Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:49, дипломная работа
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и
хорошо, так как это даёт возможность устанавливать и поддерживать
добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в
общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных
сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом,
если оно сказано умело, искренне и вовремя.
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________________ 3
Глава 1. РИТОРИКА. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ.
____________________________________________ 8
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО
РИТОРИКЕ._________________________________________15
2.1. Н. А. Михайличенко. Риторика. ____________________17
2.2. Н. Н. Кохтев. Риторика. ___________________________25
2.3. А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.__33
2.4. Программа Т. А. Ладыженской « Школьная риторика «.
______________________________________41
2.4.1. Т. А. Ладыженской « Школьная риторика « для V класса.
_________________________________________________50
2.5. Возможность использования учебников риторики в разных
категориях школ. _______________________________59
Глава 3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В 5 – 7 – ЫХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. ___________65
Глава 4. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.___84
Часть 1. Анкетирование. _______________________________86
Часть 2. Аудирование. _________________________________101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. _______________________________________110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ________________________
« Меняю двух старых друзей на одного
аппетитного, желательно поджаристого.
Крюгер. «
« Внимание! Объявление: меняю двух молодцов
на пуд огурцов. «
Я люблю., я не люблю.
« Если бы меня спросили: «Какое время года
ты больше всего любишь? «, то я бы затруднился ответить. Я люблю
зиму, потому что наступает Новый год и падает снег. В эту пору ты
попадаешь в царство белых снежинок и ожидаешь новогоднего чуда.
Весной природа расцветает и все ждут тёплого лета. Летом начинается
отдых. Летом я люблю ездить на юг к морю, - это уже стало
традицией. Затем наступает осень и вся природа готовится к зиме - и
опять происходит годовой круговорот. Вот поэтому я затруднился бы
ответить на вопрос: « Какое время года ты больше всего любишь? «.
« Ф « класс: Объявления.
« Внимание! Внимание! Пропала белая летучая
мышь. Лазит по деревьям и любит готовить. Найдите её и верните! «
« Внимание! Внимание! Пропала совесть?
Обратитесь к сыщику. Услуги платные - 50 $. «
« Внимание! Меняю двух колорадских жуков на
одного майского. Мне он очень нужен для коллекции. Звоните. Буду
ждать. «
Я люблю., я не люблю.
« Я люблю прыгать с парашюта, но не люблю,
когда он не раскрывается. «
« Я люблю гулять с девчонками, но не люблю
платить за них. «
На наш взгляд, приведённые примеры говорят сами за себя.
По результатам анализа текстов можно сказать следующее: учащиеся,
ранее изучавшие предмет « Школьная риторика « конструируют фразы и
выстраивают свои мысли чётче, стройнее и эстетически красивее,
нежели не изучавшие его.
И в завершении анализа нам бы хотелось привести сравнительную
таблицу уровня владения речью учащихся выше проанализированных 6 – ых
классов.
Уровень владения речью учащихся 6 – ых классов гимназии № 2 г.
Великий Новгород, где в ноябре 1999 года проходил обучающий
эксперимент.
Профиль класса
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
наименование критерия оценки
Гуманитарный класс
Математический класс
Физкультурный
класс
Количество
слов
От среднего
до высокого
От среднего
до высокого
От низкого
до среднего
Богатство и разнообразие лексики высокое
От среднего
до высокого среднее
Умение подчи- нить высказыва- ние теме основ- ной мысли
85 %
80 %
50 %
Умение исполь- зовать различ- ные риторичес- кие фигуры
95 %
90 %
20 %
Количество лексических ошибок
низкое
От низкого до среднего
От среднего
до до высокого
Некоторые пояснения относительно параметров критериев:
Количество слов: от 1 до 4 - низкое
от 5 до 9 - среднее
от 10 и выше - высокое
Богатство и разнообразие лексики: 1 –2 - низкое
Количество речевых ошибок: 1 – 2 - низкое
3 – 4 - среднее
5 и более - высокое
Умение подчинить высказывание теме основной мысли и Умение
использовать различные риторические фигуры - в % соотношении.
ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ:
На наш взгляд, предмет « Школьная риторика «, не являясь предметом
первой важности, имеет право на существование не только в классах
гуманитарного профиля, но и в других классах. Мы пришли к выводу,
что гимназические классы достаточно умеют говорить и строить фразы и
без вмешательств учителей – риториков, так как насыщенность предметами
и их направленность ( а так же и само развитие детей этих классов
) уже вбирают в себя компоненты предмета риторики. Поэтому мы
считаем, что предмет риторика необходимо вводить в первую очередь в
общеобразовательные классы специализированных заведений и во все
классы неспециализированных, так как именно там наблюдаются сложности
с речью и умением говорить у учащихся. Современные школьники должны
покидать стены учебного заведения не только экономически, математически
и проч. грамотными, но и грамотными во владении своим родным языком,
раскрепощёнными и уверенными в собственном умении излагать свои
мысли чётко и красиво. Ведь одна из основных целей риторики -
превратить выражение « Язык мой - враг мой « в выражение
« Язык мой - друг мой «.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном речевом
развитии учащихся классов, в которых была введена риторика. Дети
чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они
значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно
используют в речи различные риторические фигуры и тропы. В их речи
чётче прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из
наиболее ярких показателей эффективности предмета риторика в этих
классах является объём слов, заключённых в высказывания и малая
степень допуска лексических ошибок. Речь становится более грамотной и
убедительной. Практически у всех учащихся преодолён страх публичного
выступления, они более активны и раскованы, нежели учащиеся классов,
где риторика не преподавалась.
Сам эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся 5 – 8 –
ых классов гимназии № 2 города Великий Новгород в соавторстве с
действующими учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и
МАТВЕЕВОЙ ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ. Конкретно рассмотрены в этой
дипломной работе обучающий эксперимент в шестом негуманитарном классе
и констатирующий эксперимент в трёх различных шестых классах (
гуманитарном, где риторика преподавалась, математическом и
физкультурном, где риторика не преподавалась ), проведённые в ноябре
1999 года. То, что классы были взяты не из обычной школы, а из
гимназии, предопределило уровень ответов.
В таблице № 3 очень наглядно видно, что учащиеся класса, где
риторика преподавалась ( гуманитарный класс ) во всех отношениях
более риторически грамотны. Они допускают меньшее число лексических
ошибок, лучше и чётче выстраивают свои мысли, больше риторических
фигур используют, большим объёмом слов оперируют в своих
высказываниях. Хотя можно отметить, что сильны были и учащиеся
специализированного класса - математического, их показатели значительно
выше, чем в физкультурном классе, где риторика тоже не
преподавалась. Это можно объяснить тем, что в программе этого класса
большое количество предметов, частично восполняющих риторику, учащих
детей говорить и говорить правильно. Но мы считаем, что это не
совсем взаимозаменимые вещи. Риторику не продублировать, это предмет
слишком специфичный.
Можно отметить, что учащиеся класса, где была введена риторика,
более раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. В них
сильнее чувство коллектива, что не мешает им и осознавать себя
личностями. Специфика предмета их располагает к отсутствию страха
перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно,
накладывает отпечаток и на внеурочные отношения с окружающими. По
мнению самих учащихся, предмет риторика многое им дал в общении не
только со сверстниками, но и с людьми незнакомыми, независимо от
их возраста. Уроки не совсем обычны, это позволяет учащимся
окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно,
раскрепощённости. Преподаватель здесь является лишь помощником, идущим
рядом, помогающим прийти к верному решению самим учащимся, а это,
естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно.
Красочность и живость предмета увлекает учащихся в мир, где можно
побыть кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети
учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой
ещё предмет может позволить им это делать? Разве что литература, но