Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
28.Этапы формирования
профессионального
Профессиональное самоопределение- становится психологическим центром социальной ситуации развития. Профессиональное самоопределение-это многомерный процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.
Центром профессионального самоопределения является ценностно- нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности ( Н.С. Пряжникова).
Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):
- Игровой этап(детская игра) -ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.
-Фантазийный этап( подростковая фантазия)-подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.
-Пробный этап( предварительный
выбор профессии)-до 16 лет: происходит сортировка и оценка разных
видов деятельности с точки зрения интересов
учащегося, затем- его способностей, наконец,
с точки зрения системы ценностей(увлечения,кружки-
-Первичный выбор профессии( практическое принятие решения) – выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда(это или колледж,или университет), объема и длительности подготовки к нему, выбор специальности.
Предпосылки формирования профессиональной индентичности:
1.интеллектуальный потенциал
2.адекватная самооценка и
3.эмоциональная зрелость.
4.саморегуляция личности.
Условия формирования профессиональной индентичности:
1.широта интересов и общая эрудиция.
2.гендер.
3.влияние семьи и сверстников.
4.осведомлённость о
Механизмы формирования индентичности:
1.Индефикация (справлюсь ли я с кем и чем либо) происходит в юности через самообособление,типичная обществу,группе.
2.Самообособление(отчуждение)-
Благодоря самообособлению формируется индивидуальность и уникальность.
29.Когнитивное развитие в юности
В юности:
1.Сензитивный период для
2.Интеллект становится
3.Внутренняя речь становится основным средством организации мышления и регуляции всех познавательных процессов.
4.Активно формируется
Направление дальнейшего развития когнитивной сферы, и прежде всего мышления, будет зависеть от дальнейшего обучения и вида будущей профессиональной деятельности. Обучение гуманитарным дисциплинам способствует развитию традиционной логики, при этом обучение на психологических, юридических факультетах связано с развитием вероятностного мышления. Обучение на технических, естественно-научных факультетах способствует развитию пространственно-визуального мышления (цит. по Г. Крайгу).
Виды интеллекта в юности:
1.текучий интеллект-это объём знаний и способов восприятния и обработки(переработки) информации.
2.кристаллизованный интеллект-это способность применять знания для решения практических задач.
Стадии развития мышления в юности(по Г.Крайгу)
1.Ранняя юность-начальный
2.Стадия концептуального релятивизма- терпимость по отношению ко множеству противоречевых точек зрения, научных позиций, возможность рассматривать одно и тоже понятие ,явление с разных (точек)позиций.
3.Формируется самостоятельно выбранная позиция- и ответственность за выбор своей системы категоризации и оценки.
Интеллектуальное развитие в юности можно ускорить по трем направлениям;
1-е направление-формирование понятийного строя. Крайне важно формирование понятийного профессионального словаря. При этом важно помнить, что: каждое понятие имеет несколько значений; и что обычные слова из повседневно используемого языка, который употребляется и в различных научных дисциплинах, многозначны и недостаточны для того, чтобы определить объем и содержание научного понятия.
2-е направление
– развитие речевого интеллекта
3-е направление - становление внутреннего плана действий. Этому способствует счет в уме, планирование, формулирование в уме. На основе формирования понятийного профессионального словаря, усвоения профессиональных знаний и умений к концу обучения в вузе формируется важное психологическое новообразование — профессиональное мышление.
В юности и ранней взрослости активно формируется ещё одно когнитивное новообразование - практический интеллект(не быть способным предвидеть, чем что-либо закончится).
Свойства практического интеллекта:
1.Предприимчивость -способность в сложной ситуации находить несколько вариантов решений возникшей проблемы.
2. Экономность - способность найти такой способ решения, который с наименьшими затратами даст наилучший результат; минимум затрат-максимум выгод.
3. Расчетливость - способность заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять результат и оценивать, чего он может стоить; способность строить прогнозы и оценки исходов.
4.Оперативность-умение оперативна решать задачи - динамическая характеристика практического интеллекта, проявляющаяся в количестве времени, которое проходит с момента возникновения проблемы до ее практического решения.
30.Молодость: основная
психосоциальная задача возраст
Молодость-это первый период эпохи взрослости, ранняя взрослость, охватывает период 21–23–30 лет.
Особенности возраста:
- Время созидания семьи и устройства семейной жизни;
- Время освоения выбранной профессии;
- Время определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Молодости присущ оптимизм, оптимистический стиль атрибутирования жизненных событий(все изменения к лучшему). Это оптимальное время для самореализации и построения широких жизненных перспектив. В молодости присуще сохранение хорошего уровня физического здоровья и привлекательности, функционирование органов и систем, репродуктивные способности. Доступны наиболее сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и активно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и развиваются отношения, в первую очередь - дружбы и любви. Возникающие трудности не воспринимаются непреодолимыми, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно идёт поиск новых возможностей для достижения целей.
Главные стороны(сферы)жизнидеятельност
-Любовь и семья
-Профессиональная деятельность
-Дружба
В целом это период получения профессии, ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. Интимность (достижение близости) — как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.
Таким образом, выбор спутника жизни и создание семьи – важнейшая сторона социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность становится одной из главных сторон жизни.
