Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
Главное наполнение жизни подростка -это общение, которое играет важную роль в формировании личности. Отношения в П.В. делятся на два типа: межличностные и интимно-личностные отношения, которые являются ведущими в этом возрасте, главными.
Межличностное взаимодействие реализуется в общении со взрослыми и общении с ровесниками, их роль в формировании личности неодинакова Если в общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение с ровесниками является своеобразным испытанием себя в сфере личностной. В общении со взрослыми подросток всегда находится в позиции младшего, в известной мере подчиненного, а при таких условиях не все морально-этические нормы могут быть им усвоены и апробированы. И только в отношениях с ровесниками он равноправный, исполняя роли организатора и исполнителя, друга и соперника, друга, сохраняет чью-то тайну и доверяет свою другим.
Не успешность в общении со сверстниками, родителями, педагогами часто приводит к мучительным переживаниям подростка
В подростковом возрасте возникают проблемы в общении с родителям, главным образом связанные с недопониманием (некоторые родители не успевают за изменениями, стремительно происходящими с их детьми). С одной стороны ребенок привязан к своим родителям и ждет от них понимания, с другой стороны он претендует на большую самостоятельность в решении каких-то дел и проблем. Исходя из этого нужно; участвовать в жизни подростка, помогать в решении его проблем, быть для него другом и товарищем.
Сверстники – тоже значительная фигура в жизни подростка. Изменение внутренней позиции приводит к тому, что подростку уже недостаточно быть просто хорошим учеником, иметь высокие показатели, получать одобрение учителя. Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Именно в нем подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себе и окружающем мире. Неформальные сообщества характерны для подросткового возраста. Возникают первые романтические отношения с противоположным полом.
Только в ситуации общения появляется чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Типы отношений со сверстниками в подростковом возрасте: товарищеские, дружеские, деловые, отношения лидерства
Положительная роль отношений со сверстниками:
Школа социально-моральной взрослости
Формирование коммуникативной компетентности
Источник самопознания и рефлексии
Стимул к самосовершенствованию
Формирование направленности
Формирование идеала
Развитие гендерной культуры
Негативная роль отношений со сверстниками:
«Школа» асоциальной модели жизни
Реакция группирования конформизм
Нетерпимость к непохожести
Нивелирование индивидуальности
«Огрупплённое» мышление
Формирование антиидеала
Нарушение отношений со сверстниками проявляется в конфликтах, которые отличаются разной степенью эмоциональной вовлечённости в них подростков и следовательно, могут быть сгруппированы по типам: конфликт безысходности, конфликт неопределённости, конфликт амбивалентности.
21. Типы конфликтов, виды конфликтного поведения подростков.
Нарушение отношений со сверстниками проявляется в конфликтах, которые отличаются разной степенью эмоциональной вовлечённости в них подростков и следовательно, могут быть сгруппированы по типам: конфликт безысходности, конфликт неопределённости, конфликт амбивалентности.
Типы конфликтов:
Конфликт безысходности
Конфликт неопределённости
Конфликт амбивалентности
Типы поведения подростков в конфликте
Агрессивно-наступательный
Рационально-объективный
Утилитарно-меркантильный
Конформный(связанный с односторонними или взаимными уступками (нельзя путать с неучастием или пассивным сопротивлением)
Обособленный
Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт – это необязательно плохо. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало, а значит конфликт – это может быть хорошо.
По конечному результату конфликты можно разделить на две группы:
Конструктивные – приводят к положительному решению проблемы
Деструктивные – приводят к усугублению проблемы
Основные виды конфликтов(основано на различении конфликтующих сторон):
1.Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.
2.Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.
3. Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.
4. Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.
Стадии защитного поведения,как реакция на нарастание фрустрационного напряжения(средовая дезадаптация) по Б.П.Алмазову.
1. «Компенсаторно-уступчивая»
2. «Конфликтно-демонстративная»
3. «Компенсаторно-защитная».
Уровни отчуждённости-
1.Осознание непризнания
2.Осознание неприятия
3.Осознание отвержения «миром»
22. Когнитивное
развитие в подростковом
Под когнитивной сферой понимаются познавательные психические процессы. К ним относятся психические процессы, связанные с восприятием, и переработкой информации.В их число входят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
Когнитивное развитие подростка- развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению .
2) расширением временной перспективы.
Изменения в когнитивной сфере подростков
Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток непрестанно трансформирует свои психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, т. е. может действовать в логике рассуждения. Он усваивает законы формальной логики.
Согласно Л. С. Выготскому существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение«уходит в сферу фантазии». Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление.
Внимание. Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память.Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием, использовать различные мнемические средства. Память в этом возрасте перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая память - она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление.
Развитие речи. В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир.
Подросток сензитивен к словесному творчеству.
№23.Формы ОФЛ (отклонение в формировании личности) в подростковом возрасте и стадии формирования защитных диспозиций. Проблема формирования отчужденности подростков.
Типы(формы) ОФЛ:
-Нарушения поведения
-Нарушения личности
-Незрелость(эмоциональная и социальная инфантильность(ребячество))
-Асоциальные тенденции
Факторы риска ОФЛ
Динамическое соотношение 3 факторов:
-Характер соучастия взрослого в жизнедеятельности ребёнка
Характер включённости ребёнка в группу сверстников и групповую деятельность(принят ли он, изгой он или др.)
-Степень самостоятельности деятельности ребёнка
Стадии защитного поведения как реакции на нарастание фрустрационного напряжения средовой дезадаптации по П.Б.Алмазову
Компенсаторно-уступчивая
Конфликтно-демонстративная
Компенсаторно-защитная
Уровни отчужденности/ само отчужденности по Сафину:
1.Осознание непринятия
2.Осознание непринятия
3.Осознание отвержения всем миром попытки суицида- нервные расстройства
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на подростка влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от него обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа»,) составляют сверстники.
Отчуждение подростка возможно в четырех значимых системах отношений: с родителями, учителями, сверстниками, с самим собой. Следствием отчуждения является нарушение социальных и психологических связей, дисгармония отношений личности со значимыми для него людьми (родителями, преподавателями, сверстниками, с самим собой). Дисгармония проявляется в деятельности и общении, во внутренних переживаниях. Результатом этого становится затруднение личности при вхождении в коллектив, сложности при «врастании» в новые содержательные области. В системе межличностных контактов для отчужденных подростков характерными являются следующие нарушения: низкий статус; затруднения в функционировании и реализации своих положительных личностных свойств; отсутствие желания и навыков к совместной деятельности с одноклассниками; разрыв между положительными намерениями в отношениях и умением реализовать их на практике. У большинства отчужденных подростков осознание неблагополучия в отношениях с одноклассниками приводит к возникновению дискомфорта чувства тревожности, в переживании одиночества, в острых аффективных реакциях.
Подростковый возраст - один из таких периодов, когда человек впервые задумывается над жизненно важными для себя вопросами: о смысле жизни, о своем месте в ней. С наступлением подросткового возраста создается ситуация, когда представление о том, что есть «Я», перестает быть самоочевидным. Подросток как бы заново познает себя, определяет свои возможности. Для подростка чрезвычайно значимыми становятся отношения со сверстниками. И отчуждение его от коллектива, неприятие его коллективом воспринимается им как трудная жизненная ситуация.
24. Юность: психологическая
характеристика и анатомо-
Юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи,выбор стиля и своего места в жизни. Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.