Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 00:37, отчет по практике
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Педагогической психологии".
и др.
Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне учебных заведений и без помощи обучающего лица.
Самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.
О личности мы судим по следующим признакам.
1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них – существенный и главный признак личности.
А.И. Кочетов в своей книге «Организация самовоспитания школьников» говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке
накоплен достаточный фактический
материал, позволяющий проникнуть в
суть процесса самовоспитания. Механизм
самовоспитания имеет следующие
особенности: воспитанник выбирает
цели жизни, идеалы в соответствии с
общественными критериями, готовит
себя к жизни в обществе, совершенствуется
в коллективной деятельности по улучшению
окружающего мира. Между указанными
факторами самовоспитания существуют
сложные взаимосвязи и
В своей работе А.И. Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т. е. мотивы работы над собой;
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные). Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т. д.
58. Воспитание учащихся с девиантным в поведении
Асоциальным называется поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, корыстной. агрессивной ориентации и социального-пассивного типа.
К отклонениям корыстной ориентации относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную денежную выгоду.
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действии, направленной против личности: оскорбления, хулиганство, побои и т.д.
Отклонения социально-
59. Гуманистическая педагогика
Модель воспитания, в основе которой
лежит направление
Главными понятиями
Самоактуализация – это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной «хорошей» жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием «полноценно функционирующий человек». В психотерапии и педагогике Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него, не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.
Целью обучения и воспитания должно быть не приобретений знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции, Роджерс назвал «значимым для человека учением». Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по
отношению к ученикам
3. Педагог проявляет безусловное
положительное отношение к
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог обеспечивает средства учения учащихся: книги, учебники, инструменты, материалы.
Педагог играет роль помощника и
стимулятора значимого учения, должен
создать психологический
Воспитатель в рамках гуманистической
педагогики должен побудить учащихся
к нравственному выбору, предоставив
материал для анализа. Методами воспитания
являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение
ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.
Для родителей и педагогов
ученые гуманистической школы
Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической психологии"