Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

В области методологии  социологического и этносоциологического исследования использовались разработки В.А. Дцова, И.Ф. Девятко, JI.M. Дро-бижевой, В.В. Семеновой, Е.Р. Ярской-Смирновой, В.И. Ильина. '. Сбор эмпирического материала осуществлялся при помощи анкетного опроса, полуструктурированного глубинного интервью, дискурс-анализа печатных и электронных СМИ, вторичного анализа данных республиканских социологических исследований. Данные анкетных опросов были оформлены в базы данных и статистически обработаны при помощи программного пакета Excel. При обработке данных вычислялись как простые одномерные распределения переменных, так и многомерные. В отдельных случаях обработка материалов осуществлялась методом контент-анализа.

Источниковая база исследования включает в себя следующие группы. Первую группу источников составляют материалы переписей населения и текущей статистики. Второй группой источников являются данные республиканских этносоциологических исследований и мониторингов общественного мнения. Материалы республиканского социологического опроса «Я и мой народ - 2004» (выборка по учащейся молодежи составила (429 человек). Мониторинг ситуации в области межнациональных отношений в Республике Коми проводился Институтом социально-экономических и энергетических проблем Севера по заказу Министерства национальной политики Республики Коми в 2008 и 2009 гг. Всего за два года было опрошено 1352 человека. За последние два года сотрудниками сектора этнографии ИЯЛИ Коми НЦ проведено несколько крупных исследований по проблемам формирования гражданской нации и региональной идентичности. Опрос населения г. Сыктывкара в июне 2008 г. по проекту «Этнокультурный потенциал регионов как фактор формирования российской нации» (опрошено 452 человека). Опрос в ноябре 2008 г. в рамках исследования «Изучение общественного мнения о развитии гражданского общества» (опрошено 500 человек). Опрос в марте 2010 г. «Север и северяне» (опрошено 900 человек). Представленные выборки - многоступенчатые, сбалансированы по возрасту,

1 Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 213-244.

полу и этническому  составу. Опросы проводились методом  анкетирования. Третью группу источников образуют полевые материалы автора. Территориальные рамки исследования охватывают Республику Коми. Однако отметим, что в диссертации молодежь рассматривается  на примере г. Сыктывкара, поскольку  в столице Республики Коми, как  политическом, экономическом, образовательном  и культурном центре, представлена как сельская, так и городская  молодежь, что дает возможность составить  достаточно полную картину исследования. Этносоциологический опрос по вопросам этнической, гражданской и региональной идентичности, языковой компетенции  современной студенческой молодежи г. Сыктывкара был проведен в марте-апреле 2007 г. (500 человек). В исследовании принимала  участие молодежь, которая на момент проведения опроса проживала в г. Сыктывкаре и обучалась в вузах (студенты первого - третьего курсов вузов  г. Сыктывкара). Генеральная совокупность - количество студентов дневной формы  обучения в г. Сыктывкаре на 2006-2007 учебный  год - 15100 человек2. Выборка - многоступенчатая, сбалансирована по основным критериям: возраст 18-21 год, место жительства (город/село), пол (м/ж), этническая принадлежность (русский/коми/другой). Выборка в исследовании была недостаточной  для решения поставленных задач  для молодых людей разных национальностей. Русские и коми составили большинство, поэтому мы выделили для анализа  эти две основные группы респондентов, а в группе «другие» объединили всех представителей других национальностей (украинцев, белорусов, татар, азербайджанцев и др.). Кроме того, по методу глубинного полуструктурированного интервью было опрошено 35 студентов Сыктывкарского госуниверситета (СыктГУ) и Коми государственного пединститута (КГПИ). Четвертую группу источников составляют материалы средств массовой информации и глобальной информационной сети (Интернет). На протяжении нескольких лет (2006-2009 гт.) проводился мониторинг республиканского молодежного издания «Твоя параллель» на предмет изучения презентации этничности в молодежной среде. Значительно расширили источниковую базу данные Интернет-ресурсов: http://www.komionlme.ru. http://www.finugor.komiinform.ru. http://www.komiinform.ru и др.

Научная новизна  полученных результатов заключается  в следующем:

- постперестроечная  студенческая молодежь Республики  Коми рассматривается как разноплановая  и дифференцированная социокультурная  общность с определенным комплексом  социокультурных ориентаций;

- выделение представлений  об этнической принадлежности  в специфический предмет исследования  позволило определить некоторые  особенности формирования этнической  идентичности современной студенческой  моло-

2 Статистический  ежегодник Республики Коми. 2007. С. 127.

дежи г. Сыктывкара и место этнической компоненты в  структуре самоидентификации молодых  россиян;

- показано соотношение  этнической и гражданской идентичности  в сознании студентов вузов  г. Сыктывкара;

- на примере  исследуемой группы определен  характер межэтнического взаимодействия  в молодежной среде республики;

- представлены  практики репрезентации и конструирования  этнич-ности в дискурсе СМИ. 

Новизна заключается  также в доказательстве следующих  положений, выносимых на защиту:

1. Этническое самосознание  современной студенческой молодежи  г. Сыктывкара преимущественно  не актуализировано и не занимает  ведущих позиций в структуре  самоидентификации. 

2. Этническое самосознание  исследуемой группы базируется  на комплексе представлений об  этнической принадлежности родителей,  знании языка и культуры, может  иметь множественный и ситуативный  характер. При этом понимание  категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим.

3. Этническая и  гражданская идентичности совмещаются  в сознании студентов вузов  г. Сыктывкара и не конкурируют. 

4. Межэтнические  установки студентов по сравнению  с общереспубликанскими отличаются  более высоким уровнем мигрантофобии.  Причинами негативных установок  для части студентов является  ощущение культурной дистанции  и нарастающей тревожности при  оценке межэтнического взаимодействия  в российском обществе.

5. Для публичных  практик репрезентации этничности  в молодежной среде республики  характерна архаизация, фольклоризация  и конструирование образа Иного/Чужого.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены в публикациях  и докладах диссертанта, участвовавшего в ряде школ, научно-практических конференций  и семинаров: курс «Этносоциоло-гия: теория и практика», Институт социологического образования (г. Москва, 2006); Международная  научно-практическая конференция «Материальная  и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность» (г. Глазов, 2007); Всероссийская молодежная научная конференция «Молодежь и наука на Севере» (г. Сыктывкар, 2008); Международная научная конференция «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (г. Смоленск, 2008); Международная научная конференция «Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и рос-

В Заключении подводятся итоги исследования и представлены общие выводы.

Этническая идентичность не занимает ведущих позиций в  структуре самоидентификации современной  студенческой молодежи и выражается в символической связи поколений, преодолении личностной отчужденности.

Этническое самосознание студентов вузов г. Сыктывкара базируется на комплексе представлений об этнической принадлежности родителей, знании языка  и культуры, может иметь множественный  и ситуативный характер (5% респондентов не смогаи четко определить своей  этнической принадлежности). Этническая принадлежность может обозначаться описательно: «ближе к русской», «скорее между русскими и украинцами», «и коми и русский в равной мере». При этом, понимание категории «национальность» не как гражданского определителя, а как этнического остается доминирующим. Этническая идентичность в сознании студенческой молодежи совмещается с гражданской идентичностью и не конкурирует с ней. Тем не менее, идентичность молодых россиян в современных условиях достаточно противоречива. О чем свидетельствует наличие этноизоляционистских настроений (31,4% опрошенных студентов поддерживают лозунг «Россия для русских»), а также сохранение в сознании студентов представлений о необходимости привилегий для представителей титульного этноса (среди коми - 52%, среди русских - 41%). В сознании современной молодежи сочетаются различные формы и уровни идентичностей - социальной, гражданской, этнокультурной, в том числе и региональной. В целом республика не является привлекательным в социально-экономическом и культурном плане регионом для современной студенческой молодежи (51, 4% из опрошенных в 2010 г. молодых людей хотели бы уехать из республики). Высокий уровень мигрантофобии среди студентов свидетельствует о достаточно низком уровне толерантности в молодежной среде, о слабости интеграционной политики в регионе, что препятствует формированию позитивной региональной и гражданской идентичности. С другой стороны, этничность активно включается в современное потребительское общество, становится товаром, лейблом, частью молодежного стиля.

Основные положения  и результаты диссертационного исследования представлены в следующих публикациях  автора:

Публикации в  изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ

1. Шабаев Ю.П., Миронова Н.П., Демина А.В. Этнополитическая и гражданская идентификация молодежи Республики Коми // Регионо-логия. - 2008. - № 4. - С. 295-306.

2. Миронова Н.П. Религия в системе самоидентификации студенческой молодёжи Республики Коми (по материалам социологических исследований 2007 г.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2009. - № 92. - С. 75-79.

3. Миронова Н.П. Этническая самоидентификация молодежи в Республике Коми // Российская политая: прошлое, настоящее, будущее. Сборник трудов / Под ред. Г.Ф. Доброноженко, И.А. Гончарова. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2006. -Вып. 2. - С. 56-61.

4. Миронова Н.П. Этнокультурная ориентация современной молодежи в Республике Коми (по материалам социологических исследований 2007 года) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность. Материалы Международной научно-практической конференции (29-30 ноября 2007 г.) / Глазов, гос.пед. ин-т. -Глазов, 2007.-С. 85-87.

5. Миронова Н.П. «Ресурсы этничности» у студенческой молодежи Респуб-

'. лики Коми (по  материалам социологических исследований 2007 года) //

Материалы докладов I Всероссийской молодежной научной  конференции «Молодежь и наука на Севере» (Сыктывкар, 14-18 апреля 2008 г.). В 3-х томах. - Сыктывкар, 2008. - Том II. -С. 60-64.

6. Миронова Н.П. Структура социокультурной самоидентификации современной молодежи Республики Коми // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. В 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 435-440.

7. Миронова Н.П. Общероссийская идентичность современной молодежи Республики Коми // Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и российскость. Материалы Международной научной конференции (Иваново - Плес, 15-16 мая 2008 г.). - Иваново: Ивановский государственный ун-т, 2008. - С. 164-168.

8. Миронова Н.П. Конфликтный потенциал молодежи Республики Коми // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Институт этнологии и антропологии РАН. - 2009. - № 85. -С. 45-48.

9. Миронова Н.П. Проблема формирования региональной идентичности у современной молодежи Республики Коми // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под науч. ред. И.Л. Набока: В 2-х ч. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. -Ч. 1.-444 с.-С. 161-

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры

Ознакомиться с текстом работы

  • Автор: Варданян Микаел Артаваздович
  • Рубрики: Психология
  • Специальность ВАК: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
  • Актуальность: 2004 год
  • Количество страниц: 27
  • Из данной работы можно скомпилировать:
    • Докладов: 2

    • Рефератов: 1

    • Курсовых  работ: 1

    • Дипломных работ: 0

Реферун рекомендует  следующие темы дипломов:

  • Психологические проблемы этнического самосознания в психологии стран

Реферун советует написать курсовую работу на тему:

  • Обзор источников по проблеме этнического  самосознания армян

Реферун советует написать реферат на тему:

  • Проблемы  этнического самосознания в российской психологии

Реферун предлагает написать доклад на тему:

  • Культурно-историческая ситуация этнического взаимодействия в Дальневосточном регионе

  • Этнокультура  как средство приспособления и ориентации в окружающем мире

  • Этнокультура  как основа образа мира

Выдержки из автореферата диссертации

Актуальность исслсдовашш. Проходящие сегодня процессы дают основание  говорить с одной стороны об интерпационализсщии  этносов, а с другой - об этническом капсулировании, стремлении оградиться от других этносов. Однако есть пароды, ментальность которых развивается  в двух ипостасях: в условиях проживания на исконной территории в качестве титульного этноса и в условиях диаспор  на территории других государств.

Исследование, посвященное  изучению особенностей этнического  самосознания этноса, в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры, обращено к проблеме психологических особенностей этнического самосознания армянской  молодежи, как в условиях своей  исторической Родины, так и в новых  социокультурных условиях, в иноэтнической  среде. Важно знать с каких  позиций и как сегодня армянин  строит взаимоотношения с представителями  другого этноса, какие особенности  самосознания личности позволяют продуктивно  жить и работать в иноэтнической  среде и в чем различия между  этническим самосознанием армянской  молодежи в титульном этносе и  диаспоре (в нашем исследовании - в России).

Актуальность исследования как раз и состоит в изучении особенностей этнического самосознания армян в условиях проживания на исконной территории и в условиях миграции. Не являясь географически сопряженными, Армения и Россия исторически  и конфессионально тяготели к  налаживанию тесных взаимоотношений  в различных сферах деятельности. Конфессиональная и духовная близость двух стран способствовали большому количеству мигрантов с обеих  сторон на Цротяжении ХУШ-го и Х1Х-го века. Исторические традиции и дальнейшая интеграция двух стран продолжились в XX в. проживанием в едином государстве (СССР). Резкое возрастание в последние десятилетия количества мигрантов-армян и армянской молодежи в Москве и в России в целом", свидетельствует о необходимости изучения особенностей этнического самосознания столь многочисленной этической группы, число которой только в Москве достигает около одного миллиона. Необходимо также отмстить большую социальную дисперсию армянской молодежи в Москве: если исследуемая нами выборка принадлежит среднему социальному статусу, то другая часть армянской молодежи, которая находится за рамками нашего исследования, принадлежит низкой социальной прослойке.

Информация о работе Этническая психология