Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

 

 

40. Основные  подходы к пониманию памяти

Различные направления психологии внесли свой вклад в понимание процессов памяти.

Рассмотрим закономерности работы памяти, выявленные в рамках различных направлений психологии

Особое внимание процессам  памяти уделяет когнитивная психология, в центре интересов которой лежат все познавательные процессы. В когнитивной психологии память рассматривается как один из аспектов общего процесса переработки информации у человека. При этом используется метафора «компьютера» – сложного устройства, предназначенного для обработки информации, и состоящего из ряда составных блоков (центрального процессора, блока оперативной и долговременной памяти и т. д.). Важнейшей задачей, стоящей перед психологами сегодня, является понимание того, как информация, полученная человеком из эпизодической памяти, превращается в базовые знания.

С точки зрения когнитивной  психологии сенсорная информация сначала  перерабатывается в периферических видах памяти, затем попадает в  вербальную кратковременную память, где происходит предварительная  обработка и сохранение информации о текущих событиях, дальше после детальной и последовательной обработки информации происходит долговременное запоминание, относительно больших объемов информации в течение достаточно длительного времени. Нужно сказать, что за последнее время когнитивная психология достигла определенных успехов в изучении процессов памяти, хотя не все виды памяти носят чисто информационный характер. Действительно, образная и словесно-логическая виды памяти относятся к сфере познавательных процессов, и здесь мы смело можем оперировать понятиями только когнитивных процессов. А вот память эмоциональная и двигательная может быть отнесена к эмоциональным и регуляционно-волевым процессам, и там нельзя все свести только к информационным потокам.

Можно отметить, что распространение основных принципов теории информации на все уровни и виды процессов памяти, включая и психологический их уровень, не только возможно, но и оправданно, так как позволяет перейти от общих рассуждений к этапу моделирования работы памяти.

 

 

41. Основные  процессы динамики малых групп  

Причины возникновения  малой группы - объективные, заданные определенной потребностью общественного  разделения труда и функционирования общества, и психологические.

Поскольку малые группы существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Появление организованной малой группы необходимо рассматривать как процесс, предполагающей два варианта:

- возникновение ее  как элемента более общей системы (этот вариант связан, как правило,  
с одновременным вступлением в нее сразу многих членов);

- наполнение группы  конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи (этот вариант обусловлен не только активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений входящих в группу индивидов).

Механизмы групповой  динамики

1. Разрешение внутригрупповых  противоречий.

- между возрастающими  потенциальными возможностями группы  и ее актуальной деятельностью;

- между усиливающимся  стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.

2. Идиосинкразический  кредит (термин введен Е. Холландером)  Идиосинкразический кредит - своеобразное разрешение группы своему лидеру или отдельным ее членам на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. Идиосинкразический кредит является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы элементов нового (инноваций).

3. Психологический обмен – один из механизмов групповой динамики. Разновидностью психологического обмена является ценностный обмен.

В психологии имеется  несколько теоретических подходов, дающих более широкое представление  о возможных механизмах развития группы. Так, согласно взглядам Д. Хоманса, основными причинами и движущими силами внутренних изменений в группе является давление окружающей среды: физической, технической, социальной.

Двухмерная модель групповой  структуры, предложенная Р. Бейлзом, делает акцент в понимании механизмов развития группы на взаимодействие ее делового (относящегося к решению задачи) и межличностного (или эмоционального) аспектов.

Процессуальная модель групповой динамики – модель групповой  синтальности, ключевым понятием которой  является понятие синергии. Предполагается, что каждый индивид, вступая в группу, привносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Общее количество этой энергии, имеющейся у группы, и есть синергия. Часть ее (так называемая синергия сохранения группы), как считает Р. Кэттелл, расходуется на сохранение существования группы в качестве некой целостности, а оставшееся количество (так называемая эффективная синергия) направляется на достижение целей, ради которых группа создана.

Этапы развития малой  группы.

Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции. В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда. Согласно этой теории, в существовании группы выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.

Двухмерная модель развития группы, предложенная Б. Такменом.

Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета  условий, в которых формируется  группа:

- наличия сфер (измерений, факторов) групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры);

- положения группы в гипотетической последовательности развития, то есть в соответствующей стадии.

В сфере межличностной  активности к ним относятся следующие стадии:

1) стадия «проверки и зависимости», предполагающая ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) стадия «внутреннего конфликта», основная особенность которой – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) стадия «развития групповой сплоченности», достигаемая посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4) стадия «функционально-ролевой  соотнесенности», в основном связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным «резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача.

В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет такие стадии, как:

1) стадия «ориентировки  в задаче», то есть поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2) стадия «эмоционального  ответа на требования задачи»,  состоящая в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;

3) стадия «открытого  обмена релевантными интерпретациями», понимаемая как этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4) стадия «принятия  решений» – этап, характеризующийся  конструктивными попытками успешного  решения задачи.

Описывая процесс группообразования, Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие «социализация группы», при помощи которого рассматривается процесс группового развития.

Критерии, на основе которых  можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие:

- оценивание (целей группы, ее положения среди других  групп, значения целей группы для ее членов);

- обязательства группы  по отношению к членам (условия,  при которых члены группы больше «обязаны» ей, последствия этих взаимных обязательств);

- преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).

На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов. Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной и названной М. Чемерсом «системно-процессуальной модели» развития группы.

Таким образом, в данной теории:

- во-первых, введено понятие  «стадии» (или «периоды») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев; каждая стадия связана со сменой состава группы (приход и уход ее членов, смена ролей и т.п.);

- во-вторых, сформулирована  мысль о том, что социализация  группы происходит не в вакууме  (на изменения в группе влияет  характер культуры и общественных  отношений, в рамках которых  существует группа); механизм этого  воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.

В качестве другого блока  исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентаций личности и группы, как коллективизм – индивидуализм. И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процессом развития группы: переход от одной фазы к другой в значительной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу.

 

 

42. Основные  теории личности в зарубежной  психологии

Разные теории во главу  рассмотрения ставят различные составляющие личности, считая их наиболее значимыми. Выделим несколько теорий развития личности широко известных в зарубежной психологии.

Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностной  сферы личности и формирование ее полоролевого поведения.

Теория психосексуального  развития (З. Фрейд) – психоаналитическая теория, которая в качестве предмета исследования рассматривает человеческие влечения, эмоции и полоролевое поведение.

Фрейд выделил следующие  стадии психосексуального развития.

1. Оральная стадия (от  рождения до 2 лет). На этой стадии  эрогенной зоной является рот. 

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). Главной эрогенной зоной  становится задний проход.

3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). Согласно Фрейду в  этот период начинают проявляться полоролевые различия между мальчиками и девочками. У детей впервые появляются симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные конфликты, связанные с этими чувствами, Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» (у мальчиков) и «комплексом Электры» (у девочек).

4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте либидо  не концентрируется на какой-то  определенной части тела или  органе, а сексуальные потенции  как бы дремлют в состоянии  бездействия и покоя.

5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). В этот период сохраняются  некоторые особенности, характерные  для ранних стадий, но главным  источником удовольствия становится  половое сношение с представителем противоположного пола.

З. Фрейд выделяет три инстанции личности:

1. Оно – совокупность бессознательных  потребностей, мотивов, стремлений, желаний, которые руководят нашим  поведением, и нередко помимо сознания. Его основные составляющие – либидо - позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос - деструктивные, агрессивные импульсы.

2. Я – сознательная субстанция  личности, функционирующая в соответствии с принципом реальности.

3. Сверх-Я – инстанция социальных  запретов и норм, неосознаваемые действия которой заставляют Я избегать инстинктивных влечений, исходящих от Оно.

Теория психосоциального развития (Э. Эриксон) – психоаналитическая теория, которая подчеркивает влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных факторов.

Эриксон выделял следующие стадии психосоциального развития личности.

1. Доверие – недоверие (грудной  возраст).

2. Автономия – стыд и сомнения (1-2 года).

3. Инициатива – чувство вины (3-5 лет).

4. Трудолюбие – неполноценность  (младший школьный возраст).

5. Становление индивидуальности (идентификация)  – ролевая диффузия (юность).

6. Интимность – одиночество  (начало взрослого периода).

7. Творческая активность – застой (средний возраст).

8. Умиротворение – отчаяние (старость).

Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы  человека или пытаются объяснить развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы.

Теория интеллектуального  развития (Ж. Пиаже) – когнитивная теория, которая объясняет развитие других сфер личности особенностями развития интеллектуальной сферы.

Согласно его теории, на каждой стадии развития формируются  новые познавательные навыки, которые  определяют пределы того, чему можно  научить человека в этот период.

Пиаже выделял следующие  стадии когнитивного развития.

1. Сенсомоторная (от  рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.

2. Предоперациональная  (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения.

3. Стадия конкретных  операций (от 7 до 11 лет). В этот период  дети учатся мысленно совершать  действия, которые раньше они  выполняли только руками.

4. Стадия формальных  операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.

Теория нравственного  развития (Л. Кольберг) – когнитивная теория, которая показывает взаимосвязь морального обоснования и умственнного развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"