Этническая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихологии.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая коммуникация Этническая психология.docx

— 372.48 Кб (Скачать файл)

4. В условиях  проживания внутри своего и  чужого этноса распределения  типов реакций в ситуации фрустрации на представителей своего и чужого этноса меняют показатели: внутри своего этноса наблюдается меньшая лояльность и большая агрессия.

5. Притязание на  признание и половая идентификация  являются ключевыми звеньями  в структуре самосознания, депривация  которых у армянской молодежи  вызывает наибольшее количество  агрессивных реакций. Тендерные  различия в особенностях типов  поведения армянской молодежи  в ситуации фрустрации проявляются  в следующих тенденциях: более  высокая толерантность у девушек;  более высокая агрессивность  у юношей.

6. Армянская молодежь  в титульном этносе и В диаспоре  проявляет выраженное стремление  к интеграции в мировое сообщество, однако, армянская молодежь в  титульном этносе обнаруживает  стремление к сохранению своей  этнической самобытности, а армянская  молодежь в диаспоре более  интегрирована к иной культуре.

7. Исследование  психологических особенностей армянской  молодежи показало следующее.  Мигранты второго поколения более  склонны к ассимиляции, чем  мигранты первого поколения. Армянская  молодежь в России в целом  более подготовлена для вступления  в мировое сообщество, менее подвержена  этническому капсупированию, более  лояльно относится к другим  этносам. Армянская молодежь в  России более адаптирована, у  нее менее выражены отпокопсолидирующие  факторы. 

Научные статьи, публикации

1. Варданян М.А. Сознательные изменения поведения, обусловленные внутренними причинами// Психическое здоровье и христианство: сотрудничество и победа. Ереван, 2001 С. 169-173 0,3 пл.

2. Варданян М.А. Некоторые особенности психологической трансформации человека// Тезисы I республиканской молодежной конференции психологов. Ереван, 2001.С.61-62 0.1 п.л.

3. Варданян М.А. Мигранты: этническое самосознание армянской молодежи вне исторической Родины. //Развитие личности. -М., 2003, №1.- С. 118-123 0,4 п.л.

4. Варданян М.А. Этническое самосознание армянской молодежи за пределами Родины// Ежегодник Российского Психологического Общества: материалы Ш Всероссийского съезда психологов «Психология и культура». СПб., 2003 Т. 2. С. 19-22 0, 3 п.л.

5. Vardanyan М.А. Ethnic identity of Armenians outside of their Native land// IACCP Regional Congress "Cultures in interaction", Budapest, 2003, P. 156 0.1 п.л.

Подп. к печ. 28.01.2004 Объем 1.75 п.л. Заказ № 26 Тир. 100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности этнического самосознания современной  учащейся молодёжи Китая

Ознакомиться с текстом работы

  • Автор: Лю Цунъин
  • Рубрики: Психология
  • Специальность ВАК: 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии
  • Актуальность: 2006 год
  • Количество страниц: 18
  • Из данной работы можно скомпилировать:
    • Докладов: 1

    • Рефератов: 1

    • Курсовых  работ: 0

    • Дипломных работ: 0

Реферун рекомендует  следующие темы дипломов:

  • Психология  этнического самосознания в контексте  межэтнических отношений

Реферун советует написать курсовую работу на тему:

  • Специфика изменений этнического самосознания китайцев в процессе многовековой истории  Китая

Реферун советует написать реферат на тему:

  • Особенности формирования этнического самосознания в старшем школьном возрасте

Реферун предлагает написать доклад на тему:

  • Реализация  модели педагогического содействия становлению у школьников этнических ценностей

  • Темпоральные  особенности формирования и функционирования культуры сетевых сообществ

Выдержки из автореферата диссертации

Актуальность исследования. В современной ситуации в связи  с ростом глобальной интеграции культур  и происходящим в Китае расслоением  общества на классы на новых основаниях этническое самосознание китайцев изменяется. В XXI столетие китайцы, сохраняя традиционные культурные ориентации, проявляют готовность к интеграции в мировую культуру.

В течение многовековой истории народы традиционного Китая  были ориентированы на ценности: Конфуция, сформированные еще в VI—V веке до и. э.; даосизма, сформированные Лао-цзы  в VI—V веке до н. э.; буддизма, заимствованные из Индии в I в. н. э. Накопленные веками традиции конфуцианской этики и  морали носили характер нравоучительной  заданности (поднебесное притязание на признание может реализовать  только тот, кто обладает наивысшей  благодатью-добродетелью «дэ»), отражали стремление к устойчивости и постоянству  в реальном мире. Даосизм обращал  китайцев на превыспренность. Китаизированный  буддизм закаляет дух человека.

Многовековое бытие  китайцев под воздействием философии  Конфуция, традиционных религий и  тирании императоров в течение  долгого времени сформировало особую китайскую ментальность. Психологию китайцев трудно понять иностранцу, не погруженному сызмальства в сложные  перипетии традиций, условностей  и противоречий всего комплекса  условий.

XX век отличался  биполярностью: ратовал одновременно  за духовную чистоту нации,  ограничивая приток западной  культуры и за сотрудничество  с Западом. 

За относительно короткий период долгой истории Китая  — начиная с 1949г., когда у руководства  страной стал Мао Цзэдун до настоящего времени, в КНР произошли три переворота: создание КНР (1949); уничтожение «Банды четырёх» (1976); реформирование экономики и открытие Китая (1978).

Влияние детерминантов  традиционных китайских ценностей  на мироустройство общества так велико, что вплоть до конца 70-х годов XX века <~Ч Китай настаивал на консервативности внешнеполитического курса, ^ приветствовавшего  закрытость границ. Дэн Сяопин, выступив против такого курса, утвердил стратегию  открытия границ Китая для контактов  с внешним миром и включения  в глобальные процессы экономики  и культуры.

Сегодня в Китае  можно наблюдать сосуществование  традиционных 3 тенденций и бурную интеграцию других культур.

Молодое поколение  всегда отличается высокой сензитивностью к социальным условиям, поэтому самосознание современной молодёжи имеет выраженную специфику.

Эмпирические исследования проблемы аккультурации современных  китайских студентов к иной культуре, которые имеются сегодня в  Китае, недостаточны, они лишены научных  оснований. В большей своей части  это случайные обобщения некоторых  частных вопросов. Практически до сих пор не проводится психологический  анализ этнического самосознания и  аккультурационных процессов современной  китайской молодёжи. Однако реально  потребность в продуманных, научно-обоснованных данных об особенностях этнического  самосознания современной китайской  молодежи, включенной в 

аккультурационные процессы, чрезвычайно велика. Именно в данном контексте наше исследование актуально: типология психологических  особенностей этнического самосознания современной китайской молодежи в условиях титульного и чужого этноса позволит выявить реальные проблемы аккультурации современной китайской  молодежи.

Методологическая  основа исследования. Общей методологической основой исследования проблем этнического  самосознания молодежи в межэтнических  отношениях служит марксистская идея о развитии личности путем «присвоения материальной и духовной культуры».

Особенности этнического  самосознания мы изучаем через концепцию  феноменологии развития и бытия  личности B.C. Мухиной, согласно которой человек развивается и существует в двух ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Мы разделяем эту позицию и понимаем самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Структура самосознания включает звенья, которые составляют содержание ключевых переживаний личности и выступают внутренними факторами рефлексии, ее отношения к самой себе и окружающему миру. Этническое самосознание в исследовании рассматривается через анализ пяти звеньев самосознания человека как личности: 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека; 2 — притязание на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 — социальное пространство личности (права и обязанности). Многочисленными исследованиями было подтверждено, что звенья самосознания, выделенные B.C. Мухиной, формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик этнической среды и социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей. Типология самосознания зависит не только от индивидуального пути отдельной личности, но и от момента исторического развития общества, в котором существует человек. Это: этнос, государство и тенденции всеобщей интеграции человечества.

Цель исследования - изучение особенностей этнического  самосознания современной китайской  молодежи, обучающейся в Китае  и России.

Объект исследования - этническое самосознание современной  учащейся молодёжи Китая.

Предмет исследования - психологические особенности этнического  самосознания современной учащейся молодёжи Китая.

Гипотезы исследования. Нами сформулированы следующие гипотезы:

1. Этническое самосознание  современной китайской учащейся  молодёжи может иметь свою  специфику в зависимости от  обучения внутри своего титульного  этноса и за его проделами. 

2. При глобальной  интеграции в страны мира в  начале XXI века самосознание современной  китайской молодежи испытывает  двойное влияние: во-первых, ценностей  традиционной культуры; во-вторых, культуры  стран международного 

сообщества.

Современная китайская  молодежь, адаптируясь к русской  культуре, проявляет выраженную готовность к интеграции.

3. Представления  об «идеальных личных качествах» являются значимым аспектом в содержательном наполнении структуры самосознания, они обусловлены национально-культурной спецификой. У современных китайских студентов эти представления имеют выраженную специфику, обусловленную многовековыми традициями, что проявляется в позиции сепарации, и в суждениях относительно ситуаций ценностного морального выбора.

В исследовании были сформулированы следующие задачи:

1.Отработать тезаурус  исследования, сопряженный с понятиями  «этническое самосознание» и «межэтническое взаимоотношение».

2.Проанализировать  эмпирические работы, посвященные  проблемам этнического самосознания  китайцев.

3.Изучить характерные  для современной китайской молодежи  типы поведения в фрустрирующих ситуациях по отношению к представителям своего и другого этноса.

4.Исследовать психологические  особенности аккультурации современной  китайской молодежи на территории  титульного этноса и чужого  этноса;

5.Выявить особенности  представлений об «идеальных личных качествах» современной учащейся молодежи Китая и России.

Методы, используемые в настоящем исследовании. В нашей  работе использовались следующие методы:

1 .Проективный метод  депривации структурных звеньев  самосознания (В.С.Мухина, К.А. Хвостов);

2.Метод экспресс  диагностики межэтнической аккультурации  (B.C. Мухина);

3.Метод исследования  «идеальных личностных качеств» (А. А. Хвостов);

4.Метод включенного  наблюдения;

5. Статистические  методы обработки данных (Критерий  Стьюдента (t-критерий), X 2 (хи-квадрат)).

В исследовании было опрошено 600 студентов. Проективным  методом депривации структурных  звеньев обследовано 200 китайских  студентов в возрасте 21-22 лет, из них 100 студентов, обучающихся в Китае (50 юношей, 50 девушек), 100 студентов, обучающихся  в России (50 юношей, 50 девушек). Методом  экспресс диагностики межэтнической  аккультурации обследовано 200 китайских  студентов (по прежней модели организации испытуемых). Методом исследования «идеальных личностных качеств» обследовано 200 человек, из них 100 китайских студентов в Китае (по 50 юношей и девушек), 100 русских студентов (по 50 юношей и девушек) старших курсов разных специализаций в Москве.

Научная новизна  и теоретическое значение. Впервые  исследуются особенности этнического  самосознания современной китайской  молодежи в Китае и России в  контексте концепции развития этнического  самосознания. В исследовании выявлены: специфика самосознания современной  китайской молодежи, учащейся в Китае  и России; характерные типы поведения  китайских учащихся в Китае и  России в ситуациях фрустрации в условиях взаимодействия со своим и другим этносом; выявлены особенности представлений об «идеальных

Информация о работе Этническая психология