В чем-то все первоклассники
похожи между собой. Ведь для любого ребенка
поступление в школу - событие чрезвычайно
значимое. И при этом все они разные. Один
быстро привыкает к новой обстановке и
новым требованиям, у другого процесс
адаптации затягивается. Вот эта девочка
с радостью каждый день идет в школу, а
ее одноклассница постоянно озабочена:
так ли я сделала домашнее задание? Почему
учительница сегодня меня не спросила?
Почему ко мне плохо относятся в классе?
И т. п.
Негативные переживания, опасения
ребенка по поводу разных сторон школьной
жизни могут стать очень интенсивными
и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные
нарушения обозначаются по-разному. Термин
"школьный невроз" используют, когда
у школьника отмечаются "беспричинные"
рвоты, повышение температуры, головные
боли... Причем именно по утрам, когда нужно
собираться в школу. В каникулы такие симптомы
почему-то исчезают.
"Школьная фобия" обозначает
крайнюю форму страха перед
посещением школы. Она может и
не сопровождаться телесными
симптомами, но без медицинской
помощи в таком случае обойтись
трудно. А школьная тревожность?
Это сравнительно "мягкая" форма
эмоционального неблагополучия. Но
она может перерасти и в
гораздо более серьезную форму.
Большинство ученых считает,
что в дошкольном и младшем школьном возрасте
одна из основных причин кроется в нарушении
детско-родительских отношений.
Авторы книги «Эмоциональная
устойчивость школьника» Б.И. Кочубей
и Е.В. Новикова (1998) считают, что тревожность
развивается вследствие наличия у
ребенка внутреннего конфликта, который
может быть вызван:
1.Противоречивыми требованиями,
предъявляемыми родителями, либо
родителями и школой (детским
садом).
Например, родители не пускают
ребенка в школу из-за плохого самочувствия,
а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает
его за пропуск урока в присутствии других
детей.
2.Неадекватными требованиями
(чаще всего, завышенными).
Например, родители неоднократно
повторяют ребенку, что он непременно
должен быть отличником, не могут и не
хотят смириться с тем, что сын или дочь
получает в школе не только «пятерки»
и не является лучшим учеником класса.
3. Негативными требованиями,
которые унижают ребенка, ставят
его в зависимое положение.
Например, воспитатель или учитель
говорят ребенку: «Если ты расскажешь,
кто плохо себя вел в мое отсутствие, я
не сообщу маме, что ты подрался». Специалисты
считают, что в дошкольном и младшем школьном
возрасте более тревожны мальчики, а после
12 лет — девочки. При этом девочки больше
волнуются по поводу взаимоотношений
с другими людьми, а мальчиков в большей
степени беспокоят насилие и наказание.
Совершив какой-либо «неблаговидный»
поступок, девочки переживают, что мама
или педагог плохо о них подумают, а подружки
откажутся играть с ними. В этой же ситуации
мальчики, скорее всего, будут бояться,
что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Как отмечают авторы книги,
через 6 недель после начала учебного года
у школьников обычно повышается уровень
тревожности, и они нуждаются в 7 —10-дневном
отдыхе.
Тревожность ребенка во многом
зависит от уровня тревожности окружающих
его взрослых. Высокая тревожность педагога
или родителя передается ребенку. В семьях
с доброжелательными отношениями дети
менее тревожны, чем в семьях, где часто
возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после
развода родителей, когда, казалось бы,
в семье закончились скандалы, уровень
тревожности ребенка не снижается, а, как
правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю.
Брель выявила и такую закономерность:
тревожность детей возрастает в том случае,
если родители не удовлетворены своей
работой, жилищными условиями, материальным
положением. Может быть, именно поэтому
в наше время число тревожных детей неуклонно
растет.
Авторитарный стиль родительского
воспитания в семье тоже не способствует
внутреннему спокойствию ребенка.
Существует мнение, что учебная
тревожность начинает формироваться уже
в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать
как стиль работы воспитателя, так и завышенные
требования к ребенку, постоянные сравнения
его с другими детьми. В некоторых семьях
на протяжении всего года, предшествующего
поступлению в школу, в присутствии ребенка
ведутся разговоры о выборе «достойной»
школы, «перспективного» учителя. Озабоченность
родителей передается и детям. Кроме того,
родители нанимают ребенку многочисленных
учителей, часами выполняют с ним задания.
Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному
обучению организм ребенка иногда не выдерживает,
малыш начинает болеть, желание учиться
пропадает, а тревожность по поводу грядущего
обучения стремительно возрастает.
