Шпаргалка по "Педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:37, отчет по практике

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогической психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogicheskaya_psihologia.docx

— 355.04 Кб (Скачать файл)

и др.

 

Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений и без помощи обучающего лица.

Самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

О личности мы судим по следующим  признакам.

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них – существенный и главный признак личности.

А.И. Кочетов в своей книге  «Организация самовоспитания школьников»  говорит, что как всякое развивающееся  явление, личность противоречива, в  ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке  накоплен достаточный фактический  материал, позволяющий проникнуть в  суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие  особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с  общественными критериями, готовит  себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению  окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а  увлеченность – в другой сфере, в  результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием  возникает несоответствие и т. д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И. Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т. е. мотивы работы над собой;

б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные). Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.

 

 

 

58. Воспитание учащихся  с девиантным в поведении

Асоциальным называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, корыстной. агрессивной ориентации и социального-пассивного типа.

К отклонениям корыстной ориентации относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную денежную выгоду.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действии, направленной против личности: оскорбления, хулиганство, побои и т.д.

Отклонения социально-пассивного типа – это уклонение от своих обязанностей, долга, нежелание решать свои личные и социальный проблемы.

 

 

59. Гуманистическая педагогика

 

Модель воспитания, в основе которой  лежит направление гуманистической  психологии, развивалась в 50–60-е  гг. в США в трудах таких ученых, как Маслоу, Франк, Роджерс, Колли, Комбс и др.

Главными понятиями гуманистической  педагогики являются «самоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь». Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации – развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.

 

Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.

Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение  личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы  и воспитания – дать возможность  развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.

Учение, в котором заинтересован  ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его  поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал «значимым для человека учением». Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.

1. Ученики решают в процессе  учения проблемы, интересующие и  значимые для них.

2. Педагог чувствует себя по  отношению к ученикам конгруэнтно,  т. е. проявляет себя таким  человеком, каков он есть, выражая  себя свободно.

3. Педагог проявляет безусловное  положительное отношение к ученику,  принимает его таким, каков  он есть.

4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.

5. Педагог обеспечивает средства  учения учащихся: книги, учебники, инструменты, материалы.

Педагог играет роль помощника и  стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт  и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрировано на ученике, а не учебном предмете.

Воспитатель в рамках гуманистической  педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив  материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов  ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.


Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической психологии"