Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа
Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.
В области методологии социологического и этносоциологического исследования использовались разработки В.А. Дцова, И.Ф. Девятко, JI.M. Дро-бижевой, В.В. Семеновой, Е.Р. Ярской-Смирновой, В.И. Ильина. '. Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи анкетного опроса, полуструктурированного глубинного интервью, дискурс-анализа печатных и электронных СМИ, вторичного анализа данных республиканских социологических исследований. Данные анкетных опросов были оформлены в базы данных и статистически обработаны при помощи программного пакета Excel. При обработке данных вычислялись как простые одномерные распределения переменных, так и многомерные. В отдельных случаях обработка материалов осуществлялась методом контент-анализа.
Источниковая база исследования включает в себя следующие группы. Первую группу источников составляют материалы переписей населения и текущей статистики. Второй группой источников являются данные республиканских этносоциологических исследований и мониторингов общественного мнения. Материалы республиканского социологического опроса «Я и мой народ - 2004» (выборка по учащейся молодежи составила (429 человек). Мониторинг ситуации в области межнациональных отношений в Республике Коми проводился Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера по заказу Министерства национальной политики Республики Коми в 2008 и 2009 гг. Всего за два года было опрошено 1352 человека. За последние два года сотрудниками сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ проведено несколько крупных исследований по проблемам формирования гражданской нации и региональной идентичности. Опрос населения г. Сыктывкара в июне 2008 г. по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации» (опрошено 452 человека). Опрос в ноябре 2008 г. в рамках исследования «Изучение общественного мнения о развитии гражданского общества» (опрошено 500 человек). Опрос в марте 2010 г. «Север и северяне» (опрошено 900 человек). Представленные выборки - многоступенчатые, сбалансированы по возрасту,
1 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 213-244.
полу и этническому
составу. Опросы проводились методом
анкетирования. Третью группу источников
образуют полевые материалы автора.
Территориальные рамки
Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:
- постперестроечная
студенческая молодежь
- выделение представлений
об этнической принадлежности
в специфический предмет
2 Статистический ежегодник Республики Коми. 2007. С. 127.
дежи г. Сыктывкара
и место этнической компоненты в
структуре самоидентификации
- показано соотношение
этнической и гражданской
- на примере
исследуемой группы определен
характер межэтнического
- представлены
практики репрезентации и
Новизна заключается также в доказательстве следующих положений, выносимых на защиту:
1. Этническое самосознание
современной студенческой
2. Этническое самосознание
исследуемой группы базируется
на комплексе представлений об
этнической принадлежности
3. Этническая и
гражданская идентичности
4. Межэтнические
установки студентов по
5. Для публичных
практик репрезентации
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях и докладах диссертанта, участвовавшего в ряде школ, научно-практических конференций и семинаров: курс «Этносоциоло-гия: теория и практика», Институт социологического образования (г. Москва, 2006); Международная научно-практическая конференция «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность» (г. Глазов, 2007); Всероссийская молодежная научная конференция «Молодежь и наука на Севере» (г. Сыктывкар, 2008); Международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (г. Смоленск, 2008); Международная научная конференция «Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и рос-
…
В Заключении подводятся итоги исследования и представлены общие выводы.
