Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Потребность человека в  общении развивается, изменяется в  течение всей его жизни, т. е. это  фактор динамичный, о чем свидетельствует нравственный прогресс личности, возрастающая социальная активность и коммуникабельность.

Общение как  фактор жизнедеятельности общности

общение – условие существования общности

Общение – важнейшая  предпосылка и условие существования  не только индивида, но и больших социальных общностей вплоть до целых народов, наций и государств. От уровня сообщаемости на протяжении всей истории общества зависят возможности и масштабы, прочность и перспективы развития самых разных групп людей. У примитивных групп размер общества ограничен трудностью передачи информации посредством языка. Великие же империи существовали благодаря улучшенным средствам связи.

Критерии сообщаемости различных частей, или подразделений, общности [4]:

* степень оперативности  (реагирования на что-то) и скорость передачи информации (процесс передачи);

* степень коммуникативности  членов сообщества, которая предполагает  интенсивность общения; степень  взаимопонимания, взаиморасположения  друг к другу, без чего не  может быть эффективных и просто  согласованных действий.

Общение – источник взаимной информированности  индивида и общности

Огромная значимость общения объясняется его информативной  функцией. Это процесс взаимозависимый. Отношения людей динамичны, они  развиваются, изменяются, соответственно, изменяется характер общения, характер и качество информированности. А с другой стороны, потребность в новой информации в практике человеческого общения важна как инструмент корректировки человеком своего поведения в социальной среде по принципу прямой и обратной связи.

Однако существенно  не только наличие или отсутствие непрерывной информационной связи, но и уровень, количество поступающей  и перерабатываемой информации. Человеку свойствен определенный оптимальный  уровень информационной активности, тонизирующий его деятельность и предполагающий удовлетворение потребности как в получении некоторого количества новой информации, так и в том, чтобы передавать часть информации другим [4].

Влияние общения  на поведение людей

Общение и особенности человеческого  поведения

Кроме того, что общение  определяет природу человека, его  становление, историческое развитие и  условия бытия, оно еще оказывает  огромное влияние на особенности  повседневного поведения человека. Находясь среди людей (в большой  массе или малой группе), человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой, следовательно, проявляются такие стороны нервно-психической деятельности, которые не обнаруживаются в индивидуальной жизни. И здесь мы подходим к еще одной особенности, или стороне, общения.

Ситуативность в общении и поведении людей

Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, достаточно велик. Он колеблется в зависимости от конкретных особенностей групповых отношений и ситуации, в которой находится человек (на лекции, митинге, концерте, в театре, на стадионе). На лекции – сдержанная, корректная реакция. В театре зрители проявляют себя более активно (эмоциональная реакция). У спортивных болельщиков наблюдается эффект психологического заражения (повышенная нервная реактивность).

Но независимо от различий в особенностях поведения существуют и закономерности поведения в обстановке коллективной деятельности: среди единомышленников или друзей человек чувствует себя более уверенно, испытывает подъем.

Противоречивость  поведенческих эффектов под влиянием группового общения

совместная групповая  деятельность оказывает тонизирующее влияние на психические свойства и способности индивида: активизируются процессы мышления и воли, обостряются  ощущения и восприятие (позитивное влияние). Если ценностные ориентации личности и группы не совпадают, то коллектив нередко подавляет или парализует инициативу и волю личности. Но и в случае совпадения ценностных ориентаций могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые, по существу, направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Это ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания (компания подростков), т. е. конформистское поведение.

По своей природе  механизм конформистского поведения  связан с эффектом группового давления, в том числе и через санкции  отрицательного эмоционального отношения [2]. Этот эффект чрезвычайно действен, поскольку человек склонен так  или иначе переживать нерасположение или отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Эффект конформизма был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога С. Аша.

Следует различать конформизм как стратегическую (в отличие  от тактической) линию поведения, которая является доминантой в структуре ценностных ориентаций личности и жестко запрограммирована в поведении. В этом случае конформизм выступает в качестве типа социальной ориентации личности и чаще всего носит некритический характер. Но конформизм может носить и менее глобальный характер и проявляться в отдельных, не столь существенных для индивида моментах, ради которых не стоит идти на обострение отношений с референтной группой.  
В таких случаях конформное поведение сопровождается критическим отношением личности к ситуации, где это поведение имеет место.

