Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

В самом широком теоретическом  понимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов, администрацию государственных (казенных) предприятий. А.П. Алехин и Ю.М. Козлов сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах.

Традиционным в научной  литературе стало определение государственной  службы, данное В.М. Манохиным: государственная  служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства  по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства.

Государственная гражданская служба работников осуществляется в государственных органах, при этом фиксируется статус служащих и устанавливаются различные процедуры в системе государственной службы (процессуальные вопросы). Однако смешивать понятия государственной службы и одноименного правового института нельзя, так как они отражают разные явления.

Государственная гражданская служба — это один из основных видов деятельности государства по формированию кадрового потенциала управления государственного аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающих конкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности.

С точки зрения современного законодателя, государственная гражданская служба РФ — это профессиональная деятельность, состоящая в выполнении государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательной и иных нормативных актах.

Базовая структурная единица государственной  администрации, включающая компетенции  государственного органа; в соответствии с законодательством не все лица, занимающие государственные должности, осуществляют деятельность, которую можно отнести к государственной службе, т.е. не все государственные должности являются государственными должностями государственной службы.

В статье 1 Федерального закона от 27 июля 2004г.№79 «0  государственной гражданской службе Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении, в отличие от всякой другой негосударственной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Существуют четыре характерных  признака государственной должности:

1) ее принадлежность только государственному  органу;

2) объем полномочий ограничен  тем кругом обязанностей, которые  вытекают из полномочий данного  государственного органа;

3) оплата труда по исполнению  должностных обязанностей производится  за счет средств, предусмотренных  соответственно федеральным бюджетом  и бюджетами субъектов Федерации; 

4) государственный служащий за  действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статьям 10 и 11 Конституции РФ, к числу государственных органов относятся органы трех ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной — как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, согласно статье 12 Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти.

К числу «иных» государственных  органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, относятся:

1) Центральный банк Российской Федерации;

2) Совет Безопасности Российской Федерации;

3) Администрация Президента Российской Федерации;

4) полномочные представители Президента Российской Федерации;

5) дипломатические представители РФ в иностранных государствах и международных организациях;

6)  Счетная палата РФ ;

7)  Прокуратура РФ;

8)  Аппарат правительства РФ;

9) Председатель, зам. председателя, секретарь Центризбиркома РФ.

 Юридическое закрепление  в положениях и должностных  инструкциях конкретных должностных обязанностей и прав обеспечивает более качественное осуществление подбора и расстановки государственных служащих, поскольку это осуществляется целенаправленно — с учетом квалификационных требований, предъявляемых к ним по той или иной должности. И при аттестации государственного служащего его профессионализм оценивается не вообще, а применительно к конкретной должности. Каждый государственный служащий свою трудовую деятельность, успехи и недостатки по работе, возможности продвижения по службе связывает с определенными должностями, а не только с их принадлежностью к какому-либо государственному органу.

С понятием государственной  должности связывается также  порядок присвоения квалификационных разрядов (воинских званий, дипломатических рангов), размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многих вопросов прохождения государственной службы.

Следовательно, понятие  государственной должности является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы. Понятие государственной службы связано с определенным кругом государственных должностей. Государственная должность — комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, трудового, финансового и других отраслей права.

Кроме понятия государственной  должности, принципиальное значение для  организации государственной службы и определения правового положения государственного служащего имеет установленное Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» новое деление всех государственных должностей на категории «А», «Б» и «В».

Государственные должности  категории «А» устанавливаются  Конституцией РФ и федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями и уставами субъектов Федерации (государственные должности субъектов Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Сюда относятся такие должности, как Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие должности категории «А», осуществляют государственные функции, поэтому могут быть стороной во внешних государственно-служебных отношениях с другими субъектами, выступая от имени государства либо его органа, который они представляют в полной мере.

В Перечень государственных  должностей федеральной государственной  службы категории «Б», учреждаемых  для непосредственного обеспечения  исполнения полномочий Президента Российской Федерации, входят:

1.Высшая должность

  - Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, первый помощник Президента Российской Федерации

  - Помощник Президента Российской Федерации, заведующий Канцелярией Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации — помощник Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации

  - Полномочный представитель Президента Российской Федерации

2. Главная должность

   -Референт Президента Российской Федерации

3. Ведущая должность

   - Секретарь приемной Президента Российской Федерации

 

В Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории «В», учреждаемых в  Администрации Президента Российской Федерации для обеспечения ее деятельности, входят:

  1. Высшая должность

    - Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — начальник главного управления Президента Российской Федерации

    - Первый заместитель начальника главного управления, начальник управления и еще 12 должностей этой группы

2. Главная должность

- Начальник отдела, заместитель начальника отдела (соответствующего структурного подразделения)

3. Ведущая должность

    - Консультант

    - Специалист-эксперт

4. Старшая должность

    - Начальник службы делопроизводства

5. Ведущий специалист

6. Младшая должность

    - Специалист 1 категории

Перечни государственных  должностей федеральной государственной  службы категорий «Б» и «В» учреждены и для других государственных органов (аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и т.д.).

Лица, замещающие должности  категорий «Б» и «В», как правило, являются участниками внутренних (внутриорганизационных) государственно-служебных отношений. Лишь некоторые из них могут выступать от имени соответствующего государственного органа во внешних государственно-служебных отношениях с другими субъектами (гражданами, государственными и негосударственными организациями) в пределах, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает также, что в целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным. На лиц, занимающих такие должности (иначе говоря, на «негосударственных служащих») этот Закон не распространяется. Их деятельность регулируется законодательством о труде.

Деление государственных должностей на категории «А», Б» и В», кроме  того, что оно четко отражает различия в характере и объеме государственно-властных полномочий замещающих их государственных  служащих, имеет и другое важное значение. Оно используется законодателем для определения понятия государственная служба».

Если раньше под государственной  службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных  обязанностей в каких бы то ни было государственных организациях (государственных  органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О  государственной гражданской службе Российской Федерации», государственной службой считается профессиональная деятельность только по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности лишь категорий «Б» и «В». Понятие государственной службы на лиц, замещающих должности категории «А», не распространяется. Таким образом, в самом определении понятия «государственная служба» подчеркивается, что деятельность государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», носит обслуживающий, вспомогательный характер: она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А». Поэтому имеется отличие и в наименовании видов должностей: если должности категории «А» называются просто государственными должностями, то должности категорий «Б» и «В» — государственными должностями государственной гражданской службы.

Важно, что названным Законом  установлено: государственная гражданская служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные должности категории «А». По существу это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, находящиеся на должностях категории «Б» (помощники, советники, консультанты, референты и др.), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Если эти лица сменяются, предполагается возможность замены лиц, замещающих должности категории «Б». Конечно, кто-то может остаться в прежней должности, но возможна и их одновременная замена. В других государствах иначе: партия у власти сменяется, а аппарат работает, будто ничего не случилось. Принцип зависимости службы лиц, замещающих должности категории «Б», от пребывания лиц в должностях категории «А» в определенной мере препятствует формированию профессионального, отстраненного как от политических подвижек, так и от кадровых перетрясок аппарата управления.

Государственные должности категорий  «Б» и «В» включаются в Реестр государственных должностей государственной  службы Российской Федерации, который  утверждается Президентом страны от 31.12.2005. № 1574. Все эти должности подразделяются на следующие группы:

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты