Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

 

 

36. Общение  как перцептивный процесс

Перцепция - процесс и  результат восприятия человеком  явлений окружающего мира и самого себя.

Социальная перцепция  - это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Процесс социальной перцепции  представляет собой деятельность его  субъекта (наблюдателя)  по оценке внешнего облика, психических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

Социальная перцепция  обычно проявляется как:

  1. Восприятие членами группы:

- друг друга;

- членов другой группы.

  1. Восприятие человеком:

- самого себя;

- своей группы;

- «чужой группы».

  1. Восприятие группой:

- своего человека;

- членов другой группы.

  1. Восприятие группой другой группы (или групп).

К механизмам перцепции  относят:

1) познание самого  себя (рефлексия) в процессе общения; 

2) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация);

3) прогнозирование поведения  партнера по общению (каузальная  атрибуция).

Рефлексия – механизм самопознания в процессе общения, в  основе которого лежит способность  человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

Идентификация – процесс  неосознаваемого отождествления субъектом  себя с другим человеком, группой  людей, образом.

Эмпатия определяется как  особый способ понимания другого  человека, основанный не на рациональном осмыслении проблем другого человека, а на стремлении эмоционально откликнуться на его проблемы.

Аттракция – особая форма  восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему. Выделены уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных  отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением  процессов аффилиации, взаимными  ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

 Симпатия – устойчивое  одобрительное эмоциональное отношение  человека к другим людям, их  группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости,  восхищении, побуждающее к общению,  оказанию внимания, помощи.

Любовь – высокая  степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

 Каузальная атрибуция  – интерпретация субъектом своего  восприятия причин и мотивов  поведения других людей, полученная на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей свойств, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им.

 

37. Общие  принципы проектирования психодиагностической методики

Методическое руководство  к тесту включает:- концепцию, объясняющую  механизм создания и действия теста, его цель и область применения;- стимульный материал;- “ключ” с правильными  ответами;- нормативно-оценочные таблицы;- образцы регистрационных бланков;- интерпретационные схемы;- инструкции для психолога и для испытуемого.

Психологические тесты  различаются по следующим признакам:

- инструкции (направлены  на объяснение смысла заданий  и порядка действий испытуемых);

- материал теста (он  может быть взят из социальной области или, например, из физики):

- особенности оценивания  полученных от испытуемого ответов.  С учетом того, что инструкция  отражает определенный стимульный  материал, первые два элемента  могут быть объединены в один  и обозначены термином “стимульно-инструктивная ситуация” (термин, обобщающий особенности как материала теста, так и прилагаемой к нему инструкции).

Этапы проектирования теста

1 . Определение цели  применения теста. 

- для постановки психиатрического, психологического диагноза;

- для классификации  специалистов;

- в дифференциальной  психодиагностике при поиске  и определении индивидуальных  различий между людьми:

- для расстановки и  перестановки кадров: в ходе профориентационной  работы;

- для подбора и профотбора кадров.

2. Определение сферы  использования методики.

Выделяются следующие  сферы, где могут использоваться методики: образование, производство, оборона, транспорт, здравоохранение, социальное обеспечение, сферы услуг, наука, правосудие, государственная безопасность, спорт, управление обществом, культура, искусство, экология, воспитание.   Одна и та же методика может иметь применение в нескольких сферах.            

3. Выбор конкретной  сложности теста.

В зависимости от того, кто будет применять тест (методику) может быть два варианта сложности:

- для специалистов  психологов тест может быть  с полной и сложной интерпретацией  результатов;

- для неспециалистов  используется упрощенный вариант.  Упрощенный вариант предполагает  однозначность трактовки результатов, доступную неспециалисту.

Необходимо предусмотреть  конкретный уровень трудности теста  для испытуемых.

Уровень трудности - это  субъективная сложность заданий  теста для данной выборки.

В статистическом плане  трудность заданий теста - это доля лиц (в процентах), решивших и нерешивших задание теста. Индекс трудности задания вычисляется как степень его решаемости относительно всей группы испытуемых. Задание считается оптимальным, если его решили правильно около 50% испытуемых.

4. Определение особенностей диагностируемых популяций. Должно быть учтено распределение выборки по параметрам: пола, образовательного уровня и вида образования, владения языком, на котором составлена методика, национальности, вероисповедания, принадлежности к какой-либо профессиональной группе, социальному происхождению, территории, на которой проживает.

5. Предметная направленность  теста. Тест может измерять  следующие характеристики: внешнее  поведение или внутреннее состояние:

- свойства, черты, качества, процессы, состояния, образования или особенности личности;

- сложная (комплексная)  или простая характеристика личности;

- выраженность, частота  или интенсивность проявления  психической характеристики.

В зависимости от предметной направленности может планироваться  разработка единичного теста, батареи, системы или набора тестов.

6. Выбор и определение  стимульного материала теста.  Изменяется в зависимости от  ряда параметров.

Обуславливает существование 213 типов стимульно- инструктивных  ситуаций.

7. Определение формы  ответов на задания. Могут быть использованы четыре формы ответов:

а) выражающие отношения: согласия, неопределенности, отрицания;

б) ответы как проекция актуальных, ретроспективных или  перспективных состояний испытуемого, его отношений на стимульный материал:

в) как свободная интерпретация  заданий или вопросов:

г) как выбор из вариантов  ответов предпочитаемого. При составлении  заданий необходимо помнить, что  изменение формы ответа влияет на валидность методики. Формы ответов  должны быть стандартизированы, где это возможно.

Параметры, лежащие  в основе оценивания ответов

1. Объективность или  субъективность оценивания. Этот  момент касается в тех тестов, в которых используются задания  на самооценку.

2. Целостное поведение (весь организм) или физиологическая реакция (часть организма). Типичной физиологической реакцией может быть покраснение от смущения или тремор.

3. Измерение одного  возможного ответа или классификация  разнообразных ответов (параметрическое оценивание или непараметрическое). Параметрическими измеряются такие особенности ответа, как время, количество ошибок, повторений. Непараметрическими раскрывается количество и разнообразие классов ответов. В этом смысле многие тесты на креативность оцениваются непараметрическими.

4. Общее количество  ответов или часть, соответствующая  некоторому критерию. Это пересекается  с описанным выше третьим параметром, поскольку различные оценки могут  быть любой из указанных здесь  категорий.

5. Единый однородный  показатель или разнотипные относительные показатели. Определить единый показатель можно только тогда, когда тест оценивается в целом (личностные опросники).

6. Нормативное или  личностное (ипсативное) оценивание. Ипсативное  оценивание основывается на показателе, допускающем сравнение выраженности тех или иных психологических особенностей относительно самого обследуемого (в отличие от нормативных, дающих внешние сравнения относительно нормативной выборки).

7. Поиск, выделение  и обоснование критериев валидизации методики.

- утойчивость (т.е.  не должен изменяться);

- надежность:

- адекватность (соответствие  его содержания, формы исследуемой  характеристике):

- дифференцирующая способность  критерия (способность с его помощью  отграничивать данную характеристику от тех, которые ею не являются).

Последовательность  поиска и выделения критериев:

- изучается максимально  возможный перечень критериев  в реальной жизнедеятельности  популяции, связанных с изучаемым  свойством: 

- выделяется из них  наиболее практичный и репрезентативный;

- оценивается соответствие  критерия требованиям его устойчивости, надежности, адекватности, дифференцирующей  способности; 

- анализируется корреляция  с выбранным критерием отдельного  теста, каждого теста в батарее  и в целом батареи тестов (в  зависимости от корреляции каждого теста с внешним критерием определяется корреляционная значимость каждого теста).

Примечание:

- критерий должен иметь  нормальное распределение, описанное  кривой Гаусса;

- критериев может быть  выделено много, но каждый валидизирует тест отдельно;

- от точности определения внешнего  критерия зависит валидность  теста.

8. Отбор и оценивание заданий.

Однородный и дискриминативный тест может быть получен путем  отбора заданий, имеющих высокую  корреляцию с общим показателем  и, помимо этого, долю правильно ответивших (в соответствии с “ключом”) испытуемых в пределах 80% - 20%.

9. Расчет временных параметров  теста. Для расчета временных  параметров следует уяснить:

- необходимо или нет ограничение  по времени для испытуемых;

- учесть сложность и длину методики (количество заданий);

- учесть необходимые затраты  на инструктирование, работу испытуемых  со стимульным материалом и  обработку результатов; 

- если тестирование  проводится с использованием  ЭВМ, то осуществляются отдельные  расчеты.

Расчет времени носит  сугубо предварительный характер. После  экспериментальной работы временные  параметры теста уточняются. Обычно на работу с одним тестом должно уходить времени не более двух - двух с половиной часов с перерывами.

10. Определение условий применения теста. Определяются 2 группы условий:

а) организационные:

- учет квалификации  экспериментатора (разработчик психодиагностической  методики, пользователь-профессионал, пользователь-неспециалист);

- отношения с испытуемыми  (добровольные-обязательные, бесплатные, за оплату);

б) материально технические:

- необходимость специально  оборудованного помещения;

- компьютеризованный, бланковый  или смешанный варианты методики;

- необходимость аудио,  видеоаппаратуры; 

- стандартные для всех  испытуемых условия.

11. Формирование исследовательской  выборки. Наиболее важными здесь  являются две процедуры: 

- определение необходимого  количества выборок (лучше 2-3);

- определение их количественных  и качественных характеристик.

12. Компоновка и оформление  бланков, буклетов со стимульным материалом. Последовательность работы:

- составление композиционной  схемы: 

- наполнение композиционной  схемы стимульным материалом.

13. Разработка ключей, инструкций и интерпретационных  схем. Составляются инструкции экспериментатору и испытуемому. Инструкция не должна быть перегружена деталями и подробностями. Формулировки не должны содержать двусмысленных оттенков. Сама инструкция помещается как правило на первом листе. Схема интепретаций должна позволить составить итоговое заключение психолога. При этом существуют три вида заключений:

- описательное (психологическая  характеристика обследуемого);

- консультационное (делается  прогноз дальнейшего развития);

- оценочное (в виде балльной  оценки изучаемого свойства).

 

 

38. Основные  направления и школы в психологии

Наука психология создала немало школ, направлений.

Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Все они пользуются основным методом изучения психики - методом самонаблюдение, т.е. наблюдения человека за собственным сознанием.

Ассоциативная психология. В рамках этого направления психические явления объяснялись преимущественно посредством понятия ассоциации. Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживался теории "элементарности", согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминание т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"