Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;
Под диагногенезом Гибсон понимает такой процесс «навешивания» ярлыков, при котором приписывание человеку каких-либо отклонений в развитии или расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или расстройства. Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной дискриминации.
Способ классификации людей с ограниченными возможностями и слова, которые употребляют при описании таких людей, отражают и определяют состояние наших умов. Практика и структура предназначенных для них учреждений, внедряясь в наше сознание, создают соответствующий настрой в умах.
Примеры систематической борьбы с сегрегацией в отношении людей с низкими способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках обучения. Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет решения о том, развитии или расстройств, усиливает эти отклонения или даже создает эти отклонения или расстройства. Проявляемое обществом великодушие по большей части гарантирует адаптацию новых граждан, которыми их неприятие трактуется, как результат намеренной дискриминации.
Способ классификации
людей с ограниченными
Примеры систематической борьбы с сегрегацией в отношении людей с низкими способностями, крайне редки, хотя случаи успешной интеграции школьников с самыми различными недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине недостатка их развития, при соответствующих планировании и методиках обучения. Знание о том, кто может быть принят в обычные школы, еще не определяет решения о том, кто их должен посещать.
Почему же инвалиды относятся к жертвам неблагоприятных условий социальной реабилитации? Какие проблемы возникают в процессе их социальной реабилитации, вернее, детей-инвалидов? Прежде всего, это социальные проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры, бытового обслуживания, отсутствие надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить проблемы различного уровня: макро-, мезо -, микроуровень. Социальные проблемы первого порядка - это проблемы, затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей. Одной из наиболее существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных аспектах: в создании системы специального образования, обучения, в создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т.д. Следствием ориентации общества и государства на медицинскую модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно - иждивенческих жизненных ориентации [6; с. 12].
Авторы проекта оспаривают такой подход, не соглашаются с ним. Мы отказываемся от использования и на уровне концепции, и в обиходе термина «инвалид», который, в силу сложившейся традиции, несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества к инвалидам как к социально бесполезной категории.
Стремясь изменить эту
негативную традицию, мы используем понятие
«человек с ограниченными возможностями»
- ребенок, имеющий инвалидность,
может быть так же способен
и талантлив, как и его
- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.
Социальные проблемы иного
порядка связаны с
Поскольку специальные образовательные
учреждения распределены по стране крайне
неравномерно, то дети-инвалиды часто
вынуждены получать образование
и воспитание в специальных школах
интернатах. Попадая в такую школу,
дети-инвалиды оказываются изолированными
от семьи, от нормально развивающихся
сверстников от общества в целом.
Аномальные дети как бы замыкаются
в особом социуме, вовремя не приобретают
подлежащий социальный опыт. Закрытость
специальных образовательных
Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.
Специалисты регулярно проводят
учет новорожденных с той или
иной, пусть даже слабо выраженной
психоневротической патологий, позволяющей
отнести ребенка к «группе
риска». Профилактика носит самый
активный характер, и осуществляется
в тесном контакте психоневрологов,
медиков, педагогов, социологов с родителями.
Итогом переживаний родителей
Социальная реабилитация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество). Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может [6;с. 40]
Медицинские и сопутствующие им мероприятия - лишь основа для проведения дальнейшей долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде. Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности. Реабилитационная деятельность включает:
Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок - взрослый», и «ребенок - продукт общественных отношений». Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра - Учение - Труд - Общение, в которых и рождаются психические новообразования.
Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:
Каждое из указанных направлений порождает и соответствующие сферы приложения психической активности. Одно - это мир вещей и деятельность, которое производят эти «вещи», другое - мир идей, связанный со смыслообразованием, производством смысла.
Высший уровень психического здоровья это личностно-смысловой уровень, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека.
Следующий уровень - уровень индивидуально-психологического здоровья человека, оценка которого связана со способностями человека строить адекватные смыслам психологические способы реализации своих устремлений. Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.
Социальные условия:
Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.) Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации - побуждения матери к участию в процессе развития.
Социальное развитие можно
рассматривать, как осуществление
различных специальных
Особенность и специфика работы реабилитации, по сути, научно- исследовательское учреждение, в котором исследовательская сторона присутствует и проводит работу в каждом отдельном случае, и в деятельности специалиста в целом, и без сосредоточения на данном аспекте эта работа становится простой формальностью. Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.
Ребенок - личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения. Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.
Эффективность реабилитации
определяется не мерой соответствия
заранее заложенным эталоном «нормы»,
как это принято в клинической
практике, а становлением его способности
к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
Личность, умеющая проявлять
2.2. Формы и виды
реабилитации детей с
Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы