Дети-инвалиды, как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  интеграция лиц с особенностями  развития в общеобразовательную  среду началась во многих странах  Европы уже в 1970-х гг. Под влиянием Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах умственно отсталых лиц (1971, 1975) в странах Европы и Америки были пересмотрены национальные системы специального образования и введено интегрированное обучение. По данным европейской конференции «Специальное образование в Европе» (Париж, 1999г.), за 15 лет апробации интегрированного обучения число специальных школ сократилось, хотя соотношение образования детей с отклонениями в развитии в обычной и специальной школе в разных странах различно.

Обучение детей с особенностями  развития

в специальных и обычных  школах (в %)

 

 

Страна

Дети с нарушением зрения

Дети с нарушением слуха

Дети с нарушением        движения

ССп.

ИИн.

ССп.

ИИн.

ССп.

ИИн.

Фин-

ляндия

110

990

776

224

779

221

 

 

Бельгия

666

334

775

225

887

113

Канада

44

996

113

887

      нет сведений

Франция

881

119

663

337

778

222

Ирландия

330

770

332

668

нет сведений

Испания

447

553

663

337

665

335

Швеция

00

1100

445

555

220

880


Условные обозначения:

Сп. - специальные школы

Ин. - интегрированное обучение

Данные показатели были приведены  в докладе Петра Эванса. Анализируя данные таблицы, можно отметить общую  тенденцию - массовый переход на интегрированное  обучение, хотя влияние национальных традиций очевидно: в Швеции 100% незрячих обучается в массовой школе, а  во Франции - только 19%, в Канаде 87% детей  с нарушением слуха обучается  в массовой школе, а в Бельгии - только 25%; 80% детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Швеции интегрированы, а в Бельгии - 13%. Если сравнивать успехи стран, то выше показатели в Канаде, а ниже всего - в Бельгии. Эти примеры и публикации ученых Швеции, Англии, США позволяют говорить, о том, что, несмотря на 15-летний опыт внедрения интегрированного обучения, каждая страна выбирает свой путь, опирается  на свой традиции, и до сих пор  нет единого мнения о достоинствах и недостатках интегрированного обучения[ 44; с. 11]

Наиболее серьезные исследования проблем интегрированного обучения проведены в США следующими авторами: А. Глейвин, Д. Калхоун, Д. Кеннеди, А. Лейнхардт, Д.Смит, Н. Эллиот. Большинство из них считают, что в интегрированном образовании детей с ограниченными возможностями необходимо жестко следовать единому образовательному алгоритму и принципам раннего вмешательства, комплексности, преемственности, перехода от простых форм вмешательства к более сложным. Такой алгоритм включает в себя этапы: дошкольное образование, школьное образование и профессиональное образование.

Необходимо отметить, что  реально существует ряд факторов организационно-управленческого характера, препятствующих внедрению технологии интегрированного обучения детей с  ограниченными возможностями. К ним относятся: межведомственная разобщенность всех участников процесса интегрированного обучения, неразработанность механизма лицензирования и сертификации реабилитационной деятельности, отсутствие в штатных расписаниях учебных заведений дополнительных ставок психологов, реабилитологов, дефектологов, медицинских работников, сурдопереводчиков, методистов коррекционного обучения, недостаток стабильного целевого финансирования и индивидуальной финансовой помощи учащимся-инвалидам, отсутствие безбарьерной среды, особых условий для учащихся с ограниченными возможностями.

Субъектами образовательной  деятельности являются образовательные  учреждения. В Тюменском регионе к системе непрерывного интегрированного обучения могут быть отнесены дошкольные специализированные группы для детей-инвалидов, 13 школ-интернатов, 6 школ для детей с отклонениями в физическом развитии, 198 специализированных коррекционных классов, 352 класса для детей с вдержкой психического развития, одна средняя школа для детей с дефектами развития и здоровья, 23 образовательных учреждения начального профессионального образования, все ССУЗы и ВУЗы.

Вышеперечисленные учреждения при условии необходимой модернизации вполне могли бы вписаться в общую  систему интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями, предлагая и развивая новые организационные  формы, увязывая свои задачи, функции, технологии с другими элементами системы для достижения единой цели - реализации образовательных профессиональных программ по государственным образовательным  стандартам с помощью реабилитационных средств как системы мер, обеспечивающих в пределах возможного компенсацию  ограничений жизнедеятельности инвалидов.

Однако, такое образование  возможно только при наличии соответствующих  условий, а именно:

   - единой базы данных об обучающихся с отклонениями в развитии, проходящих обучение в общеобразовательных учреждениях как в специальных (коррекционных) для детей с физическими недостатками;

так и в учреждениях  общего назначения, с целью формирования контингента будущих абитуриентов в базовых учреждениях, с одной  стороны, и, с другой, с целью формирования учреждением профессионального  образования собственной учебно-методической и материально-технической базы для приема выпускников школ, относящихся  к указанной категории;

- рекомендаций медико-социальной экспертизы по индивидуальным программам реабилитации инвалидов для определения их возможностей к обучению в интегрированной среде, а также формирования необходимых условий реализации такого обучения;

- специальной учебно-реабилитационной технологической базы, включающей специальные средства технической поддержки учебного процесса; систему учебно-методической и психолого-педагогической поддержки;

- нормативов и источников финансирования образовательно - реабилитационного процесса по всем статьям расходов.

Именно отсутствие средств  в виде стабильного финансирования, необходимой среды, образовательных  технологий интегрированного обучения является главной причиной столь  медленного внедрения принципов  интегрированного обучения в российское образование. Подтверждением данного тезиса является пример ряда Российских ВУЗов, где после приспособления среды и модификации образовательных программ произошло значительное увеличение числа студентов-инвалидов (МГТУ им. Баумана, СГГУ, РГПУ им. Герцена) [41; с. 3].

К субъектам сопровождения  и поддержки относятся, прежде всего, министерства, агентства и ведомства, департаменты, управления, организующие предоставление всех видов дополнительных услуг, необходимых для оптимизации  условий для получения образования. (Министерство здравоохранения и социального развития, Государственная Служба медико-социальной экспертизы).

Непосредственно в учебных  заведениях эту деятельность организовывают специально созданные службы и кабинеты, где работают специалисты - консультанты, кураторы, преподаватели дистанционного обучения, стенографисты, сурдопереводчики, психологи, медики, социальные работники, оккупациональные терапевты. Именно в  этих службах должны быть созданы  банки данных на всех учащихся с  отклонениями в развитии, содержащие всю информацию социального, медицинского и психологического характера на этих учеников.

При поступлении такого ученика  в открытое учебное заведение  на него должна быть заполнена соответствующая  социально-психолого-педагогическая карта, включающая в себя оценку социально-бытового, психологического и медицинского статусов (в той или иной мере дополняющая  документацию бюро МСЭ).

На следующем этапе  организационных мероприятий для  каждого интегрированного ученика  составляется план комплексных мероприятий  для создания ему благоприятных  условий для обучения.

На время первичной  адаптации каждому инвалиду потребуется  куратор. Идеально, если это будет  специалист-консультант (куратор), имеющий  педагогическое или социальное образование. Если это невозможно, то это может  быть волонтер из студенческой среды.

Кроме того, непременным  элементом системы интегрированного образования детей с ограниченными  возможностями являются организационные  структуры и лица, осуществляющие оценку эффективности и качества такого образования. Наиболее важными  субъектами этой деятельности являются Министерства, Департаменты и службы в образовательных учреждениях, курирующие и осуществляющие эту  работу.

Главным элементом рассматриваемой  системы интегрированного образования  является ребенок, подросток, молодой  человек, имеющий те или иные ограничения  возможностей. Как известно, дети-инвалиды могут принадлежать к одной из следующих групп:

- дети, имеющие умственные и психические нарушения;

- дети, имеющие перцептивные нарушения (зрение, слух, речь);

- дети, имеющие нарушения опорно-двигательной системы;

         - дети, страдающие внутренними заболеваниями или заболеваниями обмена веществ;

- дети, имеющие комплексные нарушения.

Наиболее тяжелыми по состоянию  здоровья и сложными для интеграции являются дети из первой и последней  групп, так как они почти всегда имеют умственные нарушения и  нарушения психики (болезнь Дауна, аутизм, ферментопатии, редкие наследственные болезни). Все остальные категории  детей, по сути, могут быть уже сейчас интегрированы в обычную обучающую  среду при условии создания им благоприятных внешних условий, о которых уже неоднократно упоминалось выше [31;с. 180] .

Что касается детей с умственной отсталостью, то они на настоящем этапе развития образовательной системы и общества в целом, по глубокому убеждению авторов исследования, не могут быть включены в обычный обучающий процесс. Таким образом, в современных российских условиях целесообразно сосредоточиться на создании условий детям, которые уже сейчас могут обучаться в обычных школах, ССУЗах, ВУЗах.

Интегрированное обучение, как никакое другое, должно быть непрерывным. Образование больного ребенка должно, начавшись в дошкольном образовательном учреждении, где  он приобретает первые двигательные навыки, навыки самообслуживания, общения, продолжается в учебном заведении  специального типа (коррекционные школы  и классы, школы-интернаты), плавно переходит  в общеобразовательное учреждение и завершается получением профессии  в училище, колледже, техникуме, ВУЗе.

1.3. Нормативно-законодательные  основы социальной защиты детей  с ограниченными возможностями

Федеральный закон  от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной  социальной помощи».

Статья 6.1. Право на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с настоящей  главой дети-инвалиды, в числе прочих категорий, имеют право на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Федеральный закон  от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения  обеспечивают дошкольное, внешкольное  воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования в соответствии с  индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Детям-инвалидам дошкольного  возраста предоставляются необходимые  реабилитационные меры и создаются  условия для пребывания в детских  дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность  их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются  специальные дошкольные учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей- инвалидов  в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях  органы управления образованием и образовательные  учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов  по полной общеобразовательной или  индивидуальной программе на дому.

Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы