Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 Комуникативные  средства общения и экспрессивный  репертуар человека.

 Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя:

жесты – движения, передающие психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;

мимику – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;

пантомимику - динамическое состояние позы в конкретный момент общения;

контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований – кинесика, которая специально изучает эти проблемы.

Жесты по их функциям можно разбить на 5 групп:

1) Жесты-иллюстраторы – жесты сообщения: указатели (“указывающий перст”), пиктографы, то есть образные картины изображения (“вот такого размера и конфигураций”); кинетографы – движения телом; жесты-“биты” (жесты-“отмашки”); идеографы, то есть своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2) Жесты-регуляторы – жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками). 3) Жесты-эмблемы – своеобразные заменители слов или фраз в общении (например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - “здравствуйте”, а поднятые над головой – “до свидания”). 4) Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания отдельных частей тела или касания, пошлепывания партнера, а также поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой). 5) Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. При общении часто возникают следующие виды жестов: жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

жесты ожидания – потирание  ладоней; медленное вытирание влажных  ладоней о ткань;жесты отрицания  – сложенные руки на груди; отклоненный  назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;жесты-расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.; жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.; жесты неискренности – жест “прикрытие рукой рта”, “прикосновение к носу”, как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, “бегающий взгляд” и др. Мимика – динамическое состояние мышц лица в каждый момент общения. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 процентов информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем, легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.

 Психологические  условия эффективной коммуникации.

Психологическим условием эффективной коммуникации является учет общающимися некоторых закономерностей и правил, относимых к проблемам эффективного общения. Так, например, установлено, что   оптимальным объемом фразы для обеспечения разборчивости речи является объем, равный 7+2 слова, а оптимальный темп речи в деловых переговорах – 180 слов в минуту. Наиболее значимые слова должны располагаться в первой трети фразы, причем, в сложной ситуации для людей большую смысловую нагрузку несут глаголы.

Не менее важным, чем вербальный компонент, являются поза и жесты, котоpые человек использует в пpоцессе общения. Они довольно сильно действуют на собеседника. Hапример, жесты “защиты” (сжатые в кулаки пальцы, скpещенные на гpуди pуки, ладони, пpикpывающие лицо) способствуют усилению чувства закpытости собеседника, ухудшают контакт. И наоборот, открытые ладони и улыбающееся лицо бессознательно снимают чувство напряжения даже у человека, с которым вы находитесь в натянутых отношениях.

Важно учитывать не только эмоционально-психологическую дистанцию, котоpую занимают собеседники, но и  физическую. У каждого  человека  существует  своя,  интуитивно осознаваемая “зона личного пpостpанства” (как пpавило, до 40-50 см). Если эту  зону  пеpесекает  незнакомый или несимпатичный человек,  то возникает стихийное pаздpажение. Для симпатичных людей – pеакция пpотивоположная.  Меняя  физическую  дистанцию  можно  упpавлять состоянием собеседника.

В пpоцессе оpганизации  взаимоинфоpмиpования важную pоль игpают  способности общающихся говоpить  и слушать собеседника. Для успешной пеpедачи важного сообщения необходимо:

- четко сфоpмулиpовать  для себя собственные цели  общения;  - твеpдо высказывать свою основную мысль;  - уметь пpояснить сказанное, опpеделить и пеpеопpеделить употpебляемые слова (мы по-pазному понимаем иногда общеупотpебляемые слова, вкладывая в них иной смысл; напpимеp, фpаза “помоги мне” для некотоpых людей означает - “сделай вместо меня”, а не “сделай вместе со мной”) ;  - потpебовать pеакции (обpатной связи), то есть возможность убедиться в понимании сказанного вами;

- спокойно воспpинять  любую pеакцию, быть готовым к  тому, что вас поняли не совсем  пpавильно или совсем не пpавильно (Гончаров А.И.).

Основные  барьеры на пути движения информации.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Носят социальный или психологический характер. Выделяются следующие виды барьеров: барьер смысловой (от  фр. barriеre - преграда) – взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл; барьер эмоциональный – интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения;  барьер отношения – взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как представителям определенных социальных групп; барьер речи – возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.);  барьер когнитивный – возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта. Кроме перечисленных, причинами плохой коммуникации могут быть обстоятельства, не зависящие напрямую и всецело от конкретного человека и его непосредственного партнера. Это так называемые социальные барьеры и барьеры, обусловленные особенностью физических компонентов ситуации общения и социальными условиями.  К физическим барьерам можно отнести барьеры физической среды, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам, а также барьеры композиции физического пространства, которые возникают из-за значительной удаленности общающихся друг от друга или из-за наличия в пространстве композиционных элементов (колонны, углы), затрудняющих  контакт.  Организационно-психологические барьеры возникают из-за неприятия формы общения и способов взаимодействия с партнером вследствие неадекватности данных элементов ценностным ориентациям субъекта общения. Социальные барьеры возникают вследствие отсутствия понимания ситуации общения, вызванного социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение людей. Отдельную группу образуют барьеры, обусловленные социально-ролевой принадлежностью и компетентностью субъектов общения: - барьер психосоциальный возникает при несоответствии ролевой компетенции личности и той системы общения, в которую она включается;

- барьер социально-ролевой возникает вследствие социально-ролевой оппозиции или дисгармонии между субъектами общения.

Общая методологическая проблема кода и декодификации как  важнейшее условие понимания  друг друга партнерами по коммуникации.

При помощи речи осуществляются кодирование  и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Кодом являются знаки, выражающие определенное содержание (например, азбука Морзе). При декодировании слушатель использует и свой собственный “код” – систему интерпретации, основанную на личном  социальном опыте, выражающуюся в понимании смысла ситуации и действий партнера, его коммуникативных действий и их содержания в связи с конкретным контекстом.

      Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид “разговора” представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое было обозначено как “обогащение, развитие информации”

   Степень согласованности действий коммуникатора и реципиента в ситуации попеременного принятия ими этих ролей в большой степени зависит от их включенности в общий контекст деятельности. Успешность вербальной коммуникации в случае диалога определяется тем, насколько партнеры обеспечивают тематическую направленность информации, а также ее двусторонний характер.

    Известно, что  все невербальные знаковые системы умножают смысл вербальной информации, иными словами, помогают раскрыть полностью ее смысловую сторону. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания собеседниками значения используемых знаков, кода. Для построения понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи, но именно выделение таких единиц в невербальных системах оказывается главной трудностью.

Различные попытки решения этой проблемы предпринимаются. Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит К. Бёрдвистлу, который предложил выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

 

 

35. Общение  как межличностное взаимодействие

Межличностное общение  связано с непосредственными контактами  людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Под взаимодействием  понимается не только обмен знаками, но организация совместных действий, позволяющих группе реализовать  общую деятельность. Существуют следующие аспекты в понимании взаимодействия:

- отождествление общения  и взаимодействия,

- интериоризация и  того и другого как коммуникации  в узком смысле слова. 

Обозначим некоторые  основные типы взаимодействия людей.

Наиболее распространенными  является дихтомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два разных вида различными терминами.

Знаненский делит все  виды социальных действий на две общих  категории: приспособление и оппозицию.

К первой относятся все  те действия, которое вызывают желательное  поведение индивидов или групп  без угрозы каким-либо ценностям  или возможностям партнера по общению. К приспособлению как способу  воздействия автор относит приглашение, вовлечение, руководство в совместной деятельности, подражание и т.п.

Ко второй – все  те, которые связаны с угрозами и репрессиями: противопоставление себя другим, репрессии и бунт, агрессию, враждебность, сопротивление. Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников.

Леонтьев выделяет две  основные черты совместной деятельности:

1) разделение единого  процесса деятельности между  участниками; 

2) изменение деятельности  каждого, так как результат  деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общелогическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают. Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.

Конкуренция – это  одна из основных форм организации  межличностного взаимодействия, характеризующаяся  достижением индивидуальных или  групповых целей, интересов в  условиях противоборства с добивающимися  этих же целей и интересов других индивидов и групп.

Стратегии:

1) сотрудничество направлено  на полное удовлетворение участников  взаимодействия своих потребностей  без ущемления интересов другого; 

2) соперничество –  предполагает ориентацию исключительно  на свои цели без учета целей партнеров по общению;

3) компромисс – реализуется  в частности достижением целей  партнеров ради условного равенства; 

4) уступчивость предполагает  жертву собственных целей для  достижения целей партнера;

5) избегание – представляет  собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"