Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Главное наполнение жизни подростка -это общение, которое играет важную роль в формировании личности. Отношения в П.В. делятся на два типа: межличностные и интимно-личностные отношения, которые являются ведущими в этом возрасте, главными.

Межличностное взаимодействие реализуется в общении со взрослыми и общении с ровесниками, их роль в формировании личности неодинакова Если в общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение с ровесниками является своеобразным испытанием себя в сфере личностной. В общении со взрослыми подросток всегда находится в позиции младшего, в известной мере подчиненного, а при таких условиях не все морально-этические нормы могут быть им усвоены и апробированы. И только в отношениях с ровесниками он равноправный, исполняя роли организатора и исполнителя, друга и соперника, друга, сохраняет чью-то тайну и доверяет свою другим.

Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка

В подростковом возрасте возникают проблемы в общении с родителям, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.

Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Неформальные сообщества характерны для подросткового возраста. Возникают первые романтические отношения с противоположным полом.

Только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Типы отношений со сверстниками в подростковом возрасте: товарищеские, дружеские, деловые, отношения лидерства

Положительная роль отношений со сверстниками:

Школа социально-моральной взрослости

Формирование коммуникативной компетентности

Источник самопознания и рефлексии

Стимул к самосовершенствованию

Формирование направленности

Формирование идеала

Развитие гендерной культуры

Негативная роль отношений со сверстниками:

«Школа» асоциальной модели жизни

Реакция группирования конформизм

Нетерпимость к непохожести

Нивелирование индивидуальности

«Огрупплённое» мышление

Формирование антиидеала

Нарушение отношений со сверстниками проявляется в конфликтах, которые отличаются разной степенью эмоциональной вовлечённости в них подростков и следовательно, могут быть сгруппированы по типам: конфликт безысходности, конфликт неопределённости, конфликт амбивалентности.

 

 

21. Типы конфликтов, виды конфликтного поведения  подростков.

Нарушение отношений со сверстниками проявляется в конфликтах, которые отличаются разной степенью эмоциональной вовлечённости в них подростков и следовательно, могут быть сгруппированы по типам: конфликт безысходности, конфликт неопределённости, конфликт амбивалентности.

Типы конфликтов:

Конфликт безысходности

Конфликт неопределённости

Конфликт амбивалентности

Типы поведения подростков в конфликте

Агрессивно-наступательный

Рационально-объективный

Утилитарно-меркантильный

Конформный(связанный с односторонними или взаимными уступками (нельзя путать с неучастием или пассивным сопротивлением)

Обособленный

Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт – это необязательно плохо. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт – это может быть хорошо.

По конечному результату конфликты можно разделить на две группы:

Конструктивные – приводят к положительному решению проблемы

Деструктивные – приводят к усугублению проблемы

Основные виды конфликтов(основано на различении конфликтующих сторон):

1.Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.

2.Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

3. Конфликт между личностью  и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

4. Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Стадии защитного поведения,как реакция на нарастание фрустрационного напряжения(средовая дезадаптация) по Б.П.Алмазову.

1. «Компенсаторно-уступчивая»

2. «Конфликтно-демонстративная»

3. «Компенсаторно-защитная».

Уровни отчуждённости-самоотчуждённости подростка(по В.Ф.Сафину).

1.Осознание непризнания членами  своей группы-«отвергнутые».

2.Осознание неприятия сверстниками , родителями, близкими людьми-«изгои».

3.Осознание отвержения «миром»-попытки  суицида,нервные расстройства.

 

22. Когнитивное  развитие в подростковом возрасте.

Под когнитивной сферой понимаются познавательные психические процессы. К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием, и переработкой информации.В их число входят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь.

Когнитивное развитие подростка- развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению .

2) расширением временной перспективы.

Изменения в когнитивной сфере подростков

Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рассуждения. Он усваивает законы формальной логики.

Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение«уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.

Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память.Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.

Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир.

Подросток сензитивен к словесному творчеству. 

 

№23.Формы ОФЛ (отклонение в формировании личности) в подростковом возрасте и стадии формирования защитных диспозиций. Проблема формирования отчужденности подростков.

Типы(формы) ОФЛ:

-Нарушения поведения

-Нарушения личности

-Незрелость(эмоциональная и социальная инфантильность(ребячество))

-Асоциальные тенденции

Факторы риска ОФЛ

Динамическое соотношение 3 факторов:

-Характер соучастия взрослого в жизнедеятельности ребёнка

Характер  включённости ребёнка в группу сверстников и групповую деятельность(принят ли он, изгой он или др.)

-Степень самостоятельности деятельности ребёнка

Стадии защитного поведения как реакции на нарастание фрустрационного напряжения средовой дезадаптации по П.Б.Алмазову

Компенсаторно-уступчивая

Конфликтно-демонстративная

Компенсаторно-защитная

Уровни отчужденности/ само отчужденности по Сафину:

1.Осознание непринятия членами  своей группы «отвергнутые»

2.Осознание непринятия сверстниками  родителями, близкими людьми «  изгои»

3.Осознание отвержения всем  миром попытки суицида- нервные расстройства

Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на подростка влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от него обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа»,) составляют сверстники.

Отчуждение подростка возможно в четырех значимых системах отношений: с родителями, учителями, сверстниками, с самим собой. Следствием отчуждения является нарушение социальных и психологических связей, дисгармония отношений личности со значимыми для него людьми (родителями, преподавателями, сверстниками, с самим собой). Дисгармония проявляется в деятельности и общении, во внутренних переживаниях. Результатом этого становится затруднение личности при вхождении в коллектив, сложности при «врастании» в новые содержательные области. В системе межличностных контактов для отчужденных подростков характерными являются следующие нарушения:  низкий статус; затруднения в функционировании и реализации своих положительных личностных свойств; отсутствие желания и навыков к совместной деятельности с одноклассниками; разрыв между положительными намерениями в отношениях и умением реализовать их на практике. У большинства отчужденных подростков осознание неблагополучия в отношениях с одноклассниками приводит к возникновению дискомфорта  чувства тревожности, в переживании одиночества, в острых аффективных реакциях. 

Подростковый  возраст -   один  из  таких  периодов, когда  человек  впервые  задумывается  над  жизненно  важными  для  себя  вопросами:  о  смысле  жизни, о  своем  месте  в  ней.  С  наступлением  подросткового  возраста  создается  ситуация, когда  представление  о  том, что  есть «Я», перестает  быть  самоочевидным. Подросток  как  бы  заново  познает  себя, определяет  свои  возможности. Для подростка чрезвычайно значимыми становятся отношения со сверстниками. И отчуждение его от коллектива, неприятие его  коллективом воспринимается им как трудная жизненная ситуация.    

 

 

24. Юность: психологическая  характеристика и анатомо-физиологические  особенности развития человека  в юношеском возрасте.

Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи,выбор стиля и своего места в жизни. Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"