Шпаргалка по "Возрастная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка

Краткое описание

№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_vozrastnaya_psikhologia_Fink.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идёт о том, что замысел вообще был неверным. И развитие сковывают либо семья, либо профессия. Если жизненный путь выбран верно, то привязанность к какому-то одному аспекту жизни не сковывает, а наоборот, развивает личность.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни. Действительно, с этим возрастом связаны поиски смысла существования. Эти поиски знаменуют переход от молодости к зрелости.

Благополучное разрешение кризиса в немалой степени зависит от того,насколько эффективно человек решает свои задачи.Если что-то в жизни не устраивает, надо смело смотреть проблеме в лицо и решать ее, а не игнорировать. И не нужно ничего усложнять. Кризис - это всего лишь подготовка к новому периоду жизни.

Нормативный кризис 30 лет сказывается и на профессиональной деятельности. Возможны 4 основных пути его разрешения:

-Прекращение профессионального роста

-Упрочение одной из сторон профессиональной деятельности

-Конструктивное разрешение кризиса (нахождение ресурса для перехода на новый уровень профессионального мастерства)

-Деструктивное разрешение (конфликты, смена места работы).

 

 

33. Главные сферы  жизнедеятельности  и основные  линии онтогенеза в молодости.

Главные сферы(стороны) жизни в молодости представлены:

-Любовь и семья

-Профессиональная деятельность и карьера

-Дружба.

Молодость - это время создания семьи. Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития и жизнедеятельности в молодости. Вторая сторона - это овладение выбранной профессией.Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза(их 3 линии).

Основные линии онтогенеза:

1.Гедонистическая -не способен ни к содержательным семейным отношениям, ни к овладению профессией (установка на паразитическое существование, мелкое хулиганство, алкоголизм; отсутствие дружеских связей,иждивенчество).

2.Эгоцентрическая- возможны несколько вариантов: браки по меркантильным мотивам (богатство, карьера, известность); выбор профессии по эгоцентрическому мотиву «значимость – достижимость» (профессия не становится интересной, не является ценностью сама по себе, а лишь средством к достижению эго–мотива), нет профессиональной компетентности и достижений; нет дружбы, есть приятельские отношения.

3.Духовно-нравственная и сущностная направленность: стремление к сущностному содержанию всех сторон жизни. Даже при неудачах содержание жизни определяется либо общей ориентацией на духовно-нравственные ценности, либо генерализованной сущностной связью с миром. Семья создаётся на основе встречи с духовно близким человеком, созвучным тебе,на основе истинной любви. Профессиональная деятельность основана на интересе к выбранному делу,стремление к достижению мастерства Дружеские связи в своём истинном, сущностном проявлении. Истинная дружба, возникшая в молодости, сохраняется всю жизнь.

 

 

34. Межличностное  взаимодействие в молодости. Проблема брака и развода, осознанного выбора одинокого образа жизни.

Главные стороны жизни в молодости-это любовь и семья, в которых происходит межличностное взаимодействие.Люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни  в молодости. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей. Большое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

      Более 50% разводов совершается в молодости. Пресловутое "не сошлись характерами" - наиболее частая формулировка при расторжении брака.

Любовь должна быть не только взаимной, но и равнозначной. Иначе невозможна полная, подлинная разделенность. Любовь между мужчиной и женщиной означает гораздо больше, чем одна из - пусть чрезвычайно важных - сущностных связей с миром.Мужчина и женщина во взаимной любви становятся более завершенными, взаимно дополняют друг друга. В любви же между мужчиной и женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого из них. В этой любви человек проявляется весь целиком.

Дружба-установление и развитие дружеских связей является важной стороной жизни в молодости. Дружба в этот период выходит на новый качественный уровень. И надо помнить, что большую часть своих друзей люди приобретают именно в процессе совместной деятельности, в своих производственных или учебных коллективах.

Мотивация брака.

