Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.
Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, "дорог, которые мы выбираем". Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.
9. Анализ современных
периодизаций психического
1. Молодость (21-25) – целостная идентичность. Основная психосоциальная задача – поиск спутника жизни, стремление к достижению близости. Приобретения возраста: любовь или одиночество
2. Зрелость (25-65) – расцвет личности - расширение самоидентичности. Основная психосоциальная задача – генеративность, интерес к жизни в противовес самопоглощённости. Приобретения возраста: продуктивность или стагнация. Важнейшее качество личности - забота
3.Старость (свыше 65 лет) –новая форма идентичности – эгоинтеграция. Основная задача – осмысление прожитой жизни: «Доволен ли я прожитой жизнью?». Приобретения возраста: мудрость, осмысленность жизни и целостности своей личности или отчаяние.
В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов:
1.Юность (18-23 года) -порог взрослой жизни; поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение
2.Молодость (24-30 лет)-выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак, переход к «оседлости». Специализация в выбранной профессии
3.Переход к расцвету (около 30 лет)-кризис, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения
4.Расцвет (31-40 лет) -время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом: «Что остается людям?»
5.Переход к зрелости (около 40 лет)-кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию
6.Зрелость (40-55 лет) -вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим
7.Кризис 50-55 лет-осознание возрастных перестроек, начала физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей
8.Пожилой возраст (55-75 лет)-продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение
9.Старческий возраст (75-90 лет) -психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в по сильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки
10.Долгожительство (свыше 90 лет)-адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе на уровне личности
Периодизация Русалова В.М.:
1.Ранняя зрелость личности (20-40) – вступление в самостоятельную интенсивную личную и профессиональную жизнь
2. Собственно зрелый возраст личности (40-60) – стабильность и продуктивность личности, в основном, в социальном и профессиональном плане.
3. Завершающая стадия зрелости личности (60-65) – отход личности от активной жизни или личностной экспансии.
Возрастные границы по Г.С. Абрамовой.
Юность – 18-22 года
Взросление – 23-30 лет
Переходный возраст – 30-33 года
Зрелость – 36-50 лет
Пожилой возраст – 51-65 лет
Старость – старше 65 лет
Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости – времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.
-До 16-20 лет Нет семьи, профессии, жизненного пути
-От 16-20 до 25-30 лет Предварительное самоопределение, выбор супруга
-От 25-30 до 45-50 лет Зрелость: собственная семья, призвание, постановка конкретных жизненных целей и самореализация
-От 45-50 до 65-70 лет- стареющий человек переживает трудный возраст душевного кризиса. В конце периода нет ни самоопределения, ни постановки жизненных целей
-После 65-70 лет- старый человек теряет социальные связи. Бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.
№10. Анализ понятий «взрослость» и «зрелость». Проблема соответствия и дисгармоний.
Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:
— ранняя взрослость (молодость),
— средняя взрослость,
— поздняя взрослость (старение и старость).
Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости:
— новый характер развития,
теперь в меньшей степени
— способность реагировать
на изменения и успешно
— преодоление зависимости
и способность брать
— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и умение сострадать и др.);
— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.
Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны.
Зрелость-это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.
В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения деяний»,
наиболее полный расцвет, когда человек
становится тождественным самому себе.
Главные линии развития человека средних
лет-это генеративностъ,
Человек по количеству прожитых им лет может считаться взрослым человеком, но физически зрелым его можно считать только в том случае, если его конституция, состояние функционирования всех его систем оказываются соответствующими статистически средним показателям, типичным для нормального человека рассматриваемого возраста, или превосходят их.
И соотношение между взрослостью человека как личности и зрелостью его в этом качестве тоже непростое. Если человек, достигший совершеннолетия, ведет себя в различных ситуациях в соответствии с общечеловеческими нормами морали, и основные ценности жизни стали его собственными ценностями, значит можно с уверенностью говорить об его личностной зрелости. В других случаях, когда он одни нормы соблюдает, а другие грубо игнорирует, одни ценности поддерживает, а против других восстает, доказывая это своими поступками, можно с полным правом утверждать, что он в личностном отношении оказывается зрелым только частично.
И такое же неоднозначное отношение существует между взрослостью человека как субъекта деятельности и, конечно, его как профессионала и его зрелостью.
Если человек, проходя отрезок своего жизненного пути, который принято называть взрослостью, с предельной самоотдачей овладевает специальностью, а затем с полной ответственностью за результаты своего труда работает как профессионал и, не останавливаясь на уже достигнутом им, стремится выйти на уровень Мастера в своей области труда, то это, конечно, все -показатели его зрелости как субъекта деятельности.
11. Понятие зрелости личности, виды зрелости, основные признаки
Зрелость-это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осуществиться тенденция к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности
Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.
Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: - профессиональная сфера, - семейно-бытовые отношения, - сексуальные отношения, - общение, - воспитание детей, - саморазвитие и самосовершенствование. Зрелость - это самый длительный период онтогенеза, который охватывает возраст от 25 до 55-60 лет.
На стадии ранней зрелости для индивида свойственны привлечения его ко всем сферам человеческой деятельности, стабилизация качеств личности, в том числе коммуникативных способностей, установления близких отношений с другим человеком, проявление первых творческих способностей, построение собственного образа жизни, психологическая кризис переоценки жизненного пути.
Средняя зрелость- это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний.Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.
Позже следует период кризиса середины жизни- для успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.
Середина и вторая половина жизни- человеку необходимо добиться выполнения следующих задач:достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
достижения и поддержания разумного жизненного уровня;выбор оптимальных способов проведения досуга;помощь детям в осознании ответственности перед взрослой жизнью;углубления личностного аспекта супружеских отношений;
принятие физиологических изменений периода середины жизни и привыкание к ним;
приспособления к взаимодействию с родителями, которые «входят» в старость.
Период поздней зрелости дает варианты поведения:озабоченность (человек пытается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и возможности);отсутствие обеспокоенности (приводит к торможению развития и становления, причиной возникновения чувства ненужности, опустошения);
чрезмерная забота о себе и т.п.
Можно вести речь о психологической, личностной, социальной, социально-психологической зрелости,когнитивной зрелости.
Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставленных задач. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.
Психологические признаки зрелой личности:
-Самодостаточность; - Наличие собственной четкой жизненной позиции, независимость от мнения других. - Чувство собственного достоинства. - Уверенность в себе и адекватная самооценка; - Честность с самим собой и окружающими людьми. - Понимание разницы между добром и злом, «хорошо» и «плохо». - Сформировавшиеся моральные ценности. - Развитие самопознания. - Способность ставить цели и достигать их, создавать мотивацию.
Признаки эмоциональной зрелости:
-Зрелая личность способна
Признаки социальной зрелости
-Способность найти свое место в мире, социуме в соответствии с собственными желаниями, способностями. - Толерантность к тем, кто не похож на себя – людям других вероисповеданий, национальностей, политических убеждений и т.д. - развитое чувство ответственности; - потребность в заботе о других людях;- эффективное использование своих знаний и способностей;
Признаки духовной зрелости:
-Отсутствие идеализма и
Жизненная зрелость- это тот период, когда человек начинает
отдавать обществу все, что в свое время
от него получил. 4китазрелости(А.Реан):Ответств