации и далее сформулированы
конкретные рекомендации по содействию
школьной адаптации ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема тревожности
является одной из наиболее
актуальных проблем в современной
психологии. Среди негативных переживаний
человека тревожность занимает особое
место, часто она приводит к снижению работоспособности,
продуктивности деятельности, к трудностям
в обще-нии. В состоянии тревоги мы, как
правило, переживаем не одну эмоцию, а
некоторую комбинацию различных эмоций,
каждая из которых оказывает влияние на
наши социальные взаимоотношения, на наше
соматическое состояние, на восприятие,
мышление, поведение. При этом следует
учиты-вать, что состояние тревоги у разных
людей может вызываться разными эмоциями
Тревожность - индивидуальная
психологическая особенность, состоящая
в повышенной склонности испытывать беспокойство
в различных жизненных ситуациях, в том
числе и тех, объективные характеристики
которых к этому не предрасполагают.
Тревожность может
порождаться как реальным неблагополучием
личности в наиболее значимых
областях деятельности и общения,
так и существовать вопреки
объективно благополучному положению,
являясь следствием определенных
личностных конфликтов, нарушений
в развитии самооценки и т.п.
Тревожность как свойство
личности во многом обуславливает
поведение субъекта. Определенный уровень
тревожности - естественная и обязательная
особенность активной деятельной личности.
У каждого чело-века существует свой оптимальный
или желательный уровень тревож-ности
- это так называемая полезная тревожность.
Оценка человеком сво-его состояния в
этом отношении является для него существенным
компо-нентом самоконтроля и самовоспитания.
Однако повышенный
уровень тревожности является
субъективным проявление неблагополучия
личности.
Тревожность оказывает
существенное влияние и на
самооценку ребенка.
Повышенный уровень
тревожности у ребенка может
свидетельствовать о его недостаточной
эмоциональной приспособленности к тем
или иным социальным ситуациям. Это порождает
общую установку на неуверен-ность в себе.
Таким образом, вопросы
изучения детской и подростковой
тревожности занимают значительное место
в современной психологии. Среди наиболее
злободневных вопросов - выявление причин
возникновения и способов коррекции тревожного
поведения.
Анализ проделанной работы
позволяет говорить о необходимости проведения
коррекционно-развивающей работы с младшими
школьниками с целью формирования у них
эмоциональной стабильности и коммуникативных
навыков (такая работа была проведена).
Важна работа с учителями и родителями:
разработаны рекомендации для родителей
первоклассников, памятка педагогам «Правила
работы с тревожными детьми».