Мужчины-мотиватор «Потребность»

Женщины-мотиватор «Долженствование»

Мотивы:

-Любовь

-Духовная близость

-Материальный расчёт

-Психологическое соответствие

-Моральные соображения

Процесс образования семейной пары — обычное явление в период ранней взрослости. Большая часть молодежи в планах готова к этому, однако сроки их реализации могут быть самыми различными. Образовавшаяся собственная здоровая семья продолжает обеспечивать особую потребность каждого человека, которую Э. Фромм назвал потребностью в установлении связей (раньше это делала родительская семья). Устанавливая особые интимные отношения, человек получает возможность о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие, нести ответственность за кого-то, создает условия собственной безопасности и защищенности. При этом, как показывают исследования, мотивы создания союза у молодых людей бывают совершенно различными.

Мотивация разводов.

Возрастной период жизни человека от 20 до 40 лет -это не только период активного образования семейных пар, но и время их частого распада. По статистике, основная масса разводов совершается именно до 40 лет. Пик интенсивности разводов приходится на возрастную группу 25-29 лет. Наиболее часто встречающийся возраст расторжения браков у мужчин -28,8 лет, женщин -27,8 лет. Изучение мотивов разводов по данным бракоразводных процессов привело к созданию различных классификаций мотивов разводов у разных авторов. В целом в качестве основных причин, побуждающих людей к расторжению брака, могут быть названы следующие:1)несоответствие (несовместимость) характеров;2) нарушение супружеской верности; 3) плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников);

4) пьянство (алкоголизм); 5) вступление в брак без любви или легкомысленное вступление в брак; 6) осуждение супруга к лишению свободы на длительный срок.

Мотивация одинокого образа жизни.

Мотивационной установкой в пользу выбора одинокого образа жизни часто оказывается желание избежать множества проблем, которые может нести неудачное супружество. Оставаясь одиноким, молодой человек не ограничивает собственной свободы, не испытывает ощущений скуки, досады, раздражения, сексуальной неудовлетворенности и одиночества от общения с «надоевшим» человеком. В то же время такое отношение к жизни нередко приводит к тому, что человек оказывается поглощенным только самим собой. Реализуя потребность в самоозабоченности, эти люди стараются огородить себя от любого проявления настоящей вовлеченности в близкие отношения, так как требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу собственной свободе. В результате человек занимает позицию отчужденности и незаинтересованности в любых отношениях, как в личных, так и в социальных. Таким образом, выбор между стремлением к свободе и стремлением к защищенности и безопасности, которые достигаются в здоровой семье, делается в пользу свободы.

Мотивы:1)Желание избежать опыта неудачного супружества.2)Модель родительской семьи. 3)Чрезмерно-выраженнаяпотребность в независимости,самодостаточности.4)Страх утраты свободы.5)Потребность в самоозабоченности.6)Стремление отстраниться от проблем других.7)Чувство собственной недостаточности.

 

 

35.Когнитивное  развитие в молодости. Критерии когнитивной зрелости.

По данным Е.Бойко, к 25-30 годам многие психофизиологические функции достигают своего расцвета и сохраняются на достигнутом уровне до 40 лет.

Память взрослого человека не остаётся неизменной. В развитии вербальной кратковременной слуховой и зрительной памяти Петровым Я. Выявлено 2 периода: наиболее высокие показатели приходятся на 18-30 лет и снижение на 31-40 лет. Наименьшим изменениям подвержена образная память. Активная умственная деятельность опосредует более высокие показатели памяти.

Мышление и речь. Основная характеристика – комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Наглядно-действенное мышление имеет самые высокие показатели  в 31-32 и 34-35 лет. Пики образного мышления: 20, 23, 25, 32, 35, 39 лет. Теоретическое мышление имеет пики высот в: 20, 23, 25, 32 года.

Внимание. Н.Фоменко показал, что различные свойства внимания развиваются неравномерно. Наибольшим изменениям в данном возрасте подвергается объём, переключение и избирательность: постепенно прирастают от 18 к 33 годам. Пик в 27-33 года. После 34 лет – снижение показателей. Устойчивость и концентрация существенно не меняются. 

