Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
Для того, чтобы инновационная школа сохранила свою содержательную сущность коллективного субъекта инновации и являлась реальной движущей силой развития соответствующей системы образования, ей самой необходимо рефлексивное зеркало, интеллектуальная питательная среда. Именно в этом качестве выступает профессионально- педагогическое сообщество, в рамках которого, предъявляя и экспертируя свои проекты, школы имеют возможность в условиях организационно- образовательного пространства, построенного на адекватных их устройству ценностных основаниях и методологических принципах, т.е. в едином смысловом поле, объективировать оценку собственного состояния, определить направленность дальнейшего развития.
116 ______________________________
оптимизировать свой инновационный потенциал. Недаром 76% педагогических работников инновационных школ отмечают этот канал коммуникации как самый важный для становления и развития собственной инновационной способности. Для сравнения, в традиционных школах на значимость контактов такого рода указали лишь 17 % участвующих в опросе.
Коллективное сотрудничество
инновационных школ в форме
общественно- педагогического,
а затем и собственно инноваци-
онного ооразовательного движения 167, создает возможность опережающего
теоретического и практического продвижения
по отношению к реальному состоянию образовательной
действительности. Это, в свою очередь, позволяет организационно
оформленному профессионально-
Если не говорить об этапах формирования инновационного движения, которых насчитывают, по разным основаниям, от двух169 до пяти170 и источниках возникновения инновационной идеологии в российском образовательном движении171, поскольку они создают лишь предпосылки понимания роли и места этого социокультурного феномена на современном этапе, то исследование совокупности основных его функций как раз и дает возможность выяснения сущности общественно-профессионального педагогического сообщества как коллективного субъекта инно-
167 См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М. 1996. С. 146
168 Там же С. 162
169 См.: Розин В Инновационное педагогическое творчество... С.З 170 См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра»... С. 145-146
171 См.: Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения... // Инновационное движение... С.65-66
Специфика субъекта инновации в образовании___________117
вации. Можно принять к сведению то. что современное состояние этого движения характеризует «... развертывание собственно инновационного педагогического движения и деятельности, что привело не только к появлению педагогических нововведений и формированию очагов нового образования, но и возникновению еще двух процессов: во-первых, процесса саморазвития образования, обусловившего появление разных педагогических практик, а во-вторых, процесса своеобразного самоопределения, ставшего одной из причин возникновения в сфере образования двух, почти независимых, областей - управленческой и системы собственно образовательных учреждений»172. Это создает не только противоречие нового рода, не свойственное уходящей в прошлое жестко централизованной, тоталитарной системе управления, но и предполагает как предметно-содержательное, так и сущностное разведение образовательных и управленческих инноваций. Именно в поле действия этого противоречия возникает необходимость в особого рода управленческой культуре, соответствующей потребностям сопровождения инновационных процессов.
Какими же функциями проявляет себя организованное инновационное движение? Практически все исследователи отмечают в качестве его интегральной, сущностной социокультурной функции по отношению к обществу в целом и социальному институту образования, в частности, - это развитие образования путем создания как его новых форм и способов, так и нахождением социальных механизмов развития. В дальнейшем, в зависимости от направленности исследования и отправной точки зрения на природу самого явления функциональный ряд принимает более общий или более частный дифференцированный характер. Так, рассматривая важнейшие аспекты социально-педагогического значения инновационного движения, Э.Д. Днепров привлекает внимание к следующим его функциям:
- моделирование и апробация образовательных институтов будущего гражданского общества;
- выращивание новых культурно-образовательных норм, культурной среды, ее творцов и носителей путем создания про-
Розин В. Инновационное педагогическое творчество... С.З
118___________________________
фессиональных сообществ;
- создание социально-технологического механизма саморазвития образования;
- отработка эффективных, динамичных и результативных форм взаимодействия педагогической науки и образовательной практики;
- создание оптимальных условий и специфической среды
для социальной диффузии инновации173 .
В своём ключе парадоксального методологического мышления рассуждает на эту же тему П.Щедровицкий. Начиная с того, что излагает функции, которые, по его мнению, несли «инновационные группы», затем он задается вопросом: а являются ли все названные функции инновационными? Такой поворот мысли, естественно, рождает ответный вопрос: а что такое инновационная функция? Может ли вообще функция обладать инновацион-ностью? Или все-таки, дело в другом: в какой мере перечисляемые функции выражают инновационную сущность системы, или инновационность как ее качество? Однако о каких же функциях идет речь? Среди них:
- лидерство в развертывании всего движения за обновление школы;
- внедрение и распространение уже существующих педагогических систем, отдельных методик, учебных предметов, дисциплин, отдельных курсов;
- разработка новых технологий управления инновациями и техник проектирования, их развитие и распространение;
- создание (или запуск) элитной (по внутреннему рейтингу педагогического сообщества) и элитарной (по внешнему рейтингу - по отношению к социокультурной среде) школы174.
Далее идёт констатация: «...ни один из этих уровней и функций не обеспечивает того, что можно было бы назвать воспроизводством инновационности»175 Из чего прямо следует, что собственно «инновационная» функция - это и есть воспроизводство
173 См.: Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра»... С. 163-164 174 См.: Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения... //
Инновационное движение... С.62-64 175 Там же. С.75
Специфика субъекта инновации в образовании___________119
инновационности. Полагаем, что воспроизводство инновационности - это не отдельно фиксируемая функция, а качественная сторона инновационного образа жизни, которая пронизывает и подчиняет себе все функции инновационной системы. Это не «инновационная» функция, а состояние системы, имеющей стабильный социальный механизм самовоспроизводства.