Тревожность может быть сопряжена
с неврозом или с другими психическими
расстройствами. В этих случаях необходима
помощь медицинских специалистов.
Портрет тревожного
ребенка
В класс входит ребенок. Он напряженно
вглядывается во все, что находится вокруг,
робко, почти беззвучно здоровается и
неловко садится на краешек ближайшего
стула. Кажется, что он ожидает каких-либо
неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких
детей в школе немало, и работать с ними
не легче, а даже труднее, чем с другими
категориями «проблемных» детей, потому
что и гиперактивные, и агрессивные дети
всегда на виду, «как на ладошке», а тревожные
стараются держать свои проблемы при себе.
Их отличает чрезмерное беспокойство,
причем иногда они боятся не самого события,
а его предчувствия. Часто они ожидают
самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными,
опасаются играть в новые игры, приступать
к новым видам деятельности. У них высокие
требования к себе, они очень самокритичны.
Уровень их самооценки низок, такие дети
и впрямь думают, что хуже других во всем,
что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
Они ищут поощрения, одобрения взрослых
во всех делах.
Для тревожных детей характерны
и соматические проблемы: боли в животе,
головокружения, головные боли, спазмы
в горле, затрудненное поверхностное дыхание
и др. Во время проявления тревоги они
часто ощущают сухость во рту, ком в горле,
слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Критерии определения
тревожности у ребенка
1.Постоянное беспокойство.
2.Трудность, иногда невозможность
сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например,
в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок
тревожен, если хотя бы один из критериев,
перечисленных выше, постоянно проявляется
в его поведении.
Тревожный ребенок
1.Не может долго работать,
не уставая.
2.Не может сосредоточиться
на чем-то.
3.Любое задание вызывает
излишнее беспокойство.
4.Во время выполнения
заданий ребенок очень напряжен,
скован.
5.Смущается чаще других.
6.Часто говорит о напряженных
ситуациях.
7.Как правило, краснеет
в незнакомой обстановке.
8.Жалуется на то, что
ему снятся страшные сны.
9.Руки у него обычно
холодные и влажные.
10.Нередко бывает расстройство
стула.
11.Сильно потеет, когда
волнуется.
12.Не обладает хорошим
аппетитом.
13.Спит беспокойно, засыпает
с трудом.
14.Пуглив, многое вызывает
страх.
15.Обычно беспокоен, легко
расстраивается.
16.Часто не может сдержать
слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18.Не любит браться
за новое дело.
19.Не уверен в себе,
в своих силах.
20.Боится сталкиваться
с трудностями.
1.2. Специфика школьной
тревожности
В чем причины школьной тревожности?
Прежде всего, причины определяются
природной нервно-психической организацией
школьника. Не в последнюю очередь - особенностями
воспитания, завышенными требованиями
родителей к ребенку (все нужно делать
только на "отлично"). У некоторых
детей страхи и нежелание ходить в школу
вызваны самой системой обучения, в том
числе несправедливым или нетактичным
поведением учителя. Причем среди таких
детей есть школьники с самой разной успеваемостью.
Известный психолог А. Прихожан
выделяет следующие особенности тревожных
детей в школе.
- Сравнительно высокий
уровень обучаемости. При этом
учитель может считать такого
ребенка неспособным или недостаточно
способным к учению.
- Эти школьники не могут
выделить в работе основную
задачу, сосредоточиться на ней.
Они пытаются контролировать
одновременно все элементы задания.
- Если не удается сразу
справиться с заданием, тревожный
ребенок отказывается от дальнейших
попыток. Неудачу он объясняет
не своим неумением решить
конкретную задачу, а отсутствием
у себя всяких способностей.
- На уроке поведение
таких детей может казаться
странным: иногда они правильно
отвечают на вопросы, иногда молчат
или отвечают наугад, давая в
том числе и нелепые ответы.
Говорят иногда сбивчиво, взахлеб,
краснея и жестикулируя, иногда
еле слышно. И это не связано
с тем, насколько хорошо ребенок
знает урок.
- При указании тревожному
школьнику на его ошибку странности
поведения усиливаются, он как
бы теряет всякую ориентацию
в ситуации, не понимает, как можно
и нужно себя вести.
А. Прихожан считает, что такое
поведение отмечается именно у тревожных
первоклассников. И все же школьная тревожность
свойственна детям и других школьных возрастов.
Проявляться она может в их отношении
к оценкам, страхе перед контрольными
и экзаменами и т.п.
Психологами разработаны программы
коррекционной работы с такими детьми.
Это могут быть индивидуальные и групповые
занятия. Занятия формируют у ребенка
конструктивные навыки поведения в трудных
ситуациях. Преодолевается его стремление
действовать всегда и везде по правилам.
Он обучается доступным способам снятия
излишней тревоги, напряжения, учится
расслабляться и т.д.
Еще важно научить тревожного
ребенка самостоятельно оценивать результаты
своей деятельности и доверять собственным
оценкам. Некоторым детям нужно помочь
овладеть недостающими учебными умениями,
восполнить пробелы в усвоении школьной
программы.
Кроме того, психолог обязательно
даст рекомендации и родителям, и педагогам.
В их силах помочь тревожному школьнику
изменить свое отношение к успеху и неудаче,
к оценкам со стороны взрослых и детей.
Школьная тревожность — это
самое широкое понятие, включающее различные
аспекты устойчивого школьного эмоционального
неблагополучия. Она выражается в волнении,
повышенном беспокойстве в учебных ситуациях,
в классе, в ожидании плохого отношения
к себе, отрицательной оценки со стороны
педагогов, сверстников. Ребенок постоянно
чувствует собственную неадекватность,
неполноценность, не уверен в правильности
своего поведения, своих решений.
В целом, школьная тревожность
является результатом взаимодействия
личности с ситуацией. Это специфический
вид тревожности, характерный для определенного
класса ситуаций — ситуаций взаимодействия
ребенка с различными компонентами школьной
образовательной среды.
Чувство тревоги в школьном
возрасте неизбежно, поскольку познание
всегда сопровождается тревогой. Познание
— это всегда открытие чего-то нового,
а все новое таит в себе беспокоящую человека
неопределенность. Устранить эту тревогу,
по сути, означает нивелировать все трудности
познания, которые являются необходимым
условием успешности усвоения знаний.
Поэтому следует сразу оговориться,
что оптимальная учеба в школе возможна
только при условии более или менее систематического
переживания тревоги по поводу событий
школьной жизни. Однако интенсивность
этого переживания не должна превышать
индивидуальной для каждого ребенка «критической
точки», после которой оно начинает оказывать
дезорганизующее, а не мобилизующее влияние.
Именно интенсивное, дезорганизующее
учебную деятельность переживание тревожности
рассматривается как системообразующий
признак школьной дезадаптации .
Наиболее типично возникновение
школьной тревожности, связанной с социально-психологическими
факторами или фактором образовательных
программ. На основе анализа литературы
и опыта работы со школьной тревожностью
мы выделили несколько факторов,воздействие
которых способствуетее формированию
и закреплению.
В их число входят:
- учебные перегрузки;
- неспособность учащегося
справиться со школьной программой;
- неадекватные ожидания
со стороны родителей;
-неблагоприятные отношения
с педагогами;
- регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные
ситуации;
- смена школьного коллектива
и / или непринятие детским коллективом.
Динамика школьной
тревожности
Как ни странно, школьная тревожность
начинает формироваться в дошкольном
возрасте. Она возникает вследствие столкновения
ребенка с требованиями обучения и кажущейся
невозможностью им соответствовать (Лютова
Е. К., Монина Г. Б., 2001). Такое положение
дел приводит к тому, что к моменту поступления
в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному
реагированию на различные аспекты школьной
жизни.
Младший
школьный возраст традиционно считается «эмоционально
насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением
в школу расширяется круг потенциально
тревожных событий, прежде всего, за счет
оценочных ситуаций, усугубленных фактором
публичности (ответ у доски, контрольная
работа и т. д.).
Учитывая, что этот возраст
знаменуется одним из наиболее ярких возрастных
кризисов развития («кризис семи лет»),
неудивительно, что шести - семилетний
ребенок становится особенно эмоционально
возбудимым, раздражительным, капризным,
что происходит на фоне процесса адаптации
к новой роли — школьника. О важности этого
процесса говорит хотя бы тот факт, что
Всемирной организацией здравоохранения
этот период называется периодом «школьного
шока».
Поскольку тревога является
неотъемлемым элементом адаптационного
процесса, больше всего беспокойств по
поводу школьной жизни испытывают первоклассники,
для которых посещение школы представляет
собой принципиально новую форму организации
жизни. При этом, как показано в исследовании
Лютовой и Мониной (2001), школьная тревожность
первоклассника «персонифицирована»
в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы
вокруг нежелания огорчить близких людей.
Как правило, после завершения адаптационного
периода (по разным данным, он длится от
одного месяца до полугода) уровень тревожности
у большинства детей, для которых этот
период был успешен, нормализуется.