Шпаргалка по "Педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:37, отчет по практике

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогической психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogicheskaya_psihologia.docx

— 355.04 Кб (Скачать файл)

Наиболее продуктивный подход к пониманию места психолога  в школе: он должен быть и диагностом, и конфликтологом, и психотерапевтом, выстраивать коммуникации, в образовательном процессе отвечать за сохранение Ψго здоровья ребенка, консультировать по управлению и развитию административной структуры школы.

Функция психолога: Развитие и самого образования, и его субъектов (родителей, администрации, учителей, учеников, коллектива).

 

7. Метод наблюдения в педагогической  психологии.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования, что вполне естественно.

Наблюдение может проводиться  непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио– и  видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся  в обычных, «нормальных» условиях, а  для познания существенных свойств  объекта необходимо создание специальных  условий, отличных от «нормальных».

Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная  окрашенность) наблюдения; сложность (порой  – невозможность) повторного наблюдения.

В зависимости от позиции наблюдателя  выделяются открытое и скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого.

Выделяются далее сплошное и  выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.

Специфические требования к процедуре  получения и трактовки информации в наблюдении.

1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т. д.

2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т. е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.

3. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).

4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.

5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.

6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.

7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т. п.).

 

 

8. Эксперимент в педагогической  психологии.

Эксперимент – отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта.

Правильно поставленный эксперимент  позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

Особую категорию методов психологического исследования и воздействия образуют формирующие, или обучающие, эксперименты. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Процедура эксперимента состоит в направленном создании или подборе таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора, и в регистрации изменений, связанных с его воздействием.

Чаще всего в психолого-педагогических экспериментах имеют дело с 2 группами: экспериментальной, в которую включается изучаемый фактор, и контрольной, в которой он отсутствует.

Экспериментатор по своему усмотрению может видоизменять условия проведения опыта и наблюдать последствия  такого изменения. Это, в частности, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Проводя исследования при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Психолого-педагогические эксперименты различаются: по форме проведения; количеству переменных; целям; характеру организации исследования.

По форме проведения выделяют два  основных вида эксперимента – лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных, искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели при строго определенных условиях.

Естественный эксперимент. Указанные недостатки лабораторного эксперимента в некоторой мере устраняются при организации естественного эксперимента. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например учебных занятий или игры.

Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, метод активного формирования психики.

Цель констатирующего эксперимента – измерение наличного уровня развития (уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.).

 

9. Вспомогательные методы исследования  в педагогической психологии

Психолог должен использовать все: опрос, интервью, анкетирование.

Метод беседы в школе в наибольшей степени используется в школе. Он позволяет быстро и оперативно получить информацию, должен проводиться с соблюдением специальных условий. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д.

Его недостаток: изучается не объективный  факт, а лишь мнение ребенка о  событии.

Метод изучения документов: используется широко. Это любая информация, зафиксированная в любом виде.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.

Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30—40 мин. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям — репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Анализ продуктов  деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д. Однако в ходе научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения).

Тестирование в строгом смысле слова есть психодиагностическая процедура. Отмечается невозможность прямого переноса существующих в других странах тестов в нашу практику дигностирования. Другими словами, фиксируется социокультурная детерминация теста, которая должна быть учтена при тестировании (равно как возрастная и половая дифференциация, вариативность тестов). Обращается внимание на сложность и все еще неоднозначность определения валидности тестов и в этой связи перспективность разработки критериально ориентированных тестов.

Компьютерная тестовая диагностика  в нормативно ориентированном тестировании в нашей стране наиболее полно представлена системой НОРТ.

Использование тестирования в педагогической психологии — ответственное, этическое, высокопрофессиональное дело, которое требует специальной подготовки и соответствия человека требованиям этического кодекса психолога-диагноста.

Еще одним  важным методом исследования в педагогической психологии является социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено. Этот метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить ее сплоченность, лидера группы и т.д. Он широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, определения внутригруппового взаимодействия.

10. Общая характеристика  учебной деятельности

Основная цель учения –  в подготовке к будущей самостоятельной  деятельности. Основное средство –  это усвоение обобщенных результатов  того, что создано человечеством. Процесс учения протекает не стихийно: учитель владеет запасам знаний, который нельзя просто так «переложить» в голову ученика. Учение имеет место  там, где действия человека основываются на осознанной цели усвоить ЗУН, формы  поведения и это значит, что  это специфически человеческая деятельность.

Учение – это субъективная деятельность, преобразующая собственно значимое содержание знаний, общее  для всех, в личностной образование. Происходит персонификация знания, которое становится достоянием ученика как субъекта учения.

В содержание понятия «учебная деятельность» входит не только учение как процесс и результат, но и  структурная организация этого  процесса, а самое главное –  субъектность учения.

Разница между этими  двумя понятиями состоит в  том, что учение – это субъективная деятельность ученика, а учебная  деятельность – это организованная деятельность в школе.

Основные характеристики учебной деятельности

  1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
  2. В учебной деятельности усваиваются общие способы действий и научные понятия.
  3. Общие способы действия предваряют решение задач (по И.И.Ильясову).
  4. (Эльконин) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, это ее основная характеристика.
  5. (Лингард И.) Изменения психических свойств и поведения учащихся в зависимости от результатов и собственных действий.

 

 

11. Структура  процесса обучения

Обучение – это деятельность учителя в учебном процессе.

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитие творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Характеристики  процесса обучения

  1. Обучение – это общественно исторический процесс, т.к. обществом специально созданы институты сохранения и передачи ЗУН. Содержание учебной информации и способы ее передачи детерминированы потребностями общества, уровнем научных знаний, психолого-педагогическими концепциями своего времени.
  2. Обучение – это важнейший аспект деятельности учителя, но весьма важна и активность самого ученика.

Структура процесса обучения:

Главенствующая роль принадлежит  учителю. Это целенаправленный процесс, который может проходить и  как стихийное самонаучение. Обучение должно иметь:

  1. Целевой компонент: 1) Осуществить через обучение связь поколений 
    2) Способствовать психическому развитию личности
  2. Содержательный компонент: Чему учить? Содержание – это информацию по каждому предмету, закрепленная в различных источниках (программы, учебники, пособия).
  3. Выбор способа обучения: Как учить? Методики перевода научно-теоретического уровня знаний в конкретно-методический, т.е. различные методики преподавания.
  4. Результаты процесса обучения, могут быть  
    прямые - положительные 
    косвенные – отрицательные

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической психологии"