Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:04, магистерская работа
В монографии предпринята попытка исследовать сущность и социальные механизмы широко распространившегося в образовании феномена инновации. Интерес авторов К этой проблеме объясняется тем, что инновации, занимающие особое место в реформации образования и ставшие своеобразной «педагогической модой», в силу эффекта социальной диффузии, неизбежно сопровождающего это явление в педагогической действительности, обретают тенденцию к утере собственной сущности. Одной из причин этого является недостаточное научно-теоретическое обеспечение содержательной стороны процесса.
Введение.......................................................................................... 3
Глава I. Генезис понятия инновации:
обретение сущности .................................................... 11
1. Инновация: восхождение к системе ...................................... 13
2. Инновационная трансформация образовательного пространства: от теории к практике................................................... .........35
Глава II. Инновации как фактор развития
образования.............................. ..................................47
1. Типология инноваций в образовании: ...................................49
инновация как система
2. Инновационная деятельность - способ
развития образования............................................................. 70
Глава III. Специфика субъекта инновации
в образовании............................................................91
1. Инновационный тип личности...............................................92
2. Коллективный субъект инновации
в системе образования ......................................................... 106
Заключение................................................................................. 122
Литература................................................................................. 126
Вывод, к которому можно прийти, анализируя данные, отражающие состояние современной образовательной практики, заключается не в сравнении процентных соотношений отдельных
148 Куркин Е.Б. Управление образованием... С.58
149 Кваша В. Только один способ управления эффективен... С. 13
Учитель. Школа. Общество... С.36
102
групп, представляющих то или иное мнение, хотя и это является необходимой процедурой принятия адекватного управленческого решения. Дело в другом: в необходимости типизации многообразия отношений всей совокупности педагогических работников к инновации не на основе вторичных или косвенных признаков (допустим, оценка состояния системы образования), а с учётом присвоенности инновационности как качества профессионально-педагогической культуры.
Теоретический анализ практики работы инновационных коллективов и инноваторов в сфере образования, а так же изучение сложившихся подходов в поле социологических исследований этого явления социально- педагогической действительности, убеждает в необходимости выделения на личностном уровне следующих критериальных параметров типологии инновационности как качества профессионально- педагогической культуры:
- во-первых, принята ли инновация как личностно значимая ценность;
- во-вторых, разделяется ли подход к инновации как к необходимому социальному механизму развития системы образования;
- в-третьих, понимается ли инновация в качестве целостной системы отношений и специфически организованной деятельности;
- в-четвёртых, переведено ли это отношение в организацию собственной профессиональной деятельности;
- в-пятых, в какой мере в собственной деятельности присвоена специфика инновационной её организации.
С учетом критериальных параметров типологии инновационности на основании содержательной сущности инновации как системы отношений и специфики самоорганизующей и самовоспроизводящей деятельности на личностном уровне, можно обозначить следующие типологические группы:
- инноватор - инновация принята как личностная ценность и присвоена как качество образа жизни - инновационность; инновация, понимаемая в качестве целостной системы, сознательно используется как механизм развития, опирающийся на специально организованную, продуктивную деятельность; полностью
Специфика субъекта инновации в образовании___________103
реализуется инновационная способность субъекта151; сформирована и проявляет себя как качество профессионально - педагогической культуры инновационная деятельность-8,5%;
- инновационно - ориентированный - инновация принята как личностно значимая ценность и рассматривается в качестве механизма развития системы образования; значительная часть инновационных процессов организуется на уровне нововведений, ещё не полностью реализуется представление об инновации как о целостной системе; инновационная способность субъекта используется, преимущественно в форме репродуктивной деятельности; сформировано и проявляет себя как качество профессионально-педагогической культуры инновационное поведение-17,5%;
- индифферентный - профессионально значимой ценностью выступает необходимость обновления; представление о механизме развития сформировано преимущественно на уровне снятия «передового педагогического опыта»; новшества и нововведения используются по необходимости, в зависимости от степени и формы стимуляции; инновационная способность проявляется спорадически; сформирована и проявляет себя как качество профессионально-педагогической культуры неопределённость поведения-48%;
- консервативно-охранительный - профессионально значимой ценностью выступает стабильность, упорядоченность; инновация не принимается ни как способ, ни как средство развития; профессиональная работа организуется на основе усвоенного опыта предшествующих поколений с ориентацией на требование руководства; новшество осваивается в форме «внедрения»; инновационная способность не проявлена; сформировано и проявляет себя как качество профессионально - педагогической культуры консервативно-охранительное поведение- 23%.
Конечно же, предлагаемая типология ещё нуждается в дополнительной апробации, поскольку в ходе нашего исследования были выявлены возможности уточнения сложно дифференцируемого типа индифферентного поведения. Так, внутри типологической группы, по отдельным предметным направлениям ин-
151 Компоненты инновационной способности см. на С.95-96 данного исследования
104
новационных процессов в образовании (допустим, формы, методы и средства организации педагогического процесса) можно было выделить подгруппы «инициативного», «содействующего» и «противодействующего » поведения. Причём как состав, так и удельный вес подгрупп существенно меняется в зависимости от содержательной предметности предлагаемого инновационного изменения.
Что касается основных типов проявления инновационности как качества профессионально - педагогической культуры на личностном уровне, то в целом, корректность приводимого выше распределения подтверждается высокой степенью корреляции с данными другого исследования. Оно было проведено с иным целевым назначением в том же регионе (средний город Ростовской области) под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Бондаревской Е.В. В косвенной форме распределение ответов респондентов на вопрос «Каковы особенности Вашей педагогической деятельности в современной школе? », позволяет экстраполировать полученные данные на результаты многофакторного анализа, обобщённого в представленной выше типологии (см. таблицу №1)152.
Таблица. №1
N° |
Варианты ответов |
% от числа опрошенных |
1. |
Работаю по своей индивидуальной программе |
11,7 |
2. |
Работаю по своей авторской программе |
2.5 |
. |
Включился в освоение образовательных стандартов |
45,3 |
4. |
Предпочитаю работать по традиционным программам |
25,2 |
.5. |
Активно осваиваю новые технологии обучения |
17,6 |
152 Использован фрагмент таблицы. См.: Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1997. С.94
Специфика субъекта инновации в образовании___________105
Если предположить, что по традиционным программам предпочитают работать учителя с консервативно- охранительной ориентацией (о чём, кстати, свидетельствует педагогическая действительность), то расхождение данных таблицы - 25,2% и удельного веса соответствующей типологической группы -23% столь незначительно, что можно говорить об идентичности результата. Аналогичный сравнительный анализ на основе сопоставления типологической группы инновационно ориентированных -17,5% с активно осваивающими новые технологии обучения- 17,6% так же достаточно корректен. Дело в том. что, как, уже отмечалось, значительная часть инновационных процессов на уровне школы связана с технологическим оснащением педагогического процесса. При этом преимущественно они протекают в форме нововведений. Таким образом, предметно содержательная аналогия почти полная.
Несколько сложнее обстоит дело с сущностным сопоставлением типологической группы инноваторов - 8,5% и соответствующий ей по характеристике особенностей собственной педагогической деятельности группы учителей. На наш взгляд, здесь могут быть обстоятельства, с учётом которых позволительно провести аналогию с теми, кто работает по своей авторской -2,5% или индивидуальной - 11.7% программе. Во-первых, авторская программа, как правило, связана с реализацией оригинальной идеи, которая доведена до состояния её апробации в виде работающей программы, что можно считать нововведением. Во-вторых, следует понимать, что авторская программа рождается далеко не сразу, а в результате многолетнего творческого поиска, что вполне сопоставимо по характеру со спецификой инновационной деятельности. И, наконец, в-третьих, грань между авторской и индивидуальной программой, которая достаточно очевидна на экспертно-теоретическом уровне, вовсе не столь очевидна в педагогической практике, что привносит определённую погрешность в сравнительный анализ.
Однако ещё одно, достаточно точное, совпадение типологической группы индифферентных с их неопределённым, т.е., по сути дела, ведомым поведением - 48% и той группы учителей, которые включились в освоение образовательных стандартов -45,3%, поскольку это часть государственной образовательной
106___________________________
политики по обновлению образования, можно считать свидетельством достоверности предлагаемой типологии инновационности как качества профессионально-педагогической культуры.
Отметим, что результаты исследования дают возможность обозначить тенденции изменения соотношения типологических групп в зависимости от действия различных факторов. В частности, значимой оказалась зависимость от места осуществления педагогической работы. Так, сельская школа, в целом, относительно городской, представлена более значительной традиционно-охранительной ориентацией. Здесь эта группа занимает до 37% принимавших участие в опросе. Удельный вес инноваторов сокращается до 1,7%. При этом группа учителей с индифферентным поведением (ведомых), практически не изменяется-49,5%. То есть перераспределение происходит за счёт изменения противоположностей. Столь же значимо перераспределение в соответствии со стажем педагогической работы, где пик активности инновационной деятельности попадает в диапазон 6-12 лет педагогического стажа. Можно было бы говорить и о других факторах... Однако это не является задачей данного исследования. Отметим только явно обозначенную тенденцию наибольшей зависимости структуры типологических групп от инновационности непосредственной среды педагогической деятельности. Это обстоятельство заставляет более пристально проанализировать место и возможности коллективного субъекта инновации в поле инновационного взаимодействия.
2. Коллективный субъект инновации в системе образования
Наиболее значительным фактором, определяющим структуру типологических групп, является собственно школа, с ее живыми образовательным и педагогическим процессами, с её особым социально-психологическим климатом, традициями, управленческими отношениями и многими другими компонентами социо-культурной ситуации, которые и определяют степень высвобождения инновационной способности. В школе, отличающейся преимущественно инновационным характером развития, резко изменяется соотношение типологических групп учителей. И если
Специфика субъекта инновации в образовании__________107
удельный вес инноваторов изменяется не столь значительно-до!2—13%. то существенно увеличивается -до 47-52 % доля инновационно - ориентированных учителей, причём это происходит за счёт серьёзного уменьшения количества индифферентных - до 26-30% и, особенно, учителей с консервативно-охранительной ориентацией- 3,5-7%.
Другими словами, здесь образуется некоторая «критическая масса» учителей сознательно формирующих иной «социально-педагогический» фон школы, созидающих инновационность как характерную черту её образа жизни , при котором «само инновационное действие понимается не как внешняя организация и преобразование, а как совместное движение к некоторой цели, как жизнь в этом движении, как коллективное творчество...»153. Об этом, в частности, можно судить по состоянию некоторых параметров, характеризующих социально-психологический климат школы154.
В целом, состояние социально-психологического климата школы - чрезвычайно важный компонент её образа жизни. От его направленности во многом зависит степень «раскрытости» педагогического коллектива к инновационным изменениям. Поскольку инновация как система привносит на первых стадиях процесса неопределённость и дестабилизацию, то у некоторой части коллектива в силу социальной инерции, сохраняющей действенность стереотипов и культурных норм, это может вызвать настороженность, отторжение или прямое сопротивление. Вот почему необходимо организационно обеспечить особое состояние социально-психологического климата- инновационный климат. «... Инновационный климат - это сформированная определённым образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе»155. (См. таблицу №2)
153 Розин В. Инновационное педагогическое творчество // Aima Mater. 1997. №3. С.5
154 Использована методика, адаптированная к образовательным учреждениям на кафедре Ростовского ИППК Педагогических работников. Под рук. доц. Ю.А. Концевого
155 Арлет Енс X. Инновации и творчество // Проблемы теории и практики и управления. 1991. №3. С.77
108
Таблица Ms 2
инновационные традиционные
6,8
6,4
6,0 |
|
|
|
|
5,5 |
|
|
5,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4,5 |
4,7 |
3,1 |
5,3 |
|
4,4 |
6,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2,3 |
|
3,7 |
|
|
Ответственность |
Кол-лект визм |
Сплочённость |
Контактность |
Открытость |
Организованность |
Информированность |
Информация о работе Инновации в образовании, сущность и социальные механизмы