Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
№12. Общая характеристика специфики личностного развития взрослого человека.
Личностное развитие (формирование личности, социальной субъектности, направленности, ценностно-смысловых конструктов),Личностное развитие, рост и развитие личности - самое общее понятие, описывающее все позитивные изменения в личности как результат внутренних процессов и внешних воздействий. Это все то, что в личности разворачивается с возрастом само, что формируется под влиянием извне, что развивается в совместной деятельности с окружающими и развивается в себе самим человеком. Основные характеристики личностного развития - его этапы, направленность, активность, уровни и масштаб.
Личностное развитие, по мнению Э. Эриксона, может проходить по 2 линиям развития:
Нормальный ход развития – генеративность – развитие потребности и чувства сохранения рода.
Неблагоприятное развитие – застой – существование для самого себя, обеднение межличностных отношений.
В период между 18 ‑ 50 годами максимально раскрываются возможности человека. При благополучном прохождении кризиса – самоутверждение в этическом и моральном плане и независимость от стандартов и мнений других людей.
Новообразования: Творческая продуктивность, понимаемая как интегральное образование: профессиональная продуктивность и вклад в развитие и утверждение жизни будущего поколения.
При появлении кризиса 40 лет можно говорить еще об одном новообразовании – Коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я - концепции».
Феномен «акме»; материнство/отцовство; новый уровень интеллектуального развития.
Факторы развития личности взрослого: произвольность, саморегуляция, преобладание интринсивной мотивации.
Человек может подняться в своём онтогенетическом развитии до уровня личности только при наличии социального окружения, при взаимодействии с другими людьми, обеспечивающими передачу социального опыта. При этом человек постепенно формирует и свою собственную внутреннюю позицию, суть которой составляет система личностных смыслов, свой субъективный ценностно-смысловой конструкт, сквозь «призму» которого начинает воспринимать, осмысливать и переживать окружающий мир и самого себя.
Внутренняя позиция личности представляется в виде своеобразной уникальной матрицы сознания, сквозь призму которой мы определённым образом воспринимаем и категоризируем всё происходящее во вне и в своём внутреннем мире.
13. Закономерности
и специфические условия
Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно кратко охарактеризовать следующим образом.
- Ранняя взрослость – это период «вхождения» в профессию, социально-профессиональная адаптация, осознание гражданских прав и обязанностей, социальной ответственности; образование семьи, налаживание внутрисемейных отношений, решение бытовых и бюджетных проблем, выработка стиля воспитания детей.
-Нормативный кризис 30–33 лет обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей. Нежелание идти на изменение в системе ценностей приводит к росту противоречий внутри личности.
-Стабильный период 33–40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что хочет, он имеет цели, которые ставит и добивается. Человек проявляет грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.
- 40–45 лет – кризис середины жизни; этот возраст для многих является кризисным, так как происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью развития. Человек теряет смысл жизни. Для выхода из кризиса необходимо обрести новый смысл – в общечеловеческих ценностях, в развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если же человек продолжает сосредоточивать силы на себе, своих потребностях, то это приведет его к уходу в болезнь, к новым кризисам.
-Период от 45 до 50 лет является стабильным, человек достигает реальной зрелости, он хорошо уравновешивает свои потребности с потребностями других, обнаруживает сострадание и согласие с другими людьми. Для многих этот период является периодом лидерства и квалифицированности.
Трудности, сопутствующие определенным этапам жизни, преодолеваются желанием самого человека развиваться, становиться более зрелым и ответственным. Зрелая личность в ходе развития все более самостоятельно выбирает или изменяет внешнюю ситуацию своего развития и благодаря этому изменяет и себя.
Таким образом, в период взрослости происходит усиление социального развития личности, включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности. Процесс развития личности при этом во многом зависит от уровня социальной активности и степени продуктивности самой личности.
По мнению А. А. Бодалева, развитие личности в период взрослости предполагает следующие новообразования: 1) изменения в мотивационной сфере с усиливающимся отражением общечеловеческих ценностей; 2) возрастание интеллектуального умения планировать и затем практически осуществлять деяния и поступки в соответствии с названными ценностями; 3) появление большей способности мобилизовывать себя на преодоление трудностей объективного характера; 4) более объективное оценивание своих сильных и слабых сторон, степени своей готовности к новым, более сложным деяниям и ответственным поступкам.
14. Социализация взрослого человека. Отличительные особенности социализации в период взрослости и детства.
Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится
членом социальной группы (семьи, класса и.д.). Социализация включает
усвоение всех установок, обычаев, жизненных ценностей, ролей конкретной
социальной группы. Этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация
понимается как двухсторонний процесс. Процесс социализации
продолжается на всех стадиях жизни.
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте.
Социализация взрослого человека-это принятие новых социальных ролей и соответствующих правил, а также их активное использование, то есть выработка определенных социальных знаний и умений, адекватное их применение в широком круге социальной действительности, в системе форсированной социализации. В этот период социализация связана с подведением личности под общественные стандарты. Общество в процессе социализации поставляет образцы поведения, из которых личность выбирает для себя наиболее подходящие, адекватные для социальной ситуации, в которой живет человек, для его социального статуса, его индивидуальных особенностей, потребностей и установок. Механизмом социализации в этот период становятся социальные эмоции, которые возникают у человека по отношению к нормам и правилам, принятым в обществе, интериоризированным им самим, превратившимся в его «субъективную реальность».
Главное отличие в социализации детей и взрослых – это степень освоения социальных функций.
Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
-Социализация взрослых
-Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
-Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
-Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
№15.Типы жизненного мира человека и основные линии онтогенеза в эпоху взрослости.
Тип жизненного мира и соответствующий ему жизненный принцип характеризуют направленность личности. В основу типологического анализа Ф.Е. Василюк положил выделение в жизненном мире внутреннего и внешнего аспектов (внутреннего и внешнего мира). Внутренний аспект может быть простым или сложным, а внешний - легким или трудным. В результате выделяются четыре типа жизненного мира: простой и легкий; простой и трудный; сложный и легкий; сложный и трудный
1 тип – простой внутренне и внешне.
При внутренне простом мире у человека в каждый момент времени есть только одна потребность, только один объект в фокусе внимания: отношения только с одним человеком, внимание только к одному объекту и т.д.
При простом внешнем мире удовлетворение потребности происходит сразу по ее возникновении. Между потребностью и удовлетворением отсутствует пространство и время. Нет никаких «там», жизнь субъекта происходит «здесь и теперь». Отсутствует прошлое и будущее, есть только настоящее.
Человек подчинен сиюминутным импульсам. Он не задается никакими вопросами о самой потребности, о ее гарантированности, цене ее удовлетворения.Человек не умеет справляться с кризисами. Он ничего не предпринимает, испытывает ужасные чувства (крах, страх смерти), но не знает даже, пройдут они когда-нибудь или нет. Человек формирует иллюзию отсутствия проблем или иллюзию решенности проблемы – это защитный механизм.
Опыт такого типа есть у каждого человека. Все остальные типы надстраиваются над этим.
2 тип – внутренне простой и трудный внешне
Внутренне простой мир характеризуется тем же, что и при первом типе. Человек по - прежнему устремлен только к одному объекту. Он не знает отвлеченности, мук совести, сомнений и пр. Такому миру известны только одни препятствия – внешние. Так как внутренний мир простой, то внешний мир воспринимается в двух красках: либо как полезный, либо как вредный с точки зрения его возможности удовлетворить потребность.Однако внешняя сложность препятствует удовлетворению существующей потребности и требует от человека усилий по преодолению внешней сложности. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением. Для нормального существования человек должен преодолевать их.
Трудный внешний мир означает удаленность жизненных благ и временную удаленность удовлетворения потребности (человек должен терпеть прежде, чем потребность будет удовлетворена). Удовлетворение «здесь и сейчас» невозможно.
Борьба с реальностью невозможна и пагубна. Реальность принимается такой, какой она есть. Человек создает потребности и удовлетворяет их только внутри границ доступной ему реальности, но никогда не противится и не борется с ней.Реакция в ситуации кризиса – это совпадающее поведение. То есть подчинение внешнему миру, приспособление к нему. Человек рационален, стремится приладить внутренний мир к внешнему.
3 тип – сложный внутренне и простой внешне
Основная проблема этого типа – сложный внутренний мир. Человек способен держать в поле своей психики (внимания, сознания) более одного объекта (цели, задачи, отношения). И человек сначала стремится к реализации одного, а потом − другого.
У такого типа отсутствует ситуативность (нет случайности, благоприятных или неблагоприятных обстоятельств). Основная проблема – это выбор. Но сделать его невозможно, так как все варианты для человека одинаково важны.Поэтому главнейшей задачей этого типа является формирование внутренней согласованности. Основное стремление – избавится необходимости выбирать. Человек стремится найти стратегию, позволяющую делать выбор автоматически. И этот механизм – ценностное сознание.
Условно, каждому мотиву присваивается определенная «цена», которая определяет его положение в иерархии. Этим способом человек избавляется от трагичности каждого выбора.
4 тип – сложный внутренне и трудный внешне
У этого типа появляется воля. Ее функция – не дать борьбе мотивов остановить активность субъекта. Человек такого типа оперирует не мотивами, желаниями, ценностями, а реализацией замысла жизни.Для волевого поведения характерно осознанное соотнесение реализуемой деятельности с жизненным замыслом. И тогда кризис − это невозможность реализации жизненного замысла.
Но «включается» творческое переживание – работа по самосозиданию. И в ситуации кризиса человек ищет новые формы практической реализации своих идеальных ценностей. В некоторых ситуациях творческое переживание означает создание новой системы ценностей и новой истории своей жизни и самого себя.
Рассмотрение описанных Ф.Е.Василюком типов жизненного мира в онтогенетическом плане позволяет нам выделить еще один, 5-й тип мотивационной сферы человека. Он возникает тогда, когда в общем содержании жизни определяющую роль начинают играть ее сущностные стороны. Этот тип жизненного мира может быть назван сущностным.
Сущностный жизненный мир характеризуется незначимостью как трудности его внешнего аспекта, так и сложности внутреннего. Это "как бы простой" и "как бы легкий" мир. Незначимость сложности определяется в нем незначимостью несущностных мотивов, незначимостью всего того, что не соответствует духовно-нравственным ценностям. Все значимые мотивы в данном жизненном мире являются сущностными и потому принципиально однородными. Эти мотивы по сути своей не могут быть противоречивыми, разнонаправленными, в иерархии ценностей сущностного жизненного мира они представляют собой единый доминирующий блок. сущностное единение с миром реализует основную потребность человека — быть самим собой и в согласии с миром. Два этих понятия означают, по сути, одно и то же. Их единство отражает единство индивида и окружающего, внутреннего и внешнего в жизненном мире.