Если с этих позиций
вернуться к обсуждению состава функций организованного
профессионально-
В таком случае, по первому основанию, всё. что связано с предметно содержательной разработкой и внедрением педагогических и образовательных систем и отдельных их компонентов (отдельных методик, учебных предметов и т.д.) является функциями других уровней субъектности. Но социокультурная идентификация инноваций, их предметно-содержательная экспертиза - это, безусловно, выходит на уровень профессионально- педагогического сообщества, которое концентрирует интеллектуальный потенциал, создаёт единое смысловое поле взаимодействия и предоставляет возможность соотнести различные степени инновационного опыта. Отсюда и конкретные функции выращивания новой образовательной культуры, отработки новых форм взаимодействия науки и практики, создания среды социальной диффузии инноваций...
Что касается второго основания, то речь идёт о некоторых социальных мутациях определённым образом связанных с появлением неординарных школ, отличающихся «лица не общим выраженьем», в частности, проблема элитарной школы. Однако эта проблема не возникает как следствие появления инновационной школы. Она существовала и по-разному решалась во все времена. Элитарность в её широко распространённом понимании корре-лируется не со степенью инновационности школы, а с социально-профессиональной направленностью образовательного про-
120___________________________
цесса. повышенной комфортностью
его условий и степенью гарантированности
продолжения образования. Именно поэтому
лидерство здесь принадлежит сегодня
гимназиям, лицеям и тем школам, которые
работают в комплексе «школа-вуз». Следовательно,
инновационность и элитарность образования
в современных социальных условиях далеко
не всегда функционально связанные явления,
т.е. элитарность образования не есть функция
инновационного движения и, тем более,
организованного профессионально-
На наш взгляд, уточнение совокупности сущностных функций инновационного сообщества возможно на пути осмысления кризисной формы его развития. В чём причины нынешнего кризиса в инновационном движении? Есть смысл рассматривать как минимум две его составляющие. Во-первых, содержательная составляющая кризиса объясняется возрастающим объемом тиражирования инновационного результата по отношению к процессу получения инновационно нового. Причины этого явления лежат в специфике распространения любой моды, в том числе и педагогической. Динамичное разростание сообщества происходит не только за счёт действительного увеличения числа иннова-торов и инновационных школ. Следует учитывать такие явления как социально-педагогическое подражание (т.е. присвоение внешне-организационных форм в ущерб сущности), заражение (в форме административного понуждения при отсутствии концептуальной основы и т.п.), попустительство (сопровождение «того, что возникает ». поощрение сиюминутного «нового» без ориентации на прогностический результат) и т.д. Отсюда ярко обозначившаяся тенденция внутреннего расслоения, обостряющая необходимость усиления экспертной функции инновационного сообщества и нахождения механизмов дифференцированного сопровождения различных по степени инновационности его слоев. Безусловно, она тесно связана с воспроизводством инновационности.
Во-вторых, организационно-управленческая составляющая кризиса, проявляющаяся в том, что не на всех уровнях взаимодействия инновационной общности и системы образования найдены адекватные социальные механизмы, способные взаимо-обеспечивать развитие и того и другого явления. Принципиаль-
Специфика субъекта инновации в образовании___________121
ное отличие профессионально-педагогической общности как субъекта инновации и системы образования любого уровня заключается, в том, что первая воспроизводит инновации как способ собственного существования, т.е. обладает инновационно-стью, вторая - использует инновации в качестве средства развития. В первом случае, инновации в образовании -это содержание деятельности субъекта, во - втором - содержанием деятельности выступает управление , которое может быть, а может и не быть инновационным по характеру. Система образования может обрести инновационность как системное качество, если оно имплантирует (преодолевая эффект отторжения) профессионально-педагогическое сообщество как субъект инновации, управленчески удерживая, при этом, его в качестве саморазвивающегося ядра системы образования. Это возможно лишь в условиях трансформации управленческой культуры на основаниях инновационного управления. С этим связана ещё одна группа функций общественно- педагогического сообщества как субъекта инновации.
Таким образом, в поле инновационного
взаимодействия устанавливаются оптимальные
связи «личность как субъект инновации
- педагогическая система», «школа как
коллективный субъект инновации - образовательная
система», «профессионально-
122
Во всех формах человеческого поведения, куда входит размышление, мы видим, как по мере его развития традиция становится более гибкой и более доступной для новшеств.
Эмиль Дюркгейм
Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой.
Н.В.Гоголь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблематика, связанная с исследованием феномена инновации, уяснением социальных конструкций и механизмов инновационного взаимодействия в многомерном пространстве системы образования, столь сложна и многообразна, что отразить ее полностью в рамках одной работы не представляется возможным. Такая цель и не ставилась перед данным исследованием. Его структуру и содержание диктовала другая логика, логика понимания места и роли инновации в происходящих процессах трансформации образования, логика проникновения в проблемы, неизбежно возникающие в поле управленческого развертывания и сопровождения инноваций.
Однако то место, которое занимает инновация в организации жизнедеятельности человека, динамика ее социальной диффузии во все сферы современной общественной жизни, а так же нарастающая тенденция все большего понятийно-смыслового размывания сущностного ядра инновации ставят перед любым исследователем, в первую очередь, задачу концептуального самоопределения по отношению к изучаемому явлению. Поэтому работа начинается с анализа взаимоотношений однопорядково употребляемых понятий (новшество, нововведение, инновация), который приводит к.пониманию становления инновации в качестве специфической системы со всеми присущими ей признаками.
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы