Тревожность у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:15, дипломная работа

Краткое описание

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят сущест¬венные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация раз¬вития, формируется учебная деятельность, которая является для него ве¬дущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся про¬извольными.

Вложенные файлы: 1 файл

Тревожность у учеников младшего школьного возраста.docx

— 123.95 Кб (Скачать файл)

При благоприятной адаптации сроки нормализации эмоционально поведенческих реакций - первая, вторая четверть. Невротические реакции отсутствуют или легкие. Учащиеся демонстрируют хорошую успеваемость, одобряемое поведение и низкую заболеваемость.

Условно-благоприятная адаптацияпроявляется в виде нисколько сниженного настроения или легкой депрессии, из которой ребенок выходит в случае интересных занятий, игр,либо в виде умеренной депрессии -ребенок задумчив, вял, рассеян, в учебный процесс вовлекается с трудом. Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность сотрудничать со сверстниками, избирателен в общении из-за робости, мало инициативен; проявляет избирательный интерес к определенным видам занятий и остается безучастным к другим. Ввиду его несобранности и отвлекаемости такому ученику не всегда удастся идти в ногу с классом, требования учителя выполняет неохотно, формально. Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением от пребывания в школе, либо отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя, а иногда убегает от обидчика; явно робок и застенчив, легко теряется при попытке выяснить какой-либо вопрос. В игровой деятельности особого интереса не проявляет, но при активном побуждении может кратковременно и без особого желания участвовать в некоторых играх, либо присматривается к игре с любопытством; двигательная активность у детей с условно-благоприятной адаптацией низкая, общее самочувствие выражается в виде жалоб на недомогание, головную боль, дисфункцию желудочно-кишечного тракта и т.д., при отсутствии в анамнезе соответствующих заболеваний; либо жалобы могут иметь в основе функциональную или органическую патологию.

При условно-благоприятной адаптации сроки нормализации эмоционально-поведенческих реакций наблюдаются в третьей четверти, невротические реакции умеренно выражены, успеваемость хорошая или удовлетворительная, поведение антидисциплинарное (порицаемое). Склонность к простудным заболеваниям увеличивается до 3-4 раз в год.

Неблагоприятное течение адаптации особенно выражено в пониженном настроении: ребенок заторможен, на лице выражение грусти, периодически, плачет без видимых причин, либо выраженная «активная» депрессия может проявляться негативным отношением к школе. Дети с неблагоприятным течением адаптации активно не поддерживают социальных контактов, учатся без видимого желания, формально принуждая себя. На уроках ребенок отвлекается, часто занят посторонним делом или «отсутствует». Проявления агрессии в отношении сверстников не всегда мотивированные, могут быть отчетливыми и частыми не только в отношении сверстников, но и учителя. Ярко выражены такие черты, как робость, застенчивость. К игровой деятельности особого интереса не проявляет; двигательная активность в перемену может быть весьма низкой или, напротив, значительной, что часто  указывает на синдром гиперактивности. Дети с неблагоприятным течением адаптации часто жалуются на плохое самочувствие, имеющее в основе функциональную или органическую патологию, либо принимает характер устойчивой симуляции.

При неблагоприятном течении адаптации сроки нормализации эмоционально-поведенческих реакций доходят до конца учебного года либо не наступают вообще; невротические реакции значительно выражены; успеваемость - удовлетворительная либо плохая.    

