Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

Методологическая  основа исслсдовапия: Общей методологической основой исследования проблем этнического  самосознания армянской молодежи в  условиях титульного этноса и диаспоры явилась марксистская идея о развитии личности путем «присвоения 

сое нгпиого.-гп!

Т) С.Пет?рС; рг МТС'.;

материальной и  духовной культуры общества». Прежде всего, в нашем исследовании речь идет о  присвоении традиционных ценностей  и новых аккультурационных идей в процессе социализации личности. В процессе социализации индивид присваивает этнические характеристики присущие своему этносу, в том числе этническое самосознание.

Особенности этнического  самосознания мы рассматриваем через  принятую нами концепцию развития и  бытия личности B.C. Мухиной. Мы разделяем  эту позицию и понимаем самосознание личности как универсальную, исторически  сложившуюся и социально обусловленную  психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами  рефлексии, ее отношения к самой  себе и окружающему миру. Мы рассматриваем  этническое самосознание через анализ наполнения структурных звеньев  самосознания. В своих позициях мы исходим из того, что самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1- идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2- притязание на признание; 3- половая идентификация; 4-психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5- социальное пространство личности (права и обязанности). В многочисленных исследованиях  было подтверждено, что выделенные и описанные B.C. Мухиной звенья самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик  этнической среды и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев  самосознания, переживаются человеком  в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит  не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента  исторического развития общества, в  котором существует человек. Сегодня  это: этнос, государство и тенденция  всеобщей интеграции человечества.

Акцент на психологию личности является органичной позицией нашего исследования -ведь, исследуя особенности  этнического самосознания, мы имеем  дело с индивидульно, личностно представленными  носителями.

В период глобальных перемен в мире, в мировом сообществе, наряду о идеями уникальной личности, этнического возрождения, утверждается идея интернационализации всей общественной жизни. Сегодня уникальной личности следует найти место не только в рамках своего этноса и государства, но и в условиях всею человечества, в условиях глобальной аккультурации. Именно новые условия изменяющегося  мира следует иметь в виду,

' По данным переписи 2002 года в России проживало  более 2,5 миллионов армян, из  них около 700 ООО в Москве, Госкомстат России, Всероссийская перепись населения 2002 г.. 2003

когда мы ищем ориентиры  для методологических и теоретических  основ исследования этнического  самосознания отдельной личности в  целом в условиях интенсивно развивающихся  глобальных идей и практики всепоглощающей интеграции ценностей наиболее «развитых» цивилизаций.

Цель исследования: изучение психологических особенностей этнического самосознания армянской  молодежи в условиях титульного этноса и диаспоры.

Объект исследования: армянская молодежь в условиях титульного этноса и диаспоры.

Предмет исследования: психологические особенности этнического  самосознания армянской молодежи в  условиях титульного этноса и диаспоры.

Исследование проводилось  с 2001 по 2003 гг. Обследовалась армянская  учащаяся молодежь в условиях проживания титульного этноса в Армении (г. Ереван, г. Степанакерт) и в России -в диаспорах (г. Москва, г. Пятигорск).

Гипотезы исследования: Основанием для построения гипотез  послужили: анализ этнологических, этнографических, психологических, политологических и  исторических источников; долговременный опыт проживания на территории титульного этноса - в Армении и в условиях диаспоры; практическая работа с армянской  молодежью в разных условиях и  др. В результате анализа всего  комплекса проведенных работ  были сформулированы следующие гипотезы:

1. Этническое самосознание  армянской молодежи находится  под влиянием двух тенденций:  традиционных этнических ценностей  и ценностей, формулируемых процессами  аккультурации. 

2. Этническое самосознание  армянской молодежи в России  отличается от этнического самосознания  молодежи в Армении меньшей  фиксированностыо на традиционной  культуре и большей интегрированностыо  к уровню общечеловеческих ценностей. 

3. В условиях  проживания внутри своего и  чужого этноса распределения  типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса могут менять свои показатели: от меньшей лояльности (внутри своего этноса), до большей (внутри чужого); от большей агрессии (внутри своего этноса) до меньшей (внутри чужого).

В соответствии с  методологией, теоретической позицией и гипотезами были поставлены следующие  задачи:

1. Проанализировать  ключевые работы, посвященные общей  проблеме этнического самосознания, а также проблеме этнического  самосознания в условиях миграции  и адаптации в новой этнической  среде; 

2. Исследовать психологические  особенности этнического самосознания  армянской 

молодежи в условиях проживания титульного этноса и в  условиях миграции. Теоретическое значение и научная новизна. Исследуется  проблема этнического самосознания армян - проблема представляющая теоретический  интерес с точки зрения психологии личности и этнопсихологии. Теоретическая  значимость исследования состоит в  рассмотрении особенностей этнического  самосознания армянской молодежи в  ситуациях новой этнической среды  и в ситуациях проживания титульного этноса. Новизна исследования состоит: в изучении проблемы этнического  самосознания в условиях проживания титульного этноса и в условиях миграции; в рассмотрении особенностей этнического  самосознания молодежи - сензитивной  к меняющимся социальным условиям.

Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования заключается: в выявлении  отличий между этническим самосознанием  армянской молодежи в России и  в Армении; в определении типов  реагирования армянской молодежи на ситуацию фрустрации внутри своего и  чужого этноса. Указания на меняющиеся особенности этнического самосознания армян, проживающих на исконной исторической территории и в условиях диаспоры, позволяют правильно ориентироваться в проблемах межэтнических отношений.

Методы, используемые в настоящем исследовании:

1. Проективный метод  депривации структурных звеньев  самосознания в контексте межэтнических  отношений (B.C. Мухина, К. А. Хвостов);

2. Экспресс-диагностика  межэтнической аккультурации (B.C. Мухина);

3. Авторский опросник.

Результаты исследования подвергались математической обработке.

Исследовались 200 представителей армянской молодежи в возрасте от 17 до 27 лет (100 в России и 100 в Армении) по 50 человек в четырех городах (Москва, Ереван, Пятигорск и Степанакерт), по 25 мужчин, 25 женщин в каждой выборке.

Основные положении, выносимые на защиту 1. Этническое самосознание армянской молодежи отличается амбивалентностью: при сохранении национальной идентичности происходит интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других государств как диаспоры. Сохранение национальной идентичности выражается в приверженности национальной культуре, языку и религии, поддержании  и развитии национальных институтов. Эти тенденции проявляются вну  три титульного этноса, а так же у мигрантов (первого и второго  поколения). Интеграция происходит посредством  включения в социальные и общественные институты принимающего этноса: семьи, работы, клубы интересов, посредством  установления неформальных отношений  с представителями принимающего этноса и т.д.

2. Стигматизация  кавказского населения в России, в том числе армян, приводит  представителей диаспоры к психологическому  напряжению. В то же время исследуемая  выборка учащейся армянской молодежи  проявляет специфическую ментальность  — толерантность по отношению  к гражданам страны пребывания.

3. Этническое самосознание  армянской молодежи в России  менее фиксировано на традиционной  культуре, и более интегрировано  к российским и общечеловеческим  ценностям, что выражается как  в большей степени лояльности  по отношению к другой культуре  и этносу, так и в аккультурационных  процессах происходящих у армянской  молодежи в России. При формальном  сохранении традиционных этнических  характеристик, армянская молодежь  приобретает этнические характеристики  титульного этноса, на территории  которого она проживает. 

4. В условиях  проживания внутри своего и  чужого этноса распределения  типов реакций в ситуации фрустрации  па представителей своего и  чужого этноса меняют свои  показатели: внутри своего этноса  наблюдается меньшая лояльность  и большая агрессия.

5. Притязание на  признание и половая идентификация  являются ключевыми звеньями  в структуре самосознания, депривация  которых у армянской молодежи  вызывает наибольшее количество  агрессивных реакций. Тендерные  различия в особенностях типов  поведения армянской молодежи  в ситуации фрустрации проявляются  в следующих тенденциях: более  высокая толерантность у девушек;  более высокая агрессивность  у юношей.

6. Армянская молодежь  в титульном этносе и в диаспоре  проявляет выраженное стремление  к интеграции в мировое сообщество, однако, армянская молодежь в  титульном этносе обнаруживает  стремление к сохранению своей  этнической самобытности, а армянская  молодежь в диаспоре более  интегрирована к иной культуре.

7. Мигранты второго  поколения более склонны к  ассимиляции, чем мигранты первого  поколения. Армянская молодежь  в России в целом более подготовлена  для вступления в мировое сообщество, менее подвержена этническому  капсулированию, более лояльно относится  к другим этносам. Армянская  молодежь в России более адаптирована, хотя у нее менее выражены  этноконсолидирующие факторы. 

Апробация работы

Отдельные результаты диссертационного исследования обсуждались: 1 - на III съезде

Российского Психологического Общества «Психология и Культура» (Санкт-Петербург-

2003г.); 2 - на региональном  конгрессе Международной Ассоциации  Кросс культурной 

Психологии «Культуры во взаимодействии» (Будапешт- 2003); 3 - на объединении молодых

ученых при кафедре  психологии развития МПГУ; 4 - на кафедре психологии развития

факультета педагогики и психологии МПГУ.

Результаты исследования были включены в материалы лекций в курсах «Феноменология развития личности» и «Этнопсихология».

Основные положения  исследования изложены в статьях, тезисах, научных докладах (общим объемом  около 1,2 п.л.).

Структура и объем  диссертации 

ВЫВОДЫ 

1. Исследование, проводимое  комплексом апробированных методов  выявило психологические особенности  этнического самосознания армянской  молодежи. Этническое самосознание  армянской молодежи отличается  амбивалентностью: при сохранении  национальной идентичности происходит  интеграция в идентичности этноса, включающего представителей других 1 осударств как диаспоры. Сохранение  национальной идентичности выражается  в приверженности национальной  культуре, языку и религии, поддержании  и развитии национальных институтов. Эти тенденции проявлвяются внутри  титульного титульного этноса, а  так же у мигрантов (первого  и второго поколения). Интеграция  происходит посредством включения  в социальные и общественные  институты 

титульного этноса: семьи, работы, клубы интересов, посредством  установления неформальных отношений  с представителями титульного этноса и т.д.

2. Исследование  выявило депривирукнцие условия  проживания армян в диаспоре  России. Стигматизация кавказского  населения в России, в том числе  армян, приводит представителей  диаспоры к психологическому  напряжению. В то же время исследуемая  выборка учащейся армянской молодежи  проявляет специфическую ментапьность -толерантность по отношению к  гражданам страны пребывания.

3. Этническое самосознание  армянской молодежи в России  менее фиксировано на традиционной  культуре, и более интегрировано  к российским и общечеловеческим  ценностям, что выражается как  в большей степени лояльности  по отношению к другой культуре  и этносу, так и в аккультурационных  процессах происходящих у армянской  молодежи в России. Доминирующим  типом поведения армянской молодежи  является толерантный, при этом  толерантность в России значимо  выше, чем в Армении. Именник  армян достаточно широка интернационализирован:  наряду с исторически обусловленными  именами имеется достаточно разнообразный  фонд имен присвоенных из разных  культур через диаспоры. Депривация  собственного имени не приводит  к выраженной агрессии. Однако, армянская  молодежь реагирует негативно  на стигматизацию национальной  принадлежности через прозвища («Хачики», «Армены»),

При формальном сохранении традиционных этнических характеристик, армянская молодежь приобретает  этнические характеристики титульного этноса, на территории которого она  проживает.

Информация о работе Этническая психология