Профессионализация - это вторая важнейшая сторона социальной ситуации развития в этот период, в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Завершается профессиональная подготовка. Возможна переподготовка! Обретает чувство профессиональной компетентности, делает первые шаги в вертикальной карьере.
Таким образом, центральным новообразованием возраста являются семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
Установление дружеских связей – важная сторона межличностных отношений. Дружба в этот период выходит на качественно иной уровень. В отличие от приятельских отношений предполагаются духовная близость, доверие, привязанность и общность интересов. Поэтому она возникает в совместной деятельности на работе, в общественных организациях, клубах.
Опасность данной стадии - избегание ситуаций и контактов, которые ведут к близости. Избегание опыта близости из боязни «потерять независимость» приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
31.Личностное развитие в молодости. Гендерные особенности личностного развития.
Качество личностных изменений значительно возрастает в этот период, чего нельзя сказать о количестве. Человек проходит духовно-нравственное становление, устанавливается его мировоззрение, он овладевает несколькими социальными ролями, сформировывается его психика. Все это зависит не только от социальной активности человека в данный период, но и от его самосознания. Человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. В период личностного развития и роста молодые люди сталкиваются с некоторыми сложностями. Первой из них является формирование собственного образа, стиля жизни. Молодые люди занимаются саморазвитием, выбирают свою социальную роль, становятся взрослее и начинают лучше понимать себя. Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме.
Основные особенности личностного развития:
-Дальнейшее формирование идентичности (личностной, социальной, гендерной, этнической, профессиональной)
-Достижение близости с другими людьми (Эриксон)
-Соотнесение мечты с реальностью, формирование карьеры, поиск наставника (по Левинсону Д.)
Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:
Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.
Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.
При этом отмечается гендерное расщепление мечты у женщин. У мужчин мечты о будущем носят однородный характер и связаны, в основном, с профессиональной деятельностью. У женщин примерно 80% сочетается несколько ролей: и семейные, и профессиональные. Лишь 18% связывают свои мечты о будущем только с одной ролью. Вероятно, такое раздвоение осложняет реализацию мечтаний. Период 28-33 года связан с пересмотром человеком своей мечты, с переиерархизацией своих целей и ценностей. При этом женщины делают перемены кардинально чаще, чем мужчины. Для них нетипична смена приоритетов. Женщины более требовательны и критичны в поисках наставника, чем мужчины.
Так, Д.Леонтьев, ,Калашникова обнаружили заметные возрастные и гендерные изменения в системе ценностей. Мужчины в 20-23 г. выделяют главными ценностями творчество, интересную работу, семью. женщины – любовь, семья, хорошие друзья. В 30-33 г. соответственно, у мужчин – семья, здоровье, материально обеспеченная жизнь: у женщин – семья, уверенность в семье, творчество.
Исследования Л.Молчановой и О.Бороздиной показали, что в самооценках в период молодости отражаются прежде всего личностные качества, родственные узы, семейные отношения, социальные контакты, увлечения, интересы, деловую сферу. При этом мужчины, прежде всего, называют свои моральные качества, женщины – эмоциональные особенности. Основной источник самоуважения у мужчин – деловая сфера, у женщин – социальные взаимоотношения. Самооценка в этом возрасте достаточно устойчива и имеет тенденцию к занижению у женщин и завышения у мужчин. Я-образ мужчин более позитивен. Н.Обозов выявил гендерные различия в отношении к вознаграждению женщины оказались более зависимы от оценок окружающих, в большей мере испытывают потребность в вознаграждении. Мужчины хотя и любят получать вознаграждения, но если они уверены, что выполнили работу хорошо, то и без вознаграждения будут довольны собой и не испытывать досады.
32. Психологическая сущность и пути преодоления кризиса 30 лет.
Кризис 30 лет- это острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения препятствий на пути решения задач возраста и достижения важнейших целей жизни. Это кризис молодости.
Источники кризиса:
- осознание необходимости
- потребность подвести
- определить направление
Проявления кризиса:
- острые эмоциональные
-экзистенциальный вакуум (потеря смысла жизни);
- неудовлетворенность самореализацией;
-поиск нового смысла жизни, а также формирование новой иерархии ценностей;
- эффект «прощания с молодостью»
- эффект «расщепление мечты»(у женщин).
Психологическое содержание кризиса 30 лет:
Человек завершает определённый путь своего развития. Время подвести итоги и определить направления дальнейшей жизненной перспективы. Феноменология этого кризиса и связана как раз с рефлексией пройденного пути и осознанием своих возможностей (упущенных нередко!). Для женщин – это более трудное, чем для мужчин, прощание с молодостью. Это острое переживание своей профессиональной жизни. С одной стороны, переживание некоторого застоя и потребность в переменах наряду со страхом перед ними. Более тяжело это переживается мужчинами, что объясняется особыми социальными ожиданиями относительно их профессиональной карьеры. Самоанализ имеет здесь особое значение. Он обеспечивает переоценку ценностей, пересмотр собственной личности. По мнению Толстых, человек видит, что отпущенные ему возможности, их реальное поле постепенно начинает сужаться – он уже не может сделать «ВСЁ», его сковывают семья, профессиональная этика, привычный образ жизни. Человек понимает, что он стоит всё перед той же задачей – найти себя в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя масштаб своей личности с новыми перспективами и новыми ограничениями, которые увидел лишь теперь.