 

        Венгер А.Л. (1995г) выделил   3 уровня адаптации при поступлении ребёнка в школу:

Высокий уровень адаптации.Первоклассник положительно относиться к школе, требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложнённые задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации.Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации.Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учеником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданийне проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Степени адаптации(Александровская Э.М.):

Полная адаптация.Наступает у большинства детей (56 %) в течение двух первых месяцев обучения. Часть из них практически не испытывает затруднений с самого начала обучения. Учебная активность у них носит постоянно выраженный характер, они добросовестно выполняют все требования учителя, доброжелательны, быстро приобретают друзей. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего периода наблюдения. У остальных детей затруднения могут быть зарегистрированы в любой из сфер школьной жизни. Для определённой части учащихся возникают сложности в приобретении социальных контактов; сфера их общения в первые 2 месяца обучения ограничена, активность на уроке снижена. У других учеников трудности сопряжены с выполнением правил поведения: они часто отвлекаются на уроках, типичная ошибка в письменных работах - пропуск букв, на перемене временами конфликтуют с одноклассниками. Однако в конце октября происходит смена поведенческих реакций: повышается активность на уроках, нормализуются взаимоотношения с одноклассниками.

Неполная или неустойчивая адаптацияотмечается примерно у 30 % детей, Их отличают два показателя: более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения, что отражается в низких значениях интегрального показателя; отсутствие стабилизации интегрального показателя на высоком уровне в зоне адаптации. Подобный характер приспособления связан прежде всего с плохой подготовкой этих детей к школе, низким уровнем развития у них познавательных интересов. В начальный период обучения у школьников данной группы должна произойти существенная перестройка, которая требует достаточного времени. Чаще всего у них нарушена учебная активность: она носит кратковременный характер и заменяется игрой. В поведении этих ребят в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки: на уроках они рисуют, играют, занимаются посторонними делами. Всё это говорит о социальной незрелости этих детей: они ещё не готовы взять на себя роль школьника в общественно значимой ситуации обучения. У некоторых из них на протяжении 3-4 месяцев обучения низкий уровень овладения школьной программой сопровождается трудностями во взаимоотношениях с учителем и одноклассниками. Они не поднимают руку на уроках, часто на обращенный к ним вопрос учителя отвечают тихим голосом, мало контактируют с одноклассниками. Лишь в конце первого полугодия негативные формы поведения сменяются у них более адекватными. Изменение поведенческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, однако его значения не достигают высокого уровня. При усложнении учебной программы у большинства учеников этой группы отмечается неустойчивость выявленных критериев.

У  учащихся отмечается отсутствие нормальных форм социально - психологической адаптации,  что  проявляется в ограничении способности справляться  со  своими учебными  исоциальными функциями, в негативных формах поведения, появлении отрицательных эмоций. Их отличают неустойчивость по всем выделенным критериям; срывы адаптации; неуклонное снижение интегральной оценки. У некоторых детей этой группы очень слабо выражена учебная активность, отсутствие успехов в учёбе резко снижает их социальный статус, дети -одноклассники активно их отвергают. Подобная ситуация неблагоприятно сказывается на их эмоциональном состоянии. Постепенно меняется характер их взаимоотношений с учителем, чаще всего они избегают контакта с ним, выполняя требования формально. Школьная неуспеваемость в данном случае является как бы производным или вторичным фактором их дезадаптации. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего, в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. Они теряются при ответах на вопрос учителя, часто допускают ошибки, выполняя задания, перемены проводят в одиночестве, предпочитая не выходить из класса. Чаще всего авторами выделяются 2 уровня:

-школьная адаптация

-школьная дез(диз)адаптация

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

2.1 Методы психологической  диагностики школьной тревожности

 

 

Исследование в контексте проблемы школьной тревожности учащихся в состояла из нескольких последовательных этапов. На первом (психодиагностическом) этапе  выявляются дети, для которых характерна повышенная школьная тревожность. Для этого  проводилась фронтальная психологическая диагностика. Для этого  были использованы разнообразные методические подходы:

- наблюдение за поведением  учащихся в школе

- опросы родителей учащихся  и учителей

- «Методика диагностики  школьной тревожности А.М.Прихожан»

-«Изучение эмоционального  отношения ребенка к школе» (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)

- Методика «Сказка» (В.А.Кореневская)

- тесты-опросники

 

 

«Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся»

Метод экспертных опросов позволяет получить информацию о симптомах тревожности, проявляющихся во взаимодействии с учителями и родителями.

Цель данного метода – диагностика школьной тревожности с помощью анализа ее поведенческих проявлений. Опрос проводился путем анкетирования. При обработке результатов нами учитывалось количество «неблагоприятных» оценок, данных родителями или педагогами.

 

 

Признак

Да

Нет

1.Высказывает нежелание  ходить в школу

   

2.Боится опоздать в  школу

   

3.Не заходит в класс, если опоздал на урок

   

4. Старается получить  хорошую оценку, плохая оценка  вызывает сильные эмоции, иногда  слезы

   

5.Часто появляются головные  боли, головокружение, боли в животе

   

6. Относится к заданиям  с чрезмерным усердием, тратит  на учебу много    времени

   

7.Если задание кажется  слишком сложным, может бросить  его, не доделав

   

8. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре  о школьных делах

   

9. На уроках рассеян

   

10. Боится потерять школьные  принадлежности или испортить  их

   

11.Рассказывает, что ему  снятся страшные сны, связанные  со школой

   

12. На уроках отвечает  тихо, иногда с вопросительными  интонациями

   

13. Высказывает обеспокоенность  перед контрольными или проверочными  работами

   

14. На контрольных работах, при ответе у доски теряется, не может продемонстрировать  свои знания

   

15. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников  или нарушить ход урока другими  способами

   

16. Нет друзей среди  одноклассников

   

17. Дополнительная информация, которая кажется Вам важной

   

Итого

   

 

 

 

Проективная методика (А.М.Прихожан)

Диагностика  проводилась в индивидуальной форме, в начале учебного дня, в отсутствии классного руководителя, в условиях позитивного контакта с ребенком.

Цель методики: выявить уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

 

 Эта методика позволила выявить общий уровень школьной тревожности учащихся. Ребенку предлагался  набор из 12 рисунков  (для мальчиков и для девочек наборы рисунков разные). На каждой картинке нарисованы люди, но без лиц, и ребенку предлагалось придумать настроение для каждого лица.

При выполнении этого задания обращалось особое внимание на тех ребят, ответы которых считались «неблагополучными» и их количество было  6 и более.

 

 

 

 «Изучение эмоционального отношения к школе» (О.Н.Истратова, Т.В.Эксакусто)

Процедура проведения: подготовка 1) 22 карточек с прилагательными антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой - маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2) 2 коробочек с наклеенными на них картинками: на одной — дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.

Проведение исследования. Эксперимент проводился с первоклассниками, посещавшими до школы детский сад и так называемыми «домашними» детьми . Перед ребенком ставилось 2 коробочки и давалась следующая инструкция: «Вот это — школьники, они идут в школу, а это — дошкольники, они играют. Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику, в ту коробочку и положи карточку».

Далее зачитывались прилагательные и передавалась карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек.

Обработка данных. Подсчитывалось (общее число положительных (+) и отрицательных (-) прилагательных, характеризующих дошкольника и школьника

Методика «Определение мотивов учения» (разработана М. Р.Гинзбургом)

Методика позволяет выявить структуру мотивов учения ребенка.

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемому предлагался небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывался схематический, соответствующий содержанию абзаца рисунок, который служил внешней опорой для запоминания. Эксперимент проводился индивидуально (описание методики см. приложение 1).

Методика  "С К А З К А" В.А.Кореневская

Цель: получение обратной связи от учащихся младших классов.

Получение обратной связи от младших школьников, в особенности - от первоклассников, начинается с того, что учитель (психолог или старшеклассник) входит в класс (в данном случае важны искренность и артистизм), держа в руках красочный конверт, из которого достает письмо и "фотографию" зверят (портреты нарисованы или наклеены). После чтения письма предлагается срочно дать ответ и отправить его зверятам в другом конверте (тоже красочном и гораздо больше первого), куда каждый ребенок должен опустить свое письмо (текст сказки см. приложение 2).

Информация о работе Тревожность у детей младшего школьного возраста