 

 

 

34. Общение  как коммуникативный процесс

Общение - форма социального  взаимодействия людей, в котором  осуществляется обмен мыслями и  чувствами, мотивами и действиями посредством  знаковых средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

Коммуникация – это  связь, в ходе которой осуществляется обмен информацией между системами  в живой и неживой природе.

Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности.

В более широком философском  смысле коммуникация рассматривается  как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам массовой коммуникации).

Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает  как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.

Модель коммуникативного процесса:  1. Коммуникатор. 2 Сообщение. 3. Канал. 4. Аудитория (реципиент).

Человек, передающий информацию, - коммуникатор, человек, воспринимающий ее, - реципиент. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.

Информационный обмен - глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения.

Однако специфика именно, межличностного информационного обмена значительна. Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации.

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д.

Т.О., черты коммуникации:

1) в процессе общения  люди не только обмениваются  объективным содержанием, но вырабатывают  общий смысл, т.е. общее видение  ситуации.

2) обмен информацией  обязательно предполагает воздействие  на поведение партнера.

3) коммуникативное влияние  как результат обмена информацией  возможно лишь тогда, когда  человек, принимающий ее, обладает  единой или исходной системой  кодификации, и декодификации.

4) в условиях человеческой  коммуникации могут возникать  совершенно специфические коммуникативные  барьеры.

 

Специфика коммуникативного процесса между людьми

Рассмотрим основные черты, определяющие специфику коммуникации между людьми

Во-первых, в процессе общения люди не только обмениваются объективным содержанием, но вырабатывают общий смысл, т.е. общее видение ситуации.  Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. Данное обстоятельство предполагает необходимость учета своего собеседника как личности, знания его взглядов, установок. В этом плане коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.

Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние как  результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: “все должны говорить на одном языке”.

Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Понимание – способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Но дело в том, что, даже зная значения одних и тех  же слов, люди могут понимать их не одинаково вследствие социальных, политических, возрастных особенностей. У общающихся людей должно быть также и одинаковое понимание ситуации общения, что возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они в основном носят социальный или психологический характер.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в  ходе ее "движения", активная позиция  партнеров в коммуникативном  процессе, индивидуальные различия при  уяснении информации и т.д. Ответ – см. предыдущий

Модель коммуникативного процесса.

Американский исследователь  Г. Лассуэл предложил для изучения убеждающего воздействия средств  массовой информации модель коммуникативного процесса, включающую пять элементов: 1. КТО? (передает сообщение)              – коммуникатор.    2. ЧТО? (передается)                           – сообщение (текст).   3. КАК? (осуществляется передача)       – канал. 4. КОМУ? (направлено сообщение)        – аудитория.  5. С КАКИМ эффектом?                       – эффективность. В роли коммуникатора может выступать один человек или группа (например, группа школьников посылает открытку своему учителю). Цели коммуникатора также могут быть самые различными: сообщить информацию, объяснить, поделиться настроением, отдать распоряжение, высказать точку зрения, сделать внушение и т.п. В связи с этим информация разделяется на исходную, координирующую, направляющую, контролирующую и оценочную (Б.Д. Парыгин). Аудитория также может быть представлена как одним человеком, так и группой людей (класс, группа собеседников, телезрители и т.п.). Способ передачи информации предполагает выделение таких характеристик, как сеть и каналы, по которым распространяется информация, частота и направленность связи. Коммуникация осуществляется в условиях наличия или отсутствия непосредственного контакта. Содержание коммуникации (информация, эмоции и чувства) может передаваться при помощи устной и письменной речи, а также жеста. В условиях массовой коммуникации передача сообщения осуществляется при помощи технических средств полимодального воздействия, в том числе и на подсознательном уровне.

 Вербальная  и невербальная коммуникация.

Общение осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный (от лат. vеrbalis - словесный, устный)  – в психологии этот  термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой.

Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"