Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;
Социально-средовой аспект.
Социально-средовой включает
в себя вопросы, связанные с микросоциальной
средой (семья, трудовой коллектив, жилище,
рабочее место и т.д.) и макросоциальным
окружением (градообразующая и
Психологический аспект.
Психологический аспект отражает
как личностно-психологическую
Общественно - идеологический аспект.
Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.
Развитие социальной помощи на дому является не единственной формой социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания. Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь. Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «наполняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой[12; с. 221]
В последние годы в ряде
Центров социального
- предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);
- предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);
- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
- оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»;
- оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).
Анатомо-функциональный аспект.
Анатомо-функциональный аспект
инвалидности предполагает формирование
такой социальной среды (в физическом
и психологическом смыслах), которая
выполняла бы реабилитационную функцию
и способствовала развитию реабилитационного
потенциала инвалида. Таким образом,
с учетом современного понимания
инвалидности предметом внимания государства
при решении этой проблемы должны
быть не нарушения в организме
человека, а восстановление его социально-ролевой
функции в условиях ограниченной
свободы. Основной акцент при решении
проблем инвалидов и
Для этой цели есть дома-интернаты
для детей с физическими
Подростки, готовящиеся к
выписке из дома-интерната, должны быть
осведомлены о различных
1.2. Специфика организации
жизнедеятельности детей-
В Тюменском регионе в 2008 году проживало 8390 детей с ограниченными возможностями, а уровень детской инвалидности составил 30 на 10 тысяч детского населения. Ежегодный прирост детей с ограниченными возможностями в области соответствует среднероссийским показателям и составляет 1000 детей.
Детская инвалидность отличается от взрослой наличием значительного числа немобильных и дезадаптированных лиц, что предполагает особые требования к образовательной среде для категории детей с особыми нуждами. К подобным требованиям относятся: обеспечение особого режима жизни детей, специальное медицинское обслуживание, специфические архитектурно-планировочные требования (наличие туалетов, позволяющих въезд на инвалидных колясках, пандусов, особой мебели и т.п.).
В России в условиях, когда
провозглашена стратегия
Состояние коррекционной педагогики, на положениях которой строится деятельность существующей в стране системы специального образования детей с ограниченными возможностями, расценивается в настоящее время как кризисное. Считается, что этот кризис проявляется в следующем:
- повсеместно имеет место социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;
- система специального образования охватывает лишь часть нуждающихся детей, из системы «выпадают» дети с глубокими нарушениями в развитии, в тоже время отсутствует специализированная помощь детям со слабо выраженными нарушениями;
- имеет место жесткость и безвариативность форм получения образования;
- сохраняется «примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка».
Именно поэтому, интегрированное (инклюзивное) образование в настоящее время может рассматриваться как одно из наиболее действенных средств для успешной социализации аномальных детей наряду с такими подходами, как: расширение доступа к образованию (weidening), мейнстриминг (mainstreaming).
Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы то, прежде всего, для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствии с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети. «Включение» или «инклюзия» - наиболее подходящий термин для раскрытия данного понятия, который трактуется следующим образом - это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения[9; с. 138]
Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы