Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

· обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции.

 

 

32. Общее  представление о психосемантических  методах

Психосемантическая  диагностика направлена на оценку категориальных структур индивидуального сознания, на реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, на выявление индивидуальных различий в процессах категоризации.

Семантический подход применим и для диагностики личностных черт. При его реализации конструируют и используют методики, стимульным материалом которых служат словесные обозначения личностных черт. Диагностика с их помощью представляет собой самоописание (самохарактеристику) субъекта или других лиц с помощью системы значений, отражающих конкретные черты. Психосемантические методы диагностики личности позволяют раскрыть индивидуальные системы значений, несущих так называемое личностное знание. Под последним понимается совокупное знание о человеческой личности, которым обладает индивидуальное сознание.

Психосемантические методы измеряют представления человека о  себе.

Требуют от испытуемых навыков  рефлексии, самоанализа, самонаблюдения.

Среди психосемантических методик можно выделить две группы.

Первая представляет собой списки дескрипторов (описаний черт), с помощью которых испытуемый должен описать себя или других лиц.

Вторая группа — это  шкальные техники, предназначенные  для оценивания себя или других по определенным шкалам, полюса которых  обозначены какими-то краткими или развернутыми названиями. Шкалы могут даваться в словесной, числовой и графической формах.

К первой группе относится  «Контрольный список прилагательных» (Adjective Check List — ACL). Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в США при Институте по изучению и оценке личности Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный». Испытуемый помечает все прилагательные, которые, как он полагает, описывают его самого.

  «Семантический дифференциал» представляет собой стандартизированную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (бланк для ответов). Концы шкал заданы словами (прилагательными), имеющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в виде отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оценен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам. Оценка заключается в отнесении к определенному полюсу шкалы с определенной градацией. Выбранную градацию следует либо подчеркнуть, либо обвести кружком на ответном бланке.

«Семантический дифференциал»  применяется для решения разных практических проблем:

- в клинике;

- при консультировании;

- для выявления разнообразных  социальных установок;

- для исследования  отношения к разным изучаемым  учебным предметам, отношения  к разным товарам и торговым  маркам и др.

Одна из модификаций  техник шкалирования представляет собой методики сортировки. Примером этих методик является Q-сортировка (Q-technique, Q-sort), разработанная В. Стефенсоном для исследования представлений индивида о самом себе. Индивиду дается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Он должен распределить их по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Количество групп, на которые должен разделить карточки испытуемый, а также число карточек в каждой из них задается психологом.

Q-сортировка используется  для решения разнообразных психологических  проблем. В зависимости от них  испытуемому предлагают классифицировать  карточки по следующим критериям:

- по отношению к  себе в разнообразных ситуациях  (например, дома, на работе, в общении с другими людьми);

- каким он является  на самом деле с его точки  зрения (реальное Я);

- каким он представляется  другим людям (социальное Я);

- каким он хотел  бы быть (идеальное Я).

Такая информация собирается на разных стадиях психотерапии для  констатации происшедших изменений. Можно распределять карточки применительно к другим людям, что позволяет выявить отношение испытуемого к ним, а также использовать для их описания. Принцип Q-сортировки может быть реализован при работе испытуемого с различными объектами.

Сложность разработки семантических  методов диагностики заключается  в подборе и унификации значений слов и выражений, включаемых в состав списков черт, в неизбежности их субъективной интерпретации разными  индивидами, когда даже незначительное смещение акцента при выборе лексики в ту или иную сторону может привести к изменению и даже искажению представлений о личностном знании, присущем индивиду.

Общий недостаток всех описанных  выше семантических методик психологи  видят в том, что вследствие заданности — как перечней личностных черт, так и субъектов, которых нужно по ним оценивать, — существуют сомнения в достоверности их данных. Если те черты личности или биполярные шкалы, по которым испытуемый вынужден измерять людей, не рассматриваются им как существенные, полезные, не являются для него первичными для вынесения суждений о личности, то результат диагностики не будет адекватно отражать его личностное знание (собственную теорию личности, по выражению Дж. Кел-ли), а явится своего рода артефактом.

Этого недостатка лишен еще один семантический подход к диагностике личности, основанный на использовании репертуарных личностных решеток (Repertory Grid Technique). Они позволяют индивиду самому конструировать свой индивидуальный опыт, выявляют те субъективные шкалы, которыми пользуется индивид при восприятии, понимании и оценке окружающего мира. Их автором является американский психолог Дж. Келли. В процессе диагностирования выстраивается матрица, заполняемая либо психодиагностом, либо самим испытуемым. Столбцам матрицы соответствуют элементы, представляющие собой группу объектов, в отношении которых выявляются оценки испытуемого.

Репертуарные личностные методики стали использоваться сравнительно недавно. Они сулят большие перспективы  в качестве эффективного средства личностной диагностики. Этот метод находит все новых сторонников в разных сферах практики. Однако следует помнить, что он так же, как и другие диагностические инструменты, окажется полезным только в руках профессионально владеющего им человека.

 

 

33. Общение и поведение как формы жизнедеятельности человека.

Значимость  и значение общения

Прежде чем говорить о сущности и безграничном многообразии проявлений феномена человеческого  общения, необходимо обозначить его  наиболее важные аспекты с точки  зрения значения (смысла) и значимости (места, занимаемого в жизни людей) для общества и личности.

Общение является:

– фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

– потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

– источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает  собой всю психическую жизнедеятельность  человека. Но деятельность и общение  зависят от психического состояния  человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной  и психологической удовлетворенности,  состояний радости и счастья  (радость материнства; радость  дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных  эмоций, личной драмы. Без этого  не было бы и драматических  жанров в литературе, театре и  искусстве вообще;

3) общение может быть  и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или  иным значениям общения в его  восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения  оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или  приобретенной? Она лишь отчасти  может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого  общения.

Рассмотрим феномен  общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Общение –  сущностная характеристика и условие  бытия человека

общение как способ проявления человеческой сущности

Любая предметная (как  материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”,  
а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношений [3].

общение как фактор становления человека

Природу и место индивида в обществе определяет принадлежность к специфически человеческим формам деятельности (труд и социальное общение). Общение является решающей предпосылкой возникновения сознания и языка. Исходная функция человеческого сознания – ориентация в ближайшей среде существования, т. е. в окружении других людей. Язык возникает в ответ на потребность людей во взаимном обмене информацией с целью согласования своих усилий и наиболее эффективного взаимодействия.

общение как условие существования и  органическая потребность человека

Потребность в общении  относится к числу самых ранних и специфически человеческих потребностей, наблюдающихся в равной мере как  в филогенетическом, так и в онтогенетическом развитии человека. Социальная природа потребности в общении – необходимость в совместной деятельности. Но общественная натура человека проявляется и в условиях относительной изоляции от других людей, в ситуации выключенности из постоянной сферы общения. Экспериментально доказано, что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция – начало безумия.

два условия: осознание значимости для человека удовлетворения его органической потребности в общении и необходимость подготовки людей к условиям пребывания в относительной изоляции – заставили ученых, и прежде всего психологов, заниматься исследованием специфических условий космического полета. Человека на шесть часов наглухо изолируют в термосурдобарокамере, он не видит, не слышит, не получает никакой информации извне. Значительная часть испытуемых в этих условиях, а это обычно здоровые, физически крепкие люди, до срока нажимают на кнопку с требованием прекратить опыт. Подтверждено, что в числе трудностей, с которыми сталкивается человек в условиях изоляции от внешнего мира, оказывается не только неудовлетворенная потребность в общении, но и невозможность ориентироваться во времени. Последняя приводит к различным психическим деформациям, псевдопсихопатологическим сдвигам (галлюцинации, бредовые идеи и т. д.), которые сравнительно легко устраняются после восстановления нормального общения.

Особенно интересны  с точки зрения психических сдвигов эксперименты на длительную информационную изоляцию человека от социальной среды. Один из таких экспериментов провел над собой 35-летний мебельщик и любитель-спелеолог из Ниццы А. Сенни. Он побил рекорд продолжительности подземного одиночества, пробыв в пещере Приморских Альп 125 суток на глубине 100 метров в полном одиночестве (1964 г.).

Французский спелеолог  М. Сиффр (руководитель экспериментов  Сенни) изучал приспособляемость человеческого  организма к жизни в полном отрыве от внешнего мира. Сенни, по условиям опыта, был лишен часов и всяких других приборов, позволяющих определять время. Он потерял всякое представление о времени. Когда через три дня его предупредили о скором выходе на поверхность, он удивился: по его подсчетам прошла только половина срока.

Проводились эксперименты на длительную изоляцию и небольших  групп людей. В группах проявляется  внутренняя связь и фактор взаимного  общения, и это обстоятельство позволяет  увеличить сроки изоляции. Такой  эксперимент впервые в мире был  осуществлен в нашей стране в 1967–1968 гг. Три человека в течение одного года апробировали наземный комплекс систем жизнедеятельности [4].

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"