Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
Взрослость как психологический период — наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни).
Главные линии развития — это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.
16. Развитие теоретических
подходов к пониманию
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста(П.В.) До 17-18 веков подростковый возраст не выделялся в жизненном пути человека как особый период.
Впервые обратили внимание
на подростковый период как
на новое социальное явление Ж.Ж. Руссо. В своём «Эмиле»
характеризует его как «второе рождение»,
когда человек «рождается в жизнь» сам,
то есть подчёркивал роль самосознания,
самоопределения. А в психологии-С.Холла справедливо называют
«отцом» психологии переходного возраста,
т.к. он не только предложил концепцию
переходного возраста, но и определил
круг проблем, которые традиционно стали
связывать с этим возрастом. В 1904г Стенли
Холл публикует 2-х томник «Взросление:его
психология,а так же его связь с физиологией,социологией,
Проблему П.В. рассматривал и Л.С. Выготский- «…ПВ-это и есть стадия психического развития, но это не латентный период, а критический. Это переходный возраст ,т.к. это происходит от одной эпохи к другой(от эпохи детства, к эпохи взрослости). Он отмечал, что самая основная особенность этого возраста – несовпадение 3 точек развития: полового созревания, общеорганического развития, социально-культурного развития. Поэтому личность подростка дисгармонична (свёртывание устоявшихся интересов – появление новых, протестующий способ поведения – возрастающая самостоятельность).
З Фрейд рассматривал период полового созревания как важную веху в сексуальном развитии. А.Фрейд считала, что это действительно период бурь и натиска, который нарушает сложившееся равновесие внутри личности.
Ж.Пиаже исследован интеллектуальный аспект развития подростка. В этом возрасте созревает способность к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объекта, развивается гипотетико-дедуктивная форма суждения, проявляющаяся в склонности к теоретизированию, выдвижению гипотез.
Среди современных теорий подросткового возраста наиболее интересны эпигенетические – описание актуального состояния через его предшествующее состояние. Так, Л Айзенберг (1965) считает, что оптимальное развитие в подростковом возрасте зависит от успешного решения задач предыдущего возраста – детства. Если детство отмечено недостатками, то и этот возраст будет затяжным и проблемным.
В этом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию – формируется сознательное отношение к себе как члену общества (Кон И.С.). Стремление найти своё место в обществе порождает стремление быть иным, чем другие, понять самого себя. Развивается критичность и самокритичность.
Важнейшее психическое новообразование – чувство взрослости, формируется в ведущей деятельности и форме общения. По мнению большинства учёных – это интимно-личностное общение.
Таким образом, различные точки зрения на подростковый возраст имеют и общие основания: большинство из них признаёт направленность этого возраста на освоение норм взаимодействия в социуме. Признаётся сложность и противоречивость процесса развития, опосредованная гетерохронностью и неравномерностью развития отдельных структур общепсихического и психосоциального направлений. Признаётся, что этот возраст может протекать более спокойно, в форме лизиса, при адекватных внешних условиях и внутренних предпосылках развития.
Учебная деятельность в подростничестве
Умственное развитие
Межличностное взаимодействие подростков
Личность отрока
17. Характеристика социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Пубертатный кризис.
П.В.- это период от 11-12 до 16-17 лет.
Социальная ситуация развития:
-переход от эпохи детства к эпохи взрослости, изменение своего места в системе социальных отношений и ролей.
-лиминальный(переходный,
-критический период онтогенетического развития-нестабильности личности.
-формирование жизненной программы( Каким Я хочу быть, как жить?,и т.д., каким способом он будет достигать эти цели).
Формирование собственного «Я» личности.
-формирование новой социальной позиции на основе критической самооценки и самоотношения.
Особенность П.В. по Выготскому –это несовпадение трёх точек
созревания: полового,общеорганического,
Пубертантный кризис(<13> лет)-кризис полового созревания .Он протекает в следующих характеристиках:
Физическое развитие
Увеличение роста – «точка роста» 13 лет у мальчиков; 11 лет у девочек
Увеличение веса тела
Появление вторичных половых признаков
Физиологические перестройки - «гормональная буря»
Психологические проявления
Формирование гендерной идентичности
Образ «физического Я»
Гендерные роли и представления о гендерной культуре(есть образ себя как образ настоящего мужчины или женщины).
Протекание кризиса проходит 3 фазы:
-негативная (предкритическая – ломка старых стереотипов поведения.привычек);
-кульминационная( 13 лет,перстройка ийерархии мотивационно-птребностной сферы); -посткритическая (формирование новых структур,отношений,моделей поведения).
Суть кризиса в глубоком качественном изменениипроцесса развития(Л.С.Выготский)
Прихожан А.М. отмечает 2 пути(формы)протекания кризиса:
1.«Кризис независимости» - строптивость, упрямство, бунт.
2.«Кризис зависимости» - противоположные симптомы: чрезмерное послушание, зависимость от старших.
Наиболее конструктивной формой является кризис независимости. Основным новообразованием становится чувство взрослости. Основные достижения – рост самосознания, становление самооценки, развитие личностной рефлексии.
Позитивные факторы кризиса:
-Возрастание самостоятельности ребёнка
-Большее многообразие и содержательность отношений со взрослыми и детьми
-Расширение сфер интересов и деятельности
-Ответственное отношение к себе и другим
-Формирование чувства взрослости
Новая социальная позиция - становление самосознания и самоотношения проходит 3 этапа (по Д.И.Фельдштейну):
1.«Локально-капризный» – 11-12 лет
2.«Правозначный» 12-13 лет
3.«Утверждающе-действенный» 14 -16 лет
18. Личностное развитие в подростничестве. Стадии развития самооценки.
Личностные изменения в подростковом возрасте настолько заметны и значимы, что создают кризисные черты в отношениях подростка к окружающим и к самому себе. Сущность кризиса в том, что стремление к самоутверждению, самовыражению, самовоспитанию блокируется отношением окружающих взрослых и неудачами самого подростка. Центральным новообразованием подросткового возраста является возникновение самосознания (Л. С. Выготский), развитие эгоидентичности (Э. Эрик-сон), которые субъективно переживаются как чувство взрослости.
Большое значение имеет самосо
1.«Локально-капризный» – 11-12 лет
2.«Правозначный» 12-13 лет
3.«Утверждающе-действенный» 14 -16 лет
Можно выделить основные тенденции в личностном развитии подростков:
- осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность и автономность;
-желание равноправных
-собственный взгляды,вкусы,
- увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать, во все включаться лично;
- расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых;
- усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания;
- активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества;
- появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.
Это возраст, когда начинает выстраиваться механизм саморегуляции в виде цепочки взаимосвязанных факторов: самосознание - самооценка - самовоспитание.
Самооценка -компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.
На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.
Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Подростковые увлечения
Интеллектуально-эстетические(
Эгоцентрические(потребность подростка быть непохожим на других-тату,причёска.знания и т.д.)
Лидерские(быть вожаком,умение влиять на др.)
Накопительские(денежные,
Телесно-мануальные(
Информационно-коммуникативные(
Азартные
Типы акцентуаций и соответствующие им типы увлечений (по Личко В.И.)
Демонстративный -лидерские
Сензитивный – телесно-мануальные
Гипертимный – лидерские
Астено-невротический -– интеллектуально-эстетические
Истероидный-эгоцентрические
Психастенический - интеллектуально-эстетические
Возбудимый - азартные
Лабильный - информационно-коммуникативные
Эпилептоидный - накопительские
19. Чувство взрослости как центральное новообразование возраста.
Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми,это:
-желание равноправных
-стремление к
-собственные взгляды, вкусы, интересы;
-моральный кодекс чести (как строить отношения).
От чувтчтва взрослости следует отличать тенденцию ко взрослости.
Благодря чувству взрослости формируется новая позиция,котрая проявляется-новой социальной позицией- происходит становление самосознания и самоотношения, которое проходит в 3 этапа(по Д.И. Федельштейну)
1.«Локально-капризный» – 11-12 лет
2.«Правозначный» 12-13 лет
3.«Утверждающе-действенный» 14 -16 лет
Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
-подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
-ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
-взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
-интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.
20. Межличностное взаимодействие в подростковом возрасте: его роль, виды.