Государственная служба: формы и методы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных служащих, попытка законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы государственной службы в РФ…...……5
1.1.Государственная гражданская служба: понятие и функции..…….……5
1.2.Социально-правой статус государственного служащего….……..……39
1.3.Государственна гражданская служба в Российской Федерации: анализ основных проблем…………..………………………………………………..71
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих……………………………………………………………………......74
2.1. Социальная защищенность как основа государственной гражданской службы…………………………………………………..……………………74
2.2 Социальная защита государственных гражданских служащих: анализ исторического и зарубежного опыта………………………………………....79
2.3.Основные проблемы социальной защищенности государственной гражданской службы в РФ…………………………………………………....82
2.4. Рекомендации направленные на обеспечение социальной защищенности государственных гражданских служащих……………….. 84
Глава 3. Проект внедрения добровольного медицинского страхования в государственных учреждениях Вологодской области …………………...86
3.1. Анализ состояния защиты государственных гражданских служащих в Вологодской области……………………………….……………………....86
3.2. Добровольное медицинское страхование как социальная защита государственных гражданских служащих………………………………….88
3.3.Оценка результатов внедрения……………………………………….…99
Список литературы………………………………………………………..108

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (2).doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

- высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

- главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

- ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

- старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

- младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

К данному Реестру приложены  перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Специализация предусматривает наличие  у государственного служащего для  исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы соответствующего профессионального образования. Специализация устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности  государственной службы, включаются:

 во-первых, требования  к уровню профессионального образования  с учетом группы и специализации должностей.

Гражданам, претендующим на такие должности, необходимо иметь:

а) для высших и главных  государственных должностей государственной  службы — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы;

б) для ведущих и  старших государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным;

в) для младших государственных  должностей государственной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Решение о признании  образования равноценным принимается  федеральным органом по вопросам государственной службы.

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, Указом Президента от 30 января 1996 г. в целях обеспечения высокого их профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются в зависимости от группы должностей.

Так, для замещения  высших государственных должностей (5-я группа) требуется иметь стаж государственной службы на должностях, отнесенных к главным государственным должностям, не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя;

- для главных государственных должностей (4-я группа) — стаж государственной службы на должностях, отнесенных к ведущим государственным должностям, не менее 3 лет или на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя для лиц, замещающих соответствующую государственную должность или претендующих на ее замещение;

- для ведущих государственных должностей (3-я группа) — стаж государственной службы на должностях, отнесенных к старшим государственным должностям, не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 5 лет и профессиональные качества руководителя для лиц, замещающих соответствующую государственную должность или претендующих на ее замещение;

- для старших государственных должностей (2-я группа) — стаж государственной службы не менее 3 лет или стаж работы по специальности не менее 3 лет и профессиональные качества руководителя для лиц, замещающих соответствующую государственную должность или претендующих на ее замещение.

- для замещения младших государственных должностей (1-я группа) требования к стажу не предъявляются.

Руководители федеральных  органов государственной власти и их аппаратов, иных государственных органов и их аппаратов, образованных в соответствии с Конституцией РФ, могут в отдельных случаях оставлять на государственной должности или назначать на такую должность лиц, не имеющих установленного стажа государственной службы, но обладающих профессиональными качествами, необходимыми для исполнения соответствующих должностных обязанностей.

В-третьих, устанавливаются требования и к уровню знаний федеральной Конституции РФ и федеральных законов, конституций и уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

 Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

Государственная гражданская служба ставит перед собой следующие задачи:

— охрана конституционного строя РФ, создание условий для развития гражданского общества, производства, обеспечение свободной жизнедеятельности личности, защита прав, свобод и законных интересов граждан;

— формирование общественно-политических и государственно-правовых условий для практического осуществления функций государственных органов;

— обеспечение эффективной работы государственных органов в соответствии с их компетенцией;

— совершенствование условий государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих;

— обеспечение действия принципа гласности в деятельности государственных служащих и государственных органов, соблюдение законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в системе государственной службы;

— создание и поддержание в государственных органах благоприятных межличностных отношений, которые обеспечивали бы развитие положительных личных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

— создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации государственных служащих;

— комплектование персонала государственных органов высококва-лифицированными служащими, пригодными к государственной службе и способными выполнять свои должностные обязанности;

— создание социальных, информационных, материально-финансовых, правовых и иных условий, необходимых для деятельности служащих государственных органов;

— определение порядка подбора кадров, продвижения по службе, проведения квалификационного экзамена, аттестации, присвоения квалификационных разрядов, мер стимулирования и ответственности.

Каждый вид государственной  службы, осуществляемой специальными органами государственной власти (например, федеральными службами), имеет свои установленные в нормативных  правовых актах задачи.

 

Функции государственной службы.

Функции обусловлены  ее внутренними свойствами и принципиальными  чертами. В самом общем виде можно  констатировать, что функциями государственной  службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций государства, практическое исполнение служащими своих должностных обязанностей и компетенции государственных органов.

Функции государственной  службы как социально-государственного явления необходимо отличать от функций  государственной службы как правового института. В этом смысле можно говорить о соотношении двух категорий — функции права (служебного права) и функции государства (профессиональной деятельности государственных служащих).

Под функциями государственной гражданской службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института государственной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования государственно-служебных отношений и выполнению государственной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

Функции права государственной гражданской службы — это обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на государственно-служебные (муниципально-служебные) отношения. При таком подходе главным является выяснение специфических свойств государственной службы как государственно-правового явления, характеризующегося качественной самостоятельностью, специальными признаками и свойствами.

С точки зрения функций  права государственная служба выполняет традиционные функции:

обеспечительную, т.е. выполнение задач и функций государства и его органов; государственные органы представляют собой сложную и разветвленную систему звеньев, каждое из которых имеет свои задачи и компетенцию. Государственная служба призвана обеспечить практическую реализацию компетенции этих органов, внутреннюю согласованность их работы, эффективность влияния на социальные процессы;

интегративную, т.е. государственная служба выступает как правовое средство обеспечения и защиты интересов гражданина и человека, социального согласия, гармонии государственного аппарата, его функционирования, создания гарантий благосостояния личности и всего общества;

регулятивную, т.е. при помощи установленного правового статуса государственных служащих (права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность и т.д.) государственная служба регулирует общественные отношения, используя при этом имеющиеся у нее правовые возможности, применяя методы организации, принуждения, стимулирования, ответственности и т.д.;

коммуникативную, направленную на обеспечение социально полезного накопления и целенаправленного использования информации о процессах, происходящих внутри государственного аппарата, государственных органов, на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях ее реформирования; иногда эту функцию называют информационной;

охранительную, которая обеспечивает применение уполномоченными должностными лицами мер предупредительного, принудительного и восстановительного характера с целью поддержания режима законности в системе государственных и общественных отношений.

Наряду с функциями  права государственная служба выполняет  функции государственной администрации, аппарата управления, государственных органов, а, в конечном счете — функции самого государства, его органов и функции государственных служащих.

Вопрос об определении  и видах функций государственной  службы в настоящее время имеет  лишь постановочный характер. Это  во многом обусловлено тем, что проблема функций самого государства, его органов и функций государственного управления также не лишена спорных моментов. Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства имеются существенные различия в методах и формах реализации функций.

Государственная служба в современном понимании сводится к исполнению функций государственного управления, рассматриваемого в широком  смысле, т.е. как управленческая деятельность всех государственных органов в системе исполнительной, представительной и судебной власти.

Чтобы перейти к рассмотрению вопроса о видах и классификациях государственной службы, целесообразно  перечислить важнейшие для современного этапа функции:

регулирующая функция, т.е. разработка и реализация политики, направленной на создание конкретных программ (приватизации, инвестиционной деятельности, программы реформы систем обороны и безопасности и т.д.); регулирование хозяйственной жизни в стране, управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; регулирование деятельности предприятий негосударственного сектора (коммерческих организаций);

функция принуждения, т.е. применение государством установленных в законодательстве мер государственного принуждения в строго определенных ситуациях;

обеспечительно-восстановительная  функция, т.е. обеспечение прав и свобод человека и гражданина; повышение действенности правовой защиты личности; становление судебной власти;

организационная функция, т.е. создание системы государственной службы и поддержание в ней порядка и законности, реформирование кадровой политики и правового института государственной службы;

правосоздающая (правотворческая) функция, т.е. разработка и принятие правовых актов, повышение качества нормотворческой деятельности государственных органов;

функция контроля, т.е. обеспечение государственного контроля и надзора в сфере управленческой деятельности государства.

Функции государственной  службы можно разделить на основные и специфические. В свою очередь, основные и специфические функции подразделяются на общие, специальные и вспомогательные (факультативные).

Основные функции государственной  службы — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным общим функциям государственной службы можно отнести:

информационное  обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности;

Информация о работе Государственная служба: формы и методы социальной защиты