Этническая идентичность
не занимает ведущих позиций в
структуре самоидентификации
Этническое самосознание студентов вузов г. Сыктывкара базируется на комплексе представлений об этнической принадлежности родителей, знании языка и культуры, может иметь множественный и ситуативный характер (5% респондентов не смогаи четко определить своей этнической принадлежности). Этническая принадлежность может обозначаться описательно: «ближе к русской», «скорее между русскими и украинцами», «и коми и русский в равной мере». При этом, понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим. Этническая идентичность в сознании студенческой молодежи совмещается с гражданской идентичностью и не конкурирует с ней. Тем не менее, идентичность молодых россиян в современных условиях достаточно противоречива. О чем свидетельствует наличие этноизоляционистских настроений (31,4% опрошенных студентов поддерживают лозунг «Россия для русских»), а также сохранение в сознании студентов представлений о необходимости привилегий для представителей титульного этноса (среди коми - 52%, среди русских - 41%). В сознании современной молодежи сочетаются различные формы и уровни идентичностей - социальной, гражданской, этнокультурной, в том числе и региональной. В целом республика не является привлекательным в социально-экономическом и культурном плане регионом для современной студенческой молодежи (51, 4% из опрошенных в 2010 г. молодых людей хотели бы уехать из республики). Высокий уровень мигрантофобии среди студентов свидетельствует о достаточно низком уровне толерантности в молодежной среде, о слабости интеграционной политики в регионе, что препятствует формированию позитивной региональной и гражданской идентичности. С другой стороны, этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром, лейблом, частью молодежного стиля.
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены в следующих публикациях автора:
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ
1. Шабаев Ю.П., Миронова Н.П., Демина А.В. Этнополитическая и гражданская идентификация молодежи Республики Коми // Регионо-логия. - 2008. - № 4. - С. 295-306.
2. Миронова Н.П. Религия в системе самоидентификации студенческой молодёжи Республики Коми (по материалам социологических исследований 2007 г.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2009. - № 92. - С. 75-79.
3. Миронова Н.П. Этническая самоидентификация молодежи в Республике Коми // Российская политая: прошлое, настоящее, будущее. Сборник трудов / Под ред. Г.Ф. Доброноженко, И.А. Гончарова. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. -Вып. 2. - С. 56-61.
4. Миронова Н.П. Этнокультурная ориентация современной молодежи в Республике Коми (по материалам социологических исследований 2007 года) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2007 г.) / Глазов, гос.пед. ин-т. -Глазов, 2007.-С. 85-87.
5. Миронова Н.П. «Ресурсы этничности» у студенческой молодежи Респуб-
'. лики Коми (по
материалам социологических
Материалы докладов I Всероссийской молодежной научной конференции «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, 14-18 апреля 2008 г.). В 3-х томах. - Сыктывкар, 2008. - Том II. -С. 60-64.
6. Миронова Н.П. Структура социокультурной самоидентификации современной молодежи Республики Коми // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 435-440.
7. Миронова Н.П. Общероссийская идентичность современной молодежи Республики Коми // Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и российскость. Материалы Международной научной конференции (Иваново - Плес, 15-16 мая 2008 г.). - Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2008. - С. 164-168.
8. Миронова Н.П. Конфликтный потенциал молодежи Республики Коми // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Институт этнологии и антропологии РАН. - 2009. - № 85. -С. 45-48.
9. Миронова Н.П. Проблема формирования региональной идентичности у современной молодежи Республики Коми // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под науч. ред. И.Л. Набока: В 2-х ч. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. -Ч. 1.-444 с.-С. 161-
Ознакомиться с текстом работы
Актуальность исслсдовашш. Проходящие сегодня процессы дают основание говорить с одной стороны об интерпационализсщии этносов, а с другой - об этническом капсулировании, стремлении оградиться от других этносов. Однако есть пароды, ментальность которых развивается в двух ипостасях: в условиях проживания на исконной территории в качестве титульного этноса и в условиях диаспор на территории других государств.
Исследование, посвященное
изучению особенностей этнического
самосознания этноса, в условиях титульного
этноса и сопряженной диаспоры, обращено
к проблеме психологических особенностей
этнического самосознания армянской
молодежи, как в условиях своей
исторической Родины, так и в новых
социокультурных условиях, в иноэтнической
среде. Важно знать с каких
позиций и как сегодня армянин
строит взаимоотношения с
Актуальность исследования
как раз и состоит в изучении
особенностей этнического самосознания
армян в условиях проживания на исконной
территории и в условиях миграции.
Не являясь географически