Дети-инвалиды, как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также  размеры компенсации затрат родителей  на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов  Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и  общеобразовательных учреждениях  являются расходными обязательствами  субъекта Российской Федерации.

Закон Тюменской  области от 7 мая 1998 г. N 24 «О защите прав ребенка».

Статья 25. Социальная поддержка  и правовая защита детей с ограниченными  возможностями и находящихся  в трудной жизненной ситуации

Дети, оказавшиеся в трудной  жизненной ситуации, объективно нарушающей их жизнедеятельность, естественное развитие организма и личности, которую  они не могут преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места  жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество  и т.п.), имеют право на дополнительную защиту в соответствии с действующим  законодательством. Им предоставляется возможность реализовать свои личные права с помощью и при поддержке органов, учреждений и организаций, в функции которых входит защита детства.

Социальная поддержка  таких детей осуществляется за счет средств областного бюджета, а также  внебюджетных источников. Расходы на реализацию программ социальной поддержки  включаются в объемы финансирования заинтересованных ведомств. Права ребенка  с ограниченными возможностями  и ребенка, находящегося в трудной  жизненной ситуации, на дополнительные расходы по обучению, воспитанию, содержанию, профессиональной подготовке и социальной адаптации реализуются в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами.

           Лица, ущемляющие данное право, подлежат ответственности в соответствии с разделом IV настоящего Закона.

Статья 26. Защита прав детей  с физическими и психическими недостатками.

Дети с физическими  и психическими недостатками имеют  право на достойное и полноценное  участие в жизни общества. Для  социальной поддержки и педагогической реабилитации таких детей органы управления социальной защиты населения, образования и здравоохранения  создают образовательные, лечебные и реабилитационные учреждения, где  дети получают адекватное их индивидуальным особенностям образование и воспитание.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять детям с  физическими и психическими недостатками льготы в форме дополнительного  педагогического, психологического и  медицинского обслуживания, направленного  на коррекцию отклонений личностного  развития. С этой целью они могут  создать реабилитационные центры для  профессиональной подготовки и интеграции в общество детей и подростков с физическими и психическими недостатками.

Постановление Правительства  РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении  Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов  на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.

2. Основанием для организации  обучения на дому ребенка-инвалида  является заключение лечебно-профилактического  учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется - образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.

4.    Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.

5. Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка- инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

7. Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

8. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

9. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями).

Постановление Администрации  Тюменской области от 20 декабря 2004 г. N 198-пк «О порядке воспитания и  обучения детей-инвалидов на дому и  дополнительных мерах социальной поддержки  по обеспечению доступа инвалидов  к получению образования».

  1. Настоящее Положение определяет порядок воспитания и обучения детей- инвалидов на дому, а также форму, порядок и условия осуществления социальной поддержки инвалидов путем частичного возмещения расходов родителей (законных представителей) на воспитание и обучение ребенка-инвалида (детей-инвалидов) на дому, а также обеспечения инвалидов, обучающихся в образовательных организациях общего или профессионального образования, специальными учебными пособиями и литературой.
  2. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и соответствующие учреждения с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
  3. Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида являются заключения организации здравоохранения и психолого-медико-педагогической комиссии. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение ребенка-инвалида на дому, утверждается департаментом образования и науки администрации области совместно с департаментом здравоохранения администрации области.
  4. Обучение ребенка-инвалида на дому осуществляет общеобразовательное учреждение, как правило, ближайшее к его месту жительства.
  5. Зачисление ребенка-инвалида в общеобразовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном для приема граждан в общеобразовательные учреждения.
  6. Общеобразовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:

а) предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке общеобразовательного учреждения;

б) обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

в) осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

г) выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

7. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка- инвалида на дому дополнительно за свой счет приглашать педагогических работников из других образовательных организаций. Такие педагогические работники по договоренности с общеобразовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного общеобразовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

  1. Финансирование расходов общеобразовательных учреждений, связанных с воспитанием и обучением детей-инвалидов на дому в соответствии с настоящим Положением, обеспечивается в пределах бюджетных средств, выделенных учреждению для реализации основных общеобразовательных программ.
  2. В случаях, когда воспитание и обучение ребенка-инвалида на дому не может быть обеспечено общеобразовательным учреждением, родители (законные представители) ребенка-инвалида самостоятельно обеспечивают его воспитание и обучение на дому. В указанных случаях родителям (законным представителям) ребенка-инвалида органом управления образованием по месту жительства возмещаются расходы на его воспитание и обучение в пределах соответствующих нормативов бюджетного финансирования на одного обучающегося в общеобразовательных учреждениях для реализации основных общеобразовательных программ. Возмещение соответствующих расходов осуществляется на основании заявления родителя (законного представителя) ребенка-инвалида об их возмещении и документов, подтверждающих произведенные расходы.

10.Обеспечение инвалидов,  обучающихся в образовательных  организациях общего или профессионального  образования, которым выделяются  средства из областного или  местных бюджетов, специальными  учебными пособиями и литературой  производится соответствующими образовательными организациями с освобождением от оплаты или на льготных условиях, в пределах бюджетных средств, выделенных этим организациям для реализации образовательных программ. Порядок и условия обеспечения учащихся-инвалидов специальными учебными пособиями и литературой устанавливаются локальным правовым актом руководителя организации, согласованным с соответствующим органом управления образованием.

Письмо Министерства здравоохранения и социального  развития РФ от 24 марта 2005 г. N 687-12 «О сопровождении  детей-инвалидов».

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» при предоставлении социальных услуг дети-инвалиды имеют право  на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное  лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно  для сопровождающего их лица.

Таким образом, Федеральный  закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на одного ребенка-инвалида гарантирует две  путевки на санаторно-курортное  лечение, а также два специальных  талона на право бесплатного получения  проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.

В соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, вопрос санаторно-курортного лечения детей- инвалидов, проживающих  в стационарных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности, решает администрация названных  учреждений.

Таким образом, считаем, что  в рамках требований, установленных  Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (две путевки на одного ребенка-инвалида), администрации учреждений сами должны определять порядок сопровождения  с учетом законодательства Российской Федерации о деятельности таких  учреждений.

При этом очевидно, что в  пункте 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ речь идет о праве  на получение второй путевки и  бесплатного проезда для сопровождающего  их лица.

В связи с этим администрации  учреждений в соответствии с пунктом 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан  смогут определиться, каким образом  воспользоваться указанным правом (сколько сопровождающих лиц будет  направлено в санаторно-курортные учреждения вместе с детьми-инвалидами).

Кроме того, в пункте 13 Формы  N070/y-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение», отмечается информация о сопровождении.

Указ Президента российской Федерации от 2 октября 1992 г. №1156 «О мерах по формированию доступной  для инвалидов среды жизнедеятельности».

Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы