Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
- В-третьих, степень сформированности условий организации инновационной деятельности, которую определяют как инновационную обстановку126, включающую соответствующую иннова-
125 Рубцов В.В. Проектирование образовательных систем как вид социальной практики // Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. М.. 1997, С.36 126 Нововведения в муниципальном управлении образованием... С. 18-19
Инновации как фактор развития образования___________87
ционную инфраструктуру, широкий диапазон мотивационной политики (от экономической до моральной), информационное (в том числе научно- консультационное) обеспечение, мобильность инновационного пространства127 и многое другое.
- В-четвёртых, состояние управленческой
культуры по сущ
ности своей отвечающей, с одной стороны,
потребностям образо
вательного процесса как динамичного,
неравновесного, открыто
го, с другой - условиям осуществления
управленческой деятель
ности таким, как: нестабильность, т.е.
разнохарактерность и не
упорядоченность по факторам, определяющим
ситуационное со
стояние системы; неоднородность- экономическая,
социальная и
конечно- же образовательная, возникающая
в результате дивер
сификации; ограниченность ресурсов как
материальных, эконо
мических, так и соответствующего качества
профессионально-
педагогической культуры128. Под влиянием этих факторов
происходит смещение акцентов в формулировании
управленчес
ких задач (приобщение к новой образовательной
идеологии,
создание условий творчества для реализации
инновационной
деятельности и т.п.) и появление новых
чттравленческих функций
(на\-чная экспертиза, консультирование,
организация исследова
тельской деятельности и т.п.) Всё это приводит
отдельных
исследователей к выводу о том. что «...сегодня
только один
способ управления является
эффективным научно-исследова
тельский»129, поскольку он соответствует
природе инновационной
деятельности. На наш взгляд, речь должна
всё таки идти не о
смене способа управления, а о трансформации
управленческой
культуры как совокупности управленческих
отношений и
управленческой деятельности130
Динамичный процесс изменения социокультурного пространства, способствующий образованию новых деятельностей.
127 См.: Или инновации или игра в инновации //Управление школой. 1997. №4. С. 12
128 См.: Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М. Л 997. С. 14-23
129 Кваша В. Только один способ управления эффективен... С. 14
130 См.: Герасимов Г.И., Речкин М.С. Трансформация управленческой культуры в муниципальной системе образования. Ростов-на-Дону, 1998
88____________________________
формированию своеобразных социально- профессиональных общностей и специфических форм их организации, приводит к появлению социальных образований нового типа, в том числе и в системе образования. К ним, в частности, можно отнести «инновационный образовательный регион», в качестве которого предлагается «... территориально обозначенная образовательная система, способная разрешить проблемы развития и воспитания детей в данной социокультурной ситуации путём формирования личностно- ориентированных типов образования»130. Поскольку подход, заявленный на основании данного определения, утверждает себя как на концептуальном уровне, так и в организационно- управленческой деятельности, то он нуждается в более полном теоретическом осмыслении.
Во-первых, необходимо устранить
противоречие привносимое
авторской трактовкой понятия:
с одной стороны, «... территори
ально обозначенная...», с другой - «... регион
может складывать-
ся и вне территориальной определенности»131 . Следовательно, важно уяснить
основание подобной регионализации, с
учётом того, что понятие «регион» уже
занимает свою нишу как в теории (регионоведение),
так и в социальной практике, дело лишь
в адекватности его применения. Тем паче,
что и в сфере образования понятие «регион»
является проектно и организационно используемым
в своём определившемся смысле132. Некоторую ясность вносит
пояснение системообразующего начала
в виде «совместной образовательной деятельности
совокупных субъектов образования». На
наш взгляд, с этим можно согласиться,
более того, это достаточно перспективная
линия разработки. В таком случае речь
может идти о более адекватной форме выражения
предлагаемой сущности и соответствующей
форме управления, поскольку кроме государственно-
130 Бондаревская Е.В. Создание единого образовательного пространства как проблема образовательной политики в регион // Практика и теория реконструкции муниципальной системы образования. Туапсе. 1997, С.63
131Там же С. 63
132 См.: Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития//Россия-2010. М., 1993. №1. С. 40-55
Инновации как фактор развития образования___________89
ной вертикалей, других ощутимых форм управления в системе образования пока не сформировано.
Во-вторых, заявлено качественное отличие образовательного региона как инновационного. Но в дальнейшем оно не разворачивается в критериальном отношении. В чём принципиальное отличие инновационного «образовательного региона» от любого другого. Более того, предлагаемое единство «ценностей и целей образования; задач образовательной деятельности; общих принципов обновления содержания и технологий образования; типов образования, на реализацию которого направлена деятельность образовательных учреждений региона; требований к образовательному стандарту»133, никакого отношения к определению ин-новационности не имеет, а прямо свидетельствует о создании достаточно жёсткой моноструктуры. Прибавим к этому и пара-дигмальную определённость в виде приверженности к «формированию личностно- ориентированных типов образования». Возникает вопрос. А на других методологических и мировоззренческих основаниях невозможно создание инновационного образовательного региона? И если так жёстко прописано единство, то где же здесь инновационный потенциал, началом которого является не только свобода выбора и целеполагания (в том числе как внутрисистемная характеристика), но и самоорганизация как способность к собственному воспроизводству. Помимо всего прочего инновация имеет собственное измерение в специфике организации жизнедеятельности, поскольку её сущностную сторону представляет социальный механизм развития. Пока это не заложено хотя бы в качестве характерологической черты образовательного региона, нет возможности судить о его инновационном качестве.
Если говорить о действительно
инновационном «образовательном регионе»,
то его принципиальное отличие, по всей
вероятности, должно основываться на природной
сущности инновации. С этой позиции в образовательном
регионе формируется собственный субъект
инновации, возможно, в виде сложившегося
на основаниях профессионально-
133 Бондаревская Е.В. Создание единого образовательного пространства... С.63
90____________________________
«субъекта регионального развития». Измерением инновационности здесь может стать степень совпадения субъектного и объектного начата, т.е. такое преодоление отчуждения от образовательного процесса, которое субъективирует позицию всех участников его организации как равнодействующую, тем самым переводит всю систему на принципы самоорганизации. При этом, существующая система управления разделяет и поддерживает формируемые субъектом регионального развития принципы образовательной политики, и обеспечивает их реализацию, тем самым трансформируя состояние управленческой культуры.
В таком случае, образ жизни всей системы в целом обретает качество инновационности. Однако для этого необходимо искать соответствующие формы и способы организации и управленческого сопровождения, преодолевающие ограниченность монокультурной традиции, а не переносящие её на другую почву с такой же по природе своей моностилистической идеологией. С этой точки зрения, создание подобных социокультурных форм организации образования с высокой степенью адаптивности, мобильности и оптимальной эффективностью воздействия на со-циокультурную ситуацию - это путь преодоления ограниченных возможностей существующей системы образования, оазисы выращивания новой профессионально-педагогической и управленческой культуры.
91
... Нужно, чтобы ... большая и насущная работа по переделке и реорганизации образования была бы делом самого корпуса преподавателей, который призван переделать и реорганизовать себя ... Для получения такого результата ... нужно, прежде всего, вызвать ... энергичное усилие к размышлению, которому они должны будут следовать на протяжении всей своей карьеры...
Эмиль Дюркгейм
... Деятельность немыслима без субъекта. Но, признавая это обстоятельство, мы должны указать субъекта деятельности в тех многочисленных случаях, когда им, очевидно, не является отдельный индивид134.
А.Никифоров
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА СУБЪЕКТА ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Упорядочивая определённым образом поле объектного взаимодействия мы, тем самым, более предметно выходим на понимание разных уровней субъектного проявления, обеспечивающего инновационный характер развития. Конечно же, в первую очередь, речь идёт о личностном уровне проявления субъектно-сти. Если согласиться с тем, что творчество- это атрибутивный признак человека, способ самовыражения, в котором человек ищет утверждение человеческого в себе, то есть как бы ни было творчество обращено во вне, оно всегда обращено к самому творцу, творя его самоизменение, то инновация- это целенаправленная реализация того потенциала, который заключён в творчестве. Специфика инновации как деятельности порождает определённый тип личности.
134 Никифоров А.Л. Деятельность и свобода // Деятельность: теории... С.342
92 ______________________________
В то же время, следует давать себе отчёт в том, что «... деятельность ... предполагает не только действия отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т.е. предполагает некоторую совместную деятельность»135. Речь идёт о коллективном субъекте деятельности и его специфических характеристиках. Именно под этим утлом зрения необходимо рассмотреть специфические социальные качества, предопределяющие возможности инновационного взаимодействия различных субъектов инновации. Среди них: инновационный тип личности; инновационная школа как коллективный субъект; профессионально— педагогическое сообщество как субъект инновации. Критерием субъектного в поле инновационного взаимодействия выступает инновационная способность.
1. Инновационный тип личности
На личностном уровне субъектного взаимодействия всё многообразие качественного проявления личности, относительно обозначенного критерия следует рассматривать с позиций выяснения её инновационного типа. В целях поиска характерных качественных черт инновационного типа личности, логика дальнейшего рассуждения построена на аналитическом совмещении имеющихся в социологической литературе представлений о «современной» личности, «творческой» личности и различных подходов к уяснению «инновационной» личности. На наш взгляд, такой исследовательский ход оправдан тем, что модель современной личности отражает черты, востребованные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутивным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности.
Отметим, что мы разделяем те подходы к перспективам развития личности, которые построены на представлении о становлении гуманистического общества как общества знаний. «Для этого необходимо современное общество преобразовать, пере-
135 Леонтьев А.Н. Анализ деятельности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1983. № 2. С.9
Специфика субъекта инновации в образовании__________93
строить так, чтобы знания, культурные ценности создавались в его духовном, социально- политическом и материальном производствах. Переориентация современного общества на производство и функционирование знаний необходимо, прежде всего, потому, что высшей целью нового общества является формирование и развитие целостной личности, когда сущность человека определяется совокупностью знаний, освоенных индивидуумом в жизни...»136. С учётом обозначенной интенции трансформации современного общества рассматривается и качественное своеобразие инновационного типа личности.
С этой точки зрения, привлекает внимание предложенная социологом А. Инкелес аналитическая модель современной личности, значимыми чертами которой является137
1. Открытость экспериментам, инновациям, изменениям.
2. Готовность к плюрализму мнений, признание существования разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира.
3. Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое.
4. Уверенность и способность в преодолении создаваемых жизнью препятствий.
5. Планирование будущих действий для достижения целей как в общественной, так и в личной жизни.
6. Вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни.
7. Чувство справедливости, основанное на уверенности в зависимости вознаграждения от вклада и мастерства.
8. Высокая ценность образования и обучения.
9. Уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции.
В той или иной интерпретации, обозначенные черты современной личности, повторяются в работах как зарубежных, так и российских исследователей. В них подчёркивается, что интегральным качеством современной личности является способность не адаптивного самоизменения, когда личность вынуждена приспосабливаться к динамизму социальной жизни, а способ-
136 Волков Ю.Г. Homo Humanus .Личность и гуманизм. Челябинск.
1995. С.207 137 См.: Карпова Д.А. Инновации, интеллект, образование... С.93-94
94
ность к такому смыслопорождению, которое равно устремлено как на изменение условий социальной жизни, так и на самоизменение. Эта типическая особенность творчества определяет как совокупность личностных черт, так и общие характеристики творческого мышления- атрибутивного признака инновационного типа личности. Ведущими свойствами творческого мышления являются:
« - способность находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях,
- способность находить непротиворечивые решения противо-
речивои ситуации»138 .
Сочетание этих способностей с соответствующими личностными особенностями, составляют сущность такого интегратив-ного качества как творческость, являющаяся необходимым компонентом инновационности.
Некоторые типологические черты инновационной личности можно найти в работах французского социолога М. Крозье, который отмечает, что способность людей к инициативе становится в современных условиях более значимым фактором развития, нежели оперирование материачьными ресурсами, поэтому конкурентная борьба сосредотачивается не вокруг проблемы обладания материальными ресурсами, а за способность к быстрому обновлению, способность к нововведению. Среди ведущих качеств личности работника, наряду с компетентностью, знанием дела, столь же значимыми становятся инициативность, готовность к инновационным изменениям. А мобилизация этих качеств напрямую зависит от готовности и способности учиться. Таким образом, меняются движущие силы развития организации в це-лом139.
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы