Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

 

 

28. Общая  характеристика личностных опросников

Личностные опросники  могут быть подразделены по направленности на:

а) опросники черт личности – группа опросников, разработанная  на основе выделения черт личности;

б) типологические опросники – группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, несводимых к набору черт (или факторов);

в) опросники мотивов  – группа опросников, предназначенных  для диагностики мотивационно-потребностной  сферы личности, с целью установить, на что направлена активность индивидуума, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения (а так же опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок).

В соответствии с принципом, положенным в основу конструирования, различают:

а) факторные опросники  – группа опросников, основой конструирования  которых является факторно-аналитический  принцип (выделение скрытых, латентных  переменных, определяющим образом влияющих на деятельность и поведение индивида);

б) эмпирические опросники – группа опросников, основой конструирования которых является критериально-ключевой принцип, позволяющий на основе обнаружения критериальных психологических признаков дифференцировать различные группы испытуемых.

В зависимости от степени  охвата личностных характеристик выделяют опросники:

а) одномерные – опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества;

б) многомерные – опросники, направленные на измерение более  чем одного свойства или качества;

 

 

29. Общая  характеристика мотивационной сферы человека

Мотивационную сферу  человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим  показателям:

Параметры мотивационной  сферы: широта - качественное разнообразие мотивационных факторов - потребностей и целей.

 Гибкость - более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовании больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Широта - разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить предметом удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижностью связей существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы.

Иерархизированность - характеристика строения каждого из уровней организации  мотивационной сферы, взятого в  отдельности.

Интересы - особое мотивационное  состояние познавательного характера.

Задача - ситуационно-мотивационный  фактор, возникающий тогда, когда в ходе определенной цели организм наталкивается на определенные препятствия.

Желания и намерения - сиюминутно возникающие и часто  сменяющие друг друга мотивационные  субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.

 

 

 

 

 

30. Общая  характеристика эффективных психологических тестов

ОБОСНОВАННОСТЬ  ИНСТРУМЕНТА - это способность измерять те характеристики объекта, которые и нужно измерить.

Валидность (англ. valid действительный, пригодный, имеющий силу) - комплексная  характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

В психологической диагностике  валидность - обязательная и наиболее важная часть информации о методике, включающая данные о степени согласованности  результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников (теоретические ожидания, наблюдение, экспертные оценки, результаты других методик, достоверность которых установлена и т.д.), суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенности личности с определенными психологическими конструктами.

Валидность методики измеряется либо коэффициентом корреляции между результатами обследования и  объективными критериями внешнего проявления того или иного качества, либо характеризуется различными показателями в полярных группах по какому-то измеряемому свойству.

Т.о., в понятие валидности входит большое количество самой  разнообразной информации о тесте.

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА - характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Общий разброс (дисперсию) результатов произведенных измерений можно представить как результат суммации двух источников разнообразия: самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры, обусловливающей наличие ошибки измерения.

К числу таких факторов следует отнести:

- разнообразие внешних  материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т.п.);

- динамичные внутренние  факторы, по разному действующие  на разных испытуемых в ходе  тестирования (время так называемой  “врабатываемости” выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т.п.);

- информационно-социальные  обстоятельства (различная динамика  в установлении контакта с  психологом или лаборантом, проводящим  тестирование, возможное наличие других людей в помещении, наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом, наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т.п.).

Разнообразие и изменчивость этих факторов обусловливают появление  у испытуемых непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы в принципе получить в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как “стандартная ошибка измерения” (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы.

ДИСКРИМИНАТИВНОСТЬ - это  способность отдельных заданий  теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно “максимального”  и “минимального” результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d = 1).

Точность информации измеряется тем, насколько дробной  шкалой являются применяемые метрики, или другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Все вышеперечисленные  требования к методикам взаимосвязаны  между собой. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. В психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения могло играть определенную роль, и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях. Другой пример, когда данные могут быть устойчивы, но не обоснованны (если, предположим, весь тест вследствие слабого отбора пунктов оказался смещенным, то одна и та же картина будет повторяться на длительном отрезке времени, но картина-то будет ложной).

Особой разновидностью валидности является достоверность. Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста.

Типичный прием обеспечения  достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. ШКАЛА ЛЖИ - это шкала, состоящая  из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются  большинством людей. Эти шкалы основываются на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

 

 

31. Общее  представление о проективных  методиках

Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции.

Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности,  предъявляемых  стимулов в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок,  психического состояния личности.

Теоретические истоки проективных  методик находятся в ассоциативной  психологии и психоанализе.

Согласно ассоциативной  психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики – теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Фрэнсисом Гальтоном. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестового испытания – так называемого “детектора лжи”.

В психоанализе основным понятием выступает “бессознательное”. Бессознательное – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.

Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

Методический прием  проективных методов заключается  в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл.  Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика  проективного метода состоит в его  направленности на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде “личностных смыслов” или “значимых переживаний”. Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека (“комплексы”) вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.

Для понимания механизма, реализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки.  Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Последователи теории деятельности, опираются на категорию личностного смысла. Личностный смысл – индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность.

Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения – как результат “непосредственного усмотрения”.

Проективные методики предполагают в основном индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают несколько групп проективных методик.

Конститутивные  проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции).

Конструктивные  проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации).

Интерпретативные  проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

Аддитивные  проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга).

Экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.).

Катартические проективные методики – группа методик, предполагающих осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра).

Импрессивные  проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Исследователи выделяют ряд признаков, характерных для  подавляющего большинства проективных  методик:

· относительная свобода  в выборе ответа и тактики  поведения испытуемого, т.е. возможен широкий диапазон разнообразных решений;

· отсутствие внешних  показателей оценочного отношения  к испытуемому со стороны экспериментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"