Для возраста 25-34 года характерны более высокие суммарные  показатели интеллектуальных функций, чем в период ранней взрослости – молодости. Это период усиленного развития всех психических функций, их фронтальный прогресс.

Критерии когнитивной зрелости взрослых.

1. Важным достижением (и критерием когнитивной зрелости) когнитивного развития является понимание противоречий, то есть диалектическое мышление. Взрослый человек в состоянии интегрировать идеальное и реальное, благодаря чему способен адекватно и воспринимать окружающее и реагировать, принимать адекватные решения.(К.Ригель)

2.(Гизелла Лейбоуви-Виф )выделила в качестве критерия когнитивной зрелости взрослых обязательность и ответственность. Человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений и несёт ответственность за их реализацию.

3. Точка зрения К. Шайи – он считает отличительным признаком мышления взрослых гибкость, в которой можно использовать все когнитивные способности. Выделяет 3 периода изменения функций интеллекта:1-период достижений. Приобретённые в детстве и юности интеллектуальные способности в ранней взрослости используются, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни.2 период-период социальных достижений. Принимает решения, от которых зависят другие люди, обязан учитывать их интересы. 3 период-реинтегрирования. Использование знаний меняется. Опыт, мудрость, установки предлагаются другим поколениям в качестве примера, основы дальнейшего совершенствования.

Образование и опыт прямо влияют на когнитивное развитие взрослого человека. Ананьев показал, что интенсивность старения интеллектуальных функций определяется 2 факторами: одарённостью и образованием. Именно образование противостоит старению интеллекта, затормаживает его. Таким образом, образование через всю жизнь, непрерывное самообразование-единственное условие интеллектуальной полноценности взрослого.

С этих позиций решается проблема возраста и обучаемости. Именно обучаемость отражает готовность человека к дальнейшему обучению и участию в труде. Установлено, что вербальное обучение наиболее успешно в юношеском возрасте, ранней и средней взрослости. У пожилых людей имеет место снижение уровня успешности научения. Моторное научение по-иному: снижение успешности наступает раньше -30-35 лет (вождение авто). Но если использовать ранее приобретённые навыки, то снижение замедляется.  Пик обучаемости приходится на 18-25 лет. Решение профессиональных задач -26-40 лет.

 

 

 

36.Основные характеристики  и задачи психосоциального развития  в возрасте зрелости.

Зрелость – самый длительный отрезок жизни человека. Его верхнюю границу разные специалисты определяют по-разному: от 50 до 70 лет. Принято её связывать с уходом человека на пенсию, отходом от активной трудовой деятельности – «уход от дел». Основные характеристики : пора полного расцвета личности; возможность реализовать весь свой потенциал, добиться успеха; время исполнения своего человеческого предназначения, как в профессиональной, так и семейной, общественной жизни. Согласно Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет (продуктивность / инертность). Её основная проблема-выбор между продуктивностью и инертностъю(бездействие). Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену,о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление.Хороший пример в данном случае-чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы -их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление-«кризис старшего возраста»-выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

Следует иметь в виду, что конец зрелости, как никакой иной возрастной период,  имеет широкие индивидуальные различия.

Р.Пек указывает 4 основных задачи средней взрослости:

1.признание ценности мудрости по сравнению с ценностью физических сил

2.усиление социальных аспектов межличностных отношений в силу определённых физических изменений  ( ослабление сексуальных ролей)

3.сохранение эмоциональной гибкости, сопротивление эмоциональному обеднению

4.сохранение умственной гибкости в противовес умственной ригидности. Если сохраняется умственная ригидность, то она перерастает в нетерпимость.

  В зрелости, как и в молодости, главными сторонами жизни являются  профессиональная деятельность, семейные  отношения. Однако определяющая  их ситуация развития существенно меняется: если в молодости она включала овладение выбранной профессией и выбор спутника жизни, то  есть была ситуацией организации, создания соответствующих сторон жизни, то в зрелости это ситуации реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и в жизни будущих поколений.

Информация о работе Шпаргалка по "Возрастная психология"