Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:15, дипломная работа
Краткое описание
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят сущест¬венные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация раз¬вития, формируется учебная деятельность, которая является для него ве¬дущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования первоклассника. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся про¬извольными.
Кеша тоже кое-что вспомнил.
Когда он не выполнил задание по лесной
географии, Дарья Тимофеевна подошла,
посмотрела ему в глаза и сказала: "Кеша,
ты не выполнил задание, наверное, потому,
что у тебя что-то случилось. Сегодня я
не поставлю тебе двойку, так как ты - честный
мальчик, и я тебе верю". Кеше было очень
хорошо от того, что его назвали честным.
Он пришел домой и выполнил домашнее задание.
Впоследствии старался постоянно все
выполнять, чтобы Дарья Тимофеевна всегда
считала его честным и верила ему.
Друзья совсем развеселились.
Они спустились с дерева, покачались на
ветках, попинали шишку и пошлив школу.
Зверята не знали, что сделают учителя:
будут ли их ругать, поставят ли им двойки
за поведение, напишут ли замечание в дневник,
но им было хорошо от того, что они помогли
в беде другому. Все трое поняли, что, когда,
звери и люди помогают друг другу, веселей
становится жить.
Вдруг Тимоша сказал: "А вы
хотите узнать, как учатся и живут дети
в других школах, не только зверята, но
и ребята?" "Конечно, хотим, но как
это сделать?'' - ответили друзья. "Очень
просто: разослать всем письма. А если
кому-то плохо, мы поможем", - сказал
Тимоша. "Мы будем помогать другим!?
Здорово придумано! Мы будем спасателями!
Ура!" - весело закричали зверята.
Вскоре они записали свою историю.
Сбегали в лесную фотографию и все втроем
сфотографировались на память. В конверт
положили письмо, фотографию и вопросы,
на которые очень просят ответить ребят.
Вот что Тимоша, Кеша и Степа пишут: Дорогие
зверята и ребята! Расскажите нам о своей
жизни в школе, о своих друзьях, о своей
учительнице, нам очень хочется знать
о вас все. Пожалуйста, ответьте на наши
вопросы. А вопросы такие:
1. Когда человек часто улыбается,
он похож на солнышко, а если редко, - то
на тучку. На солнышко или на тучку похожа
твоя учительница? Если на солнышко, то
нарисуй солнышко, а если на тучку, то нарисуй
тучку. (Можно показать, как нарисовать
солнышко и тучку).
2. Фея в сказках добрая, ласковая,
от нее всегда веет теплом. А Снежная королева
красивая, строгая. Когда к ней подойдешь,
то от нее веет холодом. Твоя учительница
- Фея или Снежная королева? Если Фея, нарисуй
цветок, а если Снежная королева, - нарисуй
елочку. (Можно показать, как нарисовать
цветок и елочку).
3. Когда мама рядом, она обнимет,
погладит по голове, возьмет за руку. От
этого становится так приятно, словно
тебя касается кто-то мягкий и нежный.
Твоя учительница обнимает тебя или гладит
по голове, или берет за руку, как это делает
мама? Если да, то нарисуй цветок, а если
нет - елочку.
4. У каждого мальчика или девочки
есть тайна, которую можно рассказать
такому человеку, который способен внимательно
выслушать, не смеяться и никому о ней
не рассказывать. Ты мог бы учительнице
открыть свою тайну? Если да, то нарисуй
цветок, а если нет - то елочку.
5. Некоторые мальчики и девочки
боятся высоты, некоторые -темноты, а есть
и такие, которые боятся учителя. Ты, случайно,
не боишься своего учителя? Если нет, нарисуй
цветок, а если боишься -нарисуй елочку.
6. Если человеку плохо, он страдает.
Ему становится горько и одиноко, как Степе.
Когда тебя обидят или ты получишь двойку,
приходят ли тебе на помощь ребята и учительница?
Защищают ли тебя, жалеют ли? Или тебе никто
не помогает в классе, и от этого хочется
плакать? Если помогают, нарисуй цветок,
а если нет -елочку.
7. У кого есть волшебная палочка,
тот счастливый человек, так как любое
его желание сбывается. А если бы у тебя
была волшебная палочка, захотел бы ты
взмахнуть ею и оказаться в другом классе,
где ребята лучше и добрее? Или тебе и в
этом классе хорошо? Если тебе и в этом
классе хорошо, нарисуй цветок, а если
плохо - елочку.
Дорогие ребята! Спасибо вам
за то, что ответили на наши вопросы. Теперь
скорее пришлите свои письма. А если вам
сейчас очень плохо, напишите об этом,
мы постараемся вам помочь. Можете прислать
свои рисунки.
До свидания! Ваши друзья Тимоша,
Кеша и Степа.
Приложение 3
Программа групповой
работы по проблеме школьной тревожности
для учащихся первого
класса
Занятие 1. Установление правил, создание
рабочей атмосферы
Необходимые материалы: звездочки-основы
для визиток, парные «варежки», вырезанные
из бумаги, цветные карандаши, фломастеры,
скотч, игрушка — «талисман группы», ватман,
маркер, текст сказки «Шапка-невидимка».
Ход занятия
1. Вводное слово ведущего. Краткое
выступление ведущего с целью информирования
участников группы о целях и форме занятий.
2. Знакомство, изменение
стереотипов, связанных с восприятием
работы группы как урока, демонстрация
стиля взаимоотношений с ведущим группы
и ее членами. В общем кругу каждый
называет свое имя. Работа разворачивается
по принципу «снежного кома»: первый называет
свое имя, следующий - имя предыдущего
участника и только потом свое («Тебя зовут
Аня, а я — Олег»)
и т. д. Если имя соседа забылось, нужно
его вежливо попросить повторить. В завершении
задания выясняется, кто «самый памятливый»:
желающие могут попытаться назвать по
именам всех присутствующих.
Затем каждый оформляет себе
«визитку» на заранее приготовленных
ведущим «звездочках». Если ребенок затрудняется
написать свое имя, ему помогает ведущий.
На визитке нужно отразит что-то, что ее автор
любит. По окончании работ визитки представляются
группе (с небольшим комментарием), после
чего «надеваются» — приклеиваются скотчем
(одежду это не портит). Если ребенок испытывает
трудности с определением «что я люблю»
можно предложить ему несколько альтернативных
вариантов «на выбор».
1. Упражнение «Варежки»
для развития сплоченности группы через
совместную деятельность. В случайном
порядке раздаются парные заготовки «варежек»
(на тот случай, если участников окажется
нечетное количество, необходимо приготовить
одну «тройку» варежек). Задача — найти
свою пару (тройку), договориться и вместе
раскрасить варежки. В конце каждая пара
представляет свое творение. В случае
конфликтов внутри пар возможна тактичная
помощь ведущего.
2. Установление правил
с целью регламентирования работы на основе
добровольно принятых обязательств. Обсуждаются
трудности, возникшие в предыдущих заданиях.
На их основе вырабатываются правила работы
группы, которые помогут в дальнейшем
избегать таких ситуаций, например:
- говорить по одному (может
быть как правило «талисмана»:
говорит тот, у кого в руках
выбранная в качестве талисмана
игрушка);
- не перебивать того, кто говорит;
- не применять физическую
силу в адрес других;
- никого не оскорблять,
не дразнить и т. д.
Дополнительно вводится правило
«Шапки-невидимки» как санкции за нарушение
остальных правил. Для этого используется
сказка М. Панфиловой (см. приложение 4),
адаптированная к работе в развивающей
группе (в оригинале она предназначена
для достижения аналогичных целей педагогом
на уроке).
Правила в виде пиктограмм записываются
на листе ватмана, который постоянно висит
на стене во время всех последующих занятий
группы (наш вариант пиктограмм предложен
в приложении 4). При наличии идей пиктограммы
могут предложить сами участники группы.
5.Рефлексия результатов
занятия для ассимиляции полученного
опыта. Обсуждение итогов занятия:
круг «Новое и важное для меня». Выработка
ритуала завершения занятий, включающего
элементы рефлексии («новое и важное для
меня»), его проведение. Важно внимательно
следить за соблюдением принятых правил,
тактично, но настойчиво пресекать попытки
их нарушения.
Занятие 2.Сплоченность группы, закрепление
правил
Необходимые материалы:бумага,
цветные карандаши, фломастеры, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия. Вырабатывается
ритуал приветствия, включающий элементы
рефлексии и помогающий настроиться на
работу.
2. Упражнение «Перечисли
правила», необходимое для закрепления
правил и принятия детьми ответственности
за их соблюдение. Каждый участник
получает лист бумаги. Задача - пиктографически
изобразить правила работы группы, принятые
на прошлом занятии. По завершении каждый
представляет результаты своей работы.
Правила комментируются детьми по принципу
объяснения их целесообразности. Некоторым
детям может понадобиться помощь ведущего.
3. Игра «Рука», которая
проводится для развития сплоченности группы,
формирования мотивации групповой работы,
развития эмпатии. Все сидят в кругу.
Необходимо по команде ведущего «три-четыре»,
ни с кем не договариваясь, показать определенное
количество пальцев. Играет только правая
рука. Задача заключается в том, чтобы
все участники показали одинаковое количество
пальцев.
В обсуждении выясняется, что
никто в группе не может «выиграть», пока
группа не работает синхронно, а участники
не пытаются понять ипочувствовать друг
друга.
В случае проявления раздражения,
агрессии со стороны отдельных ребят в
адрес других в контексте работы группы
данные особенности поведения регулируются
на основе правил групповой работы, в дальнейшем
служат материалом для анализа, возможно,
для индивидуальной работы с ребенком.
4. Игра «Дотронься
до...» для развития сплоченности через
физический контакт, для внимания к окружающим. Водящий
(им становятся все участники по очереди)
называет какой-то цвет, и все дотрагиваются
до этого цвета друг на друге. Игру можно
усложнить: если один игрок дотрагивается
до второго, то второму нельзя прикасаться
к первому (следовательно, он должен включить
в игру кого-то третьего). Намеренное или
даже случайное причинение боли другим
детям в контексте групповой работы регулируется
на основе правил работы группы.
5. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия). Во
время рефлексии напоминается цель групповой
работы для того чтобы связать опыт, полученный
на занятии, со «стратегическими» целями
работы.
Занятие 3.Закрепление мотивации групповой
работы, осознание личных трудностей
Необходимые материалы: магнитофон,
кассета со спокойной инструментальной
музыкой, бумага, цветные карандаши."
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
2. Игра «Броуновское
движение» для формирования рабочего
настроя, закрепления мотивации групповой
работы, развития групповой сплоченности. Участники
свободно перемещаются по помещению. По
сигналу ведущего необходимо объединиться
в группы по несколько человек. Количество
человек в группе зависит от того, сколько
раз ведущий хлопнул в ладоши. Если число
участников не кратно количеству хлопков,
группа должна решить, как сделать так,
чтобы каждый раз условие игры выполнялось
(например, того, кто не успел включиться
в основную группу, можно спрятать в середине
одной из групп).
У некоторых детей могут возникнуть
трудности со счетом хлопков на слух. В
этом случае ведущий может параллельно
с хлопками называть цифру вслух.
3.Рисунок «Мои школьные
трудности», направленный на вербализацию
личных целей участит в группе. Ведущий
предлагает собрать «копилку трудностей
первоклассника»: «Что может быть трудным
в школе?», «Что может расстроить в школе?»
Затем каждый получает лист бумаги, разделенный
на четыре части. Необходимо представить
себя художником и нарисовать иллюстрации
к четырем выбранным трудностям.
Законченные работы комментируются.
Группа помогает каждому выступающему
попринципу известной игры «Помоги Сереже»:
дают советы о том, как поступить ребенку,
попавшему в эту ситуацию. По завершении
рисунки остаются в пространстве группы.
Довольно типична ситуация, когда дети
начинают нарушать принятые правилаработы
группы. Ведущий должен настаивать на
их соблюдении. Возможно введение и игровых
санкций за нарушения правил.
1. Ритуал завершения
занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 4. Вербализация содержания школьной
тревожности
Необходимые материалы: картинка-стимул,
талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу),
2. Игра «Изобрази предмет»
для создания рабочего настроя, обращения
к школьным заботам. Детям нужно придумать
и без слов изобразить предмет, как-то
связанный со школой. Остальные участники
группы отгадывают, какой предмет имеется
в виду.
3. Упражнение «Сказка»
для вербализации участниками собственных
причин школьной тревожности в безопасной
(проективной) форме. Ребятам предлагается
картинка , по которой необходимо сочинить
сказку. Сказка сочиняется по кругу —
каждый говорит по одному предложению.
В начале работы ведущий поясняет, что
Заяц этот очень робкий и всего на свете
опасается.
Если сказку не получается закончить
позитивно, эта работа может быть предложена
в индивидуальном режиме: «В сказках всегда
счастливый финал. Кто может придумать
счастливый финал нашей сказки?»
Дети, характеризующиеся страхом
самовыражения, при выполнении этого упражнения
нуждаются в помощи ведущего; ведущий
может придумывать предложение вместе
с таким ребенком или вслух громко говорить
то предложение, которое ребенок говорит
шепотом, обязательно подбадривая его
при этом.
4. Ритуал завершения занятий
(ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 5.Разрядка школьной тревожности
Необходимые материалы: талисман,
набор сюжетных картинок.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия
(включение в работу).
Игра «Иностранец
в школе», позволяющая участникам включиться
в работу по теме занятия, эмоционально
«размяться». Ребятам предлагается представить,
что в школу приехал иностранец, который
не знает русского языка, а никто не знает
того языка, на котором говорит он. Он хочет
что-нибудь узнать о нашей школе. Нужно
что-нибудь рассказать ему о школе без
слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает»,
остальные угадывают. Ведущий строго контролирует
выполнение правил.
1. Сочинение сказок
для вербализации и проработки школьной
тревожности в безопасной (проективной)
форме. Участники разбиваются на пары
с помощью приема «Выбор кота Базилио»
(выбор вслепую: все закрывают глаза и
на ощупь находят себе партнера). Каждая
пара получает набор картинок (см. приложение
4). Необходимо придумать сказку по этим
картинкам, расположив их в произвольном
порядке. Обязательное условие: сказка
должна закончиться хорошо. По завершении
работы сказка представляется остальным
участникам группы. Если какая-то подгруппа
не хочет или не может придумать позитивное
окончание сказки, ведущий может попросить
группу о помощи авторам сказки.