Дети-инвалиды, как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
Определить сущность и содержание социальной политики;
Раскрыть понятие «ребенок-инвалид» и выявить основные проблемы детей-инвалидов;
Рассмотреть социально-правовые аспекты социальной политики в отношении детей-инвалидов;
Раскрыть традиционные и инновационные социальные технологии в работе с детьми-инвалидами;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теории.docx

— 121.01 Кб (Скачать файл)

Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия  изучения которых возможна в известной  периодизации развития ребенка в  детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок - взрослый», и «ребенок - продукт общественных отношений».

Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно  сменяющих друг друга видов деятельности: Игра - Учение - Труд - Общение.

Активность человека (в  рамках психической организации) получает два основополагающих направления:

    1. Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности.
    2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют значение для этого бытия.

Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.

Социальные условия.

Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)

            Контакт со сверстниками, усвоение  опыта, формирование мотивации  - побуждения матери к участию  в процессе развития.

 Социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями.

            Социальное развитие можно рассматривать,  как осуществление различных  специальных всевозможных путей,  положительно влияющих на ребенка.  Так, психологи могут помогать  детям, улучшая их психическое  состояние, тормозя нежелательные  реакции, вырабатывая нормативные  свойства.

           Движение от болезни, как от  тягостного, но временного состояния  личности ведет в нормальную  жизненную среду.

           Ребенок - личность во всей  полноте ее взаимоотношений с  окрашенным миром и акцентом  на эти отношения.

           Должна быть реабилитирована  собственная потенциальная активность  ребенка.

           Эффективность реабилитации определяется  не мерой соответствия заранее  заложенным эталоном «нормы»,  как это принято в клинической  практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.

           Личность, умеющая проявлять независимость  от болезни и обстоятельств,  сделать при необходимости свой  жизненный выбор, вполне соотносимый  с ее собственными, а не заданными  и диктуемыми извне намерениями,  мотивами, установками.

           Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.

           Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению [13; с.70].

          Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными возможностями, демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.

В задачи социального развития также входят:

  • умственное развитие детей;
  • формирование навыков правильного поведения;
  • трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
  • физическое воспитание;
  • самообслуживание;
  • бытовая ориентировка и социальная адаптация;
  • знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;
  • получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов имеют  порой четко выраженный региональный характер.

 

2.3. Программа социально-бытовой и средовой реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями

Детская инвалидность и органически  связанная с ней реабилитация детей- инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного  общества.

Программа социально-бытовой  и средовой реабилитации разработана для родителей воспитывающих детей с ограниченными физическими возможностями.

Реабилитация - это медицинские, психологические, социально -  экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных - крушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация детей - инвалидов  является длительным, динамичным - процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и микрофакторов.

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности.

Перечень основных мероприятий  в области социальной реабилитации инвалидов определен «Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида», утвержденным Постановлением Министерства труда социального развития РФ от 14 декабря 1995 года № 14.

 Адресат: дети - инвалиды в возрасте от 8 до 14 лет.

 Направления программы:

  • консультирование по вопросам социально - бытовой и средовой адаптации (беседа с ребенком - инвалидом и членами семьи);
  • обучение навыкам самообслуживания (выработка обязательных повседневных навыков, затрудненных в связи с имеющимися ОЖД, обучение приемам личной гигиены, навыкам приготовления и приема пищи, несложной работе по дому, технике использования несложных бытовых приборов и приспособлений и т. д.).

Постановка  проблемы.

Как известно, число детей - инвалидов, каждым годом увеличивается.

Ухудшение экологической  обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально - экономических, психолого - педагогических и медицинских проблем  способствуют увеличению числа детей - инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Заболевания, несомненно, оставляют  свой след на поведении ребенка, его отношениях с окружающими и в других сферах его жизни, создавая «барьеры» из пути детей - инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

Актуальность  программы.

Все выше изложенное указывает  на актуальность выбранной тематики.

Ключевым понятием является «реабилитация».

Социально-бытовая  реабилитация включает:

  • социально-бытовую ориентацию;
  • социально-бытовое образование;
  • социально-бытовую адаптацию;

Социально-бытовая  ориентация означает процесс ознакомления ребенка-инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.

Социально-бытовое  образование - обучение ребенка-инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического либо сенсорного дефекта, а также возможно выраженных последствий психического заболевания.

В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно несколько вариантов, в зависимости  от степени выраженности ограничений  жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей, с другой:

  • возможность обучения (переобучения) детей-инвалидов пользованию обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью за счет сохранившихся функциональных способностей;
  • обучение детей-инвалидов пользованию переоборудованными приборами, утварью, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами и другими устройствами;
  • обучение детей-инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

  • проведение социально-средовой диагностики;
  • осуществление социально-психологического тестирования;
  • оценку проблем на семейно-бытовом уровне;
  • обучение навыкам самостоятельного проживания и социального общения на различных уровнях;
  • организацию и проведение рекреационной терапии (терапия отдыха, развития и формирование интересов и побуждений к здоровому образу жизни);
  • определение потребностей инвалида в различных видах социальных услуг, налаживание контактов с социальными службами и структурами;
  • формирование информационно-правового поля действия инвалида с учетом особенностей развития его личности и специфики его проблем;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту.

Мероприятия по социально-бытовой  адаптации включают:

  • социально-бытовую диагностику, которая оценивает возможности независимой жизнедеятельности;
  • организацию и проведение адаптационного обучения ребенка- инвалида и его семьи;
  • формирование у личности ребенка-инвалида и семейного окружения мотивационных установок на активную деятельность с учетом патологии (с целью поддержки и эффективности социальной интеграции);
  • подготовку и обучение ребенка-инвалида к независимому образу жизни (обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация жизни в быту);
  • подбор ребенку-инвалиду технических средств реабилитации (основных или вспомогательных) и обучение пользованию ими;
  • возможную разработку индивидуальных решений вопросов адаптации, адаптацию жилищно-коммунальных условий ребенка-инвалида к его потребностям.

Приоритетными задачами социальной реабилитации являются:

  • подготовка и освоение ребенком-инвалидом новой социальной роли, адаптированной к его патологии;
  • содействие активному независимому образу жизни на всех уровнях общения;
  • повышение социального статуса;

-  интеграция (реинтеграция) ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.

Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум основным направлениям - социально-бытовому и социально-средовому.

В ходе адаптации в одних  случаях используются возможности  приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.

В результате обоюдного процесса, то есть взаимодействия специалистов реабилитолога, социального работника) и самого ребенка-инвалида достигается желаемое качество - адаптированность ребенка-инвалида к конкретным социально-бытовым условиям.

Цель программы - оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями в проведении реабилитационных мероприятий в домашних условиях.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

            Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

            • Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни;
            • Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей;
          • Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Информация о работе Дети-инвалиды, как объект социальной работы