Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;
Необходимо отметить, что интеграция лиц с особенностями развития в общеобразовательную среду началась во многих странах Европы уже в 1970-х гг. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 1975) в странах Европы и Америки были пересмотрены национальные системы специального образования и введено интегрированное обучение. По данным европейской конференции «Специальное образование в Европе» (Париж, 1999г.), за 15 лет апробации интегрированного обучения число специальных школ сократилось, хотя соотношение образования детей с отклонениями в развитии в обычной и специальной школе в разных странах различно.
Обучение детей с
в специальных и обычных школах (в %)
Страна |
Дети с нарушением зрения |
Дети с нарушением слуха |
Дети с нарушением движения | ||||
ССп. |
ИИн. |
ССп. |
ИИн. |
ССп. |
ИИн. | ||
Фин- ляндия |
110 |
990 |
776 |
224 |
779 |
221 | |
Бельгия |
666 |
334 |
775 |
225 |
887 |
113 | |
Канада |
44 |
996 |
113 |
887 |
нет сведений | ||
Франция |
881 |
119 |
663 |
337 |
778 |
222 | |
Ирландия |
330 |
770 |
332 |
668 |
нет сведений | ||
Испания |
447 |
553 |
663 |
337 |
665 |
335 | |
Швеция |
00 |
1100 |
445 |
555 |
220 |
880 |
Условные обозначения:
Сп. - специальные школы
Ин. - интегрированное обучение
Данные показатели были приведены в докладе Петра Эванса. Анализируя данные таблицы, можно отметить общую тенденцию - массовый переход на интегрированное обучение, хотя влияние национальных традиций очевидно: в Швеции 100% незрячих обучается в массовой школе, а во Франции - только 19%, в Канаде 87% детей с нарушением слуха обучается в массовой школе, а в Бельгии - только 25%; 80% детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Швеции интегрированы, а в Бельгии - 13%. Если сравнивать успехи стран, то выше показатели в Канаде, а ниже всего - в Бельгии. Эти примеры и публикации ученых Швеции, Англии, США позволяют говорить, о том, что, несмотря на 15-летний опыт внедрения интегрированного обучения, каждая страна выбирает свой путь, опирается на свой традиции, и до сих пор нет единого мнения о достоинствах и недостатках интегрированного обучения[ 44; с. 11]
Наиболее серьезные
Необходимо отметить, что
реально существует ряд факторов
организационно-
Субъектами образовательной деятельности являются образовательные учреждения. В Тюменском регионе к системе непрерывного интегрированного обучения могут быть отнесены дошкольные специализированные группы для детей-инвалидов, 13 школ-интернатов, 6 школ для детей с отклонениями в физическом развитии, 198 специализированных коррекционных классов, 352 класса для детей с вдержкой психического развития, одна средняя школа для детей с дефектами развития и здоровья, 23 образовательных учреждения начального профессионального образования, все ССУЗы и ВУЗы.
Вышеперечисленные учреждения
при условии необходимой
Однако, такое образование возможно только при наличии соответствующих условий, а именно:
- единой базы данных об обучающихся с отклонениями в развитии, проходящих обучение в общеобразовательных учреждениях как в специальных (коррекционных) для детей с физическими недостатками;
так и в учреждениях
общего назначения, с целью формирования
контингента будущих
- рекомендаций медико-социальной экспертизы по индивидуальным программам реабилитации инвалидов для определения их возможностей к обучению в интегрированной среде, а также формирования необходимых условий реализации такого обучения;
- специальной учебно-реабилитационной технологической базы, включающей специальные средства технической поддержки учебного процесса; систему учебно-методической и психолого-педагогической поддержки;
- нормативов и источников финансирования образовательно - реабилитационного процесса по всем статьям расходов.
Именно отсутствие средств в виде стабильного финансирования, необходимой среды, образовательных технологий интегрированного обучения является главной причиной столь медленного внедрения принципов интегрированного обучения в российское образование. Подтверждением данного тезиса является пример ряда Российских ВУЗов, где после приспособления среды и модификации образовательных программ произошло значительное увеличение числа студентов-инвалидов (МГТУ им. Баумана, СГГУ, РГПУ им. Герцена) [41; с. 3].
К субъектам сопровождения
и поддержки относятся, прежде всего,
министерства, агентства и ведомства,
департаменты, управления, организующие
предоставление всех видов дополнительных
услуг, необходимых для оптимизации
условий для получения
Непосредственно в учебных заведениях эту деятельность организовывают специально созданные службы и кабинеты, где работают специалисты - консультанты, кураторы, преподаватели дистанционного обучения, стенографисты, сурдопереводчики, психологи, медики, социальные работники, оккупациональные терапевты. Именно в этих службах должны быть созданы банки данных на всех учащихся с отклонениями в развитии, содержащие всю информацию социального, медицинского и психологического характера на этих учеников.
При поступлении такого ученика
в открытое учебное заведение
на него должна быть заполнена соответствующая
социально-психолого-
На следующем этапе
организационных мероприятий
На время первичной адаптации каждому инвалиду потребуется куратор. Идеально, если это будет специалист-консультант (куратор), имеющий педагогическое или социальное образование. Если это невозможно, то это может быть волонтер из студенческой среды.
Кроме того, непременным
элементом системы
Главным элементом рассматриваемой системы интегрированного образования является ребенок, подросток, молодой человек, имеющий те или иные ограничения возможностей. Как известно, дети-инвалиды могут принадлежать к одной из следующих групп:
- дети, имеющие умственные и психические нарушения;
- дети, имеющие перцептивные нарушения (зрение, слух, речь);
- дети, имеющие нарушения опорно-двигательной системы;
- дети, страдающие внутренними заболеваниями или заболеваниями обмена веществ;
- дети, имеющие комплексные нарушения.
Наиболее тяжелыми по состоянию
здоровья и сложными для интеграции
являются дети из первой и последней
групп, так как они почти всегда
имеют умственные нарушения и
нарушения психики (болезнь Дауна,
аутизм, ферментопатии, редкие наследственные
болезни). Все остальные категории
детей, по сути, могут быть уже сейчас
интегрированы в обычную
Что касается детей с умственной отсталостью, то они на настоящем этапе развития образовательной системы и общества в целом, по глубокому убеждению авторов исследования, не могут быть включены в обычный обучающий процесс. Таким образом, в современных российских условиях целесообразно сосредоточиться на создании условий детям, которые уже сейчас могут обучаться в обычных школах, ССУЗах, ВУЗах.
Интегрированное обучение,
как никакое другое, должно быть
непрерывным. Образование больного
ребенка должно, начавшись в дошкольном
образовательном учреждении, где
он приобретает первые двигательные
навыки, навыки самообслуживания, общения,
продолжается в учебном заведении
специального типа (коррекционные школы
и классы, школы-интернаты), плавно переходит
в общеобразовательное
1.3. Нормативно-законодательные
основы социальной защиты
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с настоящей главой дети-инвалиды, в числе прочих категорий, имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять
воспитание и обучение детей- инвалидов
в общих или специальных
Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы