Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;
Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей - инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного общества.
Реабилитация - это медицинские, психологические, социально - экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация детей - инвалидов является длительным, динамичным процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и микрофакторов.
Социальная реабилитация
инвалидов представляет собой систему
и процесс восстановления способностей
инвалида к самостоятельной общественно-
Перечень основных мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определен «Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1995 года № 14.
Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Ключевым понятием является «реабилитация».
Социально-бытовая реабилитация включает: социально-бытовую ориентацию; социально-бытовое образование; социально-бытовую адаптацию;
Социально-бытовая ориентация.
Означает процесс ознакомления ребенка-инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.
Социально-бытовое образование.
Обучение ребенка-инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического или сенсорного дефекта, а также выраженных последствий психического заболевания.
В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно несколько вариантов, в зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей, с другой:
Мероприятия по социально-средовой ориентации.
Включают:
Мероприятия по социально-бытовой адаптации.
Включают:
Приоритетные задачи социальной реабилитации:
Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум основным направлениям - социально-бытовому и социально-средовому.
В ходе адаптации в одних случаях используются возможности приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.
В результате обоюдного процесса, то есть взаимодействия специалистов (реабилитолога, социального работника) и самого ребенка-инвалида достигается желаемое качество - адаптированность ребенка-инвалида к конкретным социально-бытовым условиям.
Социализацию не следует
сводить к образованию и
Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности [19; с. 289].
Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
Процесс социальной реабилитации - это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальная реабилитация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни.
Традиционный подход не исчерпывает
всю полноту проблем той
Главная проблема ребенка
с ограниченными возможностями
заключается в нарушении его
связи с миром, в ограниченной
мобильности, бедности контактов со
сверстниками и взрослыми, в ограниченном
общении с природой, недоступности
ряда культурных ценностей, а иногда
и элементарного образования. Эта
проблема является следствием не только
субъективного фактора, каковым
является состояние физического
и психического здоровья ребенка, но
и результатом социальной политики
и сложившегося общественного сознания,
которые санкционируют
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей; ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Социальные проблемы иного
порядка связаны с
Поскольку специальные образовательные
учреждения распределены по стране крайне
неравномерно, то дети - инвалиды часто
вынуждены получать образование
и воспитание в специальных школах
интернатах. Попадая в интернат,
дети - инвалиды оказываются изолированными
от семьи, от нормально развивающихся
сверстников от общества в целом.
Аномальные дети как бы замыкаются
в особом социуме, вовремя не приобретают
подлежащий социальный опыт. Закрытость
специальных образовательных
Традиционализм, характерный
для учебных заведений, как правило,
проявляется в ориентации школ на
привычные для инвалидов
Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к «группе риска». Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.
Итогом переживаний родителей становятся установки на «оранжерейное» воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.
Социальная реабилитация происходит в микросоциуме и в макросоциуме.
Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может [6; с. 49].
Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности.
Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей, долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
Реабилитационная деятельность.
Включает:
Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы