Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 20:06, курсовая работа
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя
предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию. Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии денег.
Введение……………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы управления рентабельностью на сельскохозяйственном предприятии……………………………………….. 9
1.1Показатели состава и динамики прибыли от производства и реализации продукции растениеводства на предприятии………………............................. 9
1.2 Показатели рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 26
2. Современное состояние сельскохозяйственного производства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»…………………………………………............ 35
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………… 35
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………………………… 56
2.3 Анализ показателей рентабельности продукции растениеводства на предприятии……………………………………………………………………... 59
3. Направления совершенствования методов управления рентабельностью продукции растениеводства в СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………… 61
3.1 Оптимизация структуры посевных площадей…………………………….. 71
3.2 Совершенствование системы экономических связей с покупателями произведенной продукции……………………………………………………… 78
3.3 Резервы повышения реализации продукции СПК «Колхоз имени Карла Маркса»………………………………………………………………………….. 97
3.4 Экономическая оценка резервов увеличения производства продукции… 98
Выводы и предложения……………………………………………………......... 104
Список использованной литературы…………………………………………… 109
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
6 |
1. Теоретические основы |
9 |
1.1Показатели состава и |
9 |
1.2 Показатели рентабельности |
26 |
2. Современное состояние |
35 |
2.1 Организационно-экономическая |
35 |
2.2 Анализ основных экономических
показателей деятельности |
56 |
2.3 Анализ показателей |
59 |
3. Направления совершенствования
методов управления |
61 |
3.1 Оптимизация структуры посевных площадей…………………………….. |
71 |
3.2 Совершенствование системы экономических связей с покупателями произведенной продукции……………………………………………………… |
78 |
3.3 Резервы повышения реализации
продукции СПК «Колхоз имени
Карла Маркса»…………………………………………… |
97 |
3.4 Экономическая оценка резервов увеличения производства продукции… |
98 |
Выводы и предложения………………………………………………… |
104 |
Список использованной литературы…………………………………………… |
109 |
Приложения…………………………………………………… |
114 |
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль, как экономическая категория характеризует результат любой предпринимательской деятельности. Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятия. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов[48].
Законом РФ от 25 декабря 1990г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» было предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли[3].
Ведущее значение прибыли в качестве
финансового показателя
предпринимательской деятельности предприятия вместе
с тем не означает его уникальности. Анализ
стимулирующей роли прибыли показывает,
что в отдельных хозяйствующих субъектах
преобладает стремление извлечь высокую
прибыль в целях увеличения фонда оплаты
труда в ущерб производственному и социальному
развитию коллектива. В ряде случаев рост
прибыли обусловлен необоснованным повышением
цен на продукцию. Стремление любыми путями
получить высокую прибыль с целью увеличения
фонда оплаты труда приводит к росту объема
денежной массы в обращении, не обеспеченной
товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший
рост цен, инфляция, а, следовательно, эмиссии
денег.
Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива. Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если сумма выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, - росту прибыли. Снижение себестоимости должно быть главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. В связи с этим выбранная тема исследования является актуальной.
Предметом исследования являются методы управления рентабельностью продукции растениеводства.
Объектом исследования дипломной работы является хозяйственная деятельность СПК «Колхоз имени Карла Маркса».
Цель исследования - оценить деятельность СПК «Колхоз имени Карла Маркса», разработать мероприятия по совершенствованию управления прибылью и рентабельностью.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Показатели состава и динамики прибыли от производства и реализации продукции на предприятии
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также прибавочного продукта, созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибылью для торговли служит разница между продажной ценой товаров и ценой их приобретения, включая издержки обращения. Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.
Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.
Прибыль от реализации - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.
Балансовая прибыль - сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета.
Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.
Внереализационная (дополнительная) деятельность также имеет доходы и затраты, что в конечном итоге образует результат нетто или чистую прибыль предприятия.
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
К внутренним факторам относятся:
Это факторы, влияющие на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которую еще называют чистой прибылью.
Чистая прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов и других активов, а также процентов по средствам, взятым взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются также штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством внесению в бюджеты разных уровней. Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение[9].
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
Существует три основных метода планирования прибыли:
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разница между выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Достоинством данного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать при планировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода[10].
Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
Существуют факторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различным признакам:
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на: