Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, шпаргалка
№1. Предмет психологии развития. Основные направления исследований и задачи.
Психология развития – ключевая отрасль психологического знания, одна из отраслей психологической науки,изучающая особенности психического развития, феноменологию развития личности на разных этапах онтогенеза,она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющихся во времени.
По мере того, как интеллект, в своем развитии, достигает уровня формальных операций, подростки и юноши начинают видеть несоответствия и противоречия как в исполняемых ими ролях, так и в ролях других людей, включая родителей. Разрешение этих ролевых конфликтов помогает им построить новую личностную идентичность, которую они пронесут через всю оставшуюся жизнь. Э. Эриксон считал формирование эго-идентичности главной задачей отрочества – юности.
Кроме самопознания, источниками идентичности для подростка и юноши служат референтные группы и значимые другие. Это ставит перед ними в высшей степени сложную задачу – интегрировать получаемую о себе разнородную информацию в целостную, непротиворечивую личность.Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками -это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а так же один из видов эмоционального контакта.
Ведущий вид деятельности в юности-«учебно-
Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, появляется чувство интимности с определёнными людьми.
Обобщив всё, можно сказать. что основными особенностями развития личнсоти в юношеском возрасте являются:
-Появление и становление индентичности!
-Вед. деятельность-учебно-
-Главное,потребность в отношениях: со взрослыми, со сверстниками.
-Складывается мировоззрение.
Анатомо-физиологические особенности
Раннюю юность небезосновательно считают переходным возрастом. Биологическим критерием перехода от детства к зрелости является физическое, в частности половое, созревание. Процессы созревания происходят неравномерно. В ранней юности заканчивается формирование скелета, быстро развивается мышечная система. Рост девушек прекращается на 16-17 году (± 13 месяцев), мальчиков - на 17-18 году (± 10 месяцев). Происходят значительные изменения в сердечно-сосудистой системе: увеличивается просвет кровеносных сосудов, объем и производительность сердца. Продолжается функциональное развитие нервных клеток головного мозга. До 15 лет, как правило, завершаются созревания коры больших полушарий и формирования нейронного аппарата всех участков головного мозга. Полного развития достигает система связей между различными отделами мозга, расширяются возможности для возникновения новых связей. Условные связи в раннем юношеском возрасте характеризуются высокой устойчивостью и большими возможностями переключения.
На этом возрастном этапе в большинстве юношей и девушек завершается половое созревание. У девушек уже сформированы вторичные половые признаки, внутренние половые органы продолжают интенсивно расти, завершается я формирование женского типа телосложения тела. У юношей происходит интенсивное формирование вторичных половых признаков, мужского типа телосложения.
Вывод:
-Заканчивается рост
-Завершается формирование
-Организмом достигается
25. Психологическая сущность кризиса 17 лет.
Сущность кризиса в юности –найти себя «Кризис индентичности»(по Эриксону)!!!
Постановка цели и самореализация!
!!! сомнения «Чем ближе
цель,тем больше возникает
Кризис 17 лет возникает точно на рубеже школьной жизни и новой взрослой. Это граница окончания привычной жизни в кругу своей семьи, школьного класса. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Юность начинается кризисом 17 лет.
Причина:
-Ценностно-смысловая
- Проблема выбора жизненных ценностей.
Это, по словам Эльконина, наиболее тяжёлый кризисный период наряду с кризисом 3 и 11 лет, сопряжён, прежде всего, с отношением к такой ценности как образование. Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы. Ценность образования – большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.
В зависимости от линии онтогенетического развития (эгоцентрической, духовно-нравственной, гедонистической) идёт борьба мотивов, распределяется локус ответственности, растёт напряжение. Для тех, кто тяжело переживает кризис, характерны различные страхи, которые могут приводить к невротическим расстройствам. Индивидуальные различия в переживании кризиса велики. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания При всех вариантах новая жизненная ситуация требует хороших адаптационных способностей, чтобы к ней приспособиться, что вызывает большую или меньшую напряжённость. Помогают успешнее адаптироваться поддержка семьи, уверенность в правильности выбора, в своих способностях, чувство компетентности. Юность называют вторым переходным периодом. Устремленность в будущее. Период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Структура кризиса 17 лет (девушки):
Положительный симптомо-комплекс:
1) типичные симптомы: стремление к самостоятельности, притязания роли взрослого, гордость за собственные достижения, умение сопереживать, открытость;
2)сопутствующие симптомы: организованность, ответственность, умение самоконтроля, требовательность
Негативный симптомо-комплекс:
1) типичные симптомы:раздражительность, хитрость, индивидуализм, приспособленчество,негативизм, высокомерие, леность;
2) сопутствующие симптомы: дерзость, корысть, жестокость, сквернословие;
Структура кризиса 17 лет (юноши):
1 Положительный
1) типичные симптомы: стремление к самостоятельности, гордость за собственные достижения, притязания роли взрослого, упрямство как настойчивость, умение сотрудничать;
2) сопутствующие симптомы: открытость, умение самоконтроля
2 негативных симптомокомплекс:
1) типичные симптомы:сквернословие, индивидуализм, раздражительность, упрямство как непослушание, негативизм, леность;
2) сопутствующие симптомы: небрежность, жестокость, хитрость, дерзость, корысть
Кризис 17 лет объективный кризис психического развития часто осложняется родительским отношением к ребенку (субъективные кризисные проявления):
1) доминирующее отношение: постоянный контроль как проявление догматической поведения;
2) отчужденное отношение (индифферентность или негибкое отношения);
3) симбиотического отношение: стремление
установить с ребенком
26. Условия и типы личностного развития в юности. Центральное новообразование возраста.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий:
1.Общение со взрослыми,с родителями к которому возникает особый интерес. Восстанавливается эмоциональный контакт с родителями, причём на более высоком уровне (советчики в сложных вопросах!). Обсуждение жизненных перспектив, планов на будущее, анализируются трудности, особенности жизни в семье. 70% старшеклассников хотели бы стать похожими на своих родителей! Но отношения со взрослыми, хотя и становятся более доверительными, продолжают сохранять дистантность. Содержание такого общения значимо, но это не интимная информация!!! Они не стремяться здесь к глубокому самораскрытию, психологической близости. ПАРАДОКС, взрослые часто обманываются этим.
2.Общение равноправное со сверстниками – необходимое условие для становления юношеского самоопределения. Его функции другие: интимно-личностное, исповедальное! Приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, переживаниям, интересам и увлечениям.. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы, информация достаточно секретна. Такое общение требует взаимопонимания, внутренней близости и откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе, в нём раскрывается собственное «Я»-реальное. Именно здесь поддерживаются самопринятие и самоуважение.
3.Дружба -она уникальна и занимает исключительное положение – привилегированное! В ряду других привязанностей. Повышаются требования к дружбе, усложняются её критерии (уже не только поделиться яблоком!)
4.Любовь -юношеская любовь включает в себя дружбу, в то же время она предполагает большую степень интимности. После наигранных отношений в подростковом возрасте может появиться настоящая влюблённость. Юношеские мечты о любви отражают, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, тепле, понимании, душевной близости. При этом часто не совпадают потребность в самораскрытии, душевной близости и чувственность. Противоречие, метания души! Противопоставление любви как высокого чувства и сексуальной потребности особенно выражено у мальчиков. Одни преувеличивают аспект сексуальной близости, другие – наоборот, стараются от него отгородиться – аскетизм, интеллектуализм как психологическая защита. Для первых это «грязь», для других – это «не интересно».
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви скажется в дальнейшей жизни. Эти отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
Типы личностного развития
Встречаются четыре варианта развития:
1.Плавно и постепенно некоторые старшеклассники продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Их жизнь остается спокойной и упорядоченной, они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, опираются на авторитет. У них, как правило, хорошие отношения с родителями, а учителям они практически не доставляют хлопот.
-минусы в личностном развитии-дети менее самостоятельны, более пассивны, более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях.
2.Поиски и сомнения- приводят к полноценному становлению личности, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, — по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.
3.Быстрые,скачкообразные изменения- которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако при высокой произвольности, самодисциплине у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.
4.Мучительными поисками своего жизненного пути-недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Такие дети не уверены в себе и себя плохо понимают. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Вступив во взрослую жизнь, они еще долго не обретают устойчивого положения.
Центральное личностное новообразование возраста :
1.формирование «Индентичности» (стабильного образа «Я» ) -это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, новой стадией развития интеллекта.
2.формирование « Мировоззрения»(система ценностей).
27.Психосоциальная задача возраста юности-формирование целостной идентичности. Виды идентичности и варианты ее формирования.
Юность по Эриксону– ключевая стадия(пятая) для приобретения чувства идентичности. В это время подросток колеблется между положительным полюсом идентификации («Я») и отрицательным полюсом путаницы ролей. Перед подростком стоит задача объединения всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. При удачном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство идентичности, Эго-идентичность — целостность личности, при неблагоприятном – спутанная идентичность, сопряженная с мучительными сомнениями относительно себя, своего места в группе, в обществе, с неясностью жизненной перспективы.
Формирование идентичности, по Эриксону это есть процесс самоопределения. Формирование идентичности сопряжено с кризисом 17 лет, кризис «индентичности»
В юношеском возрасте формируется :
1.Личностная идентичность( или личная)- осознание человеком своего Я, уподобление себя к самому себе( н-р: «хоть я и принадлежу к педагогам, но я уникальный.. и т.д.)
2. Социальная идентичность-осознание человеком своей принадлежности к той или иной социальной группе, осознание себя носителем определенных социальных ролей.
Проблема- смешивание ролей! (Я хочу,но пусть родители,знакомые,помогут мне.)
Джеймс Марсиа выделил,модифицировав концепцию Эриксона, 4 основных этапа, варианта или состояния формирования идентичности.
Предрешенность-принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Т.е. статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось принять на себя преждевременную взрослость.(н-р:статус матери предрешён и девочка уже в 13лет может родить ).
Диффузия идентичности- состояние избегания решений, отказ от поиска собственной идентичности, своеобразное продление детства.(т.е.не хочет взрослеть).
Мораторий- собственно период построения своей идентичности. Состояния поиска ответов на вопросы кто я, какой я- острый кризис становления себя.
Достижение идентичности- благополучное завершение кризиса идентичности – возникновение новой самотождественности.(н-р6 хотел жениться-женился и получил статус «мужа»).