Информационно-просветительные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Содержание

Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информационно-просветительные технологии. курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

Введение…………………………………………….с.4

  1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7

 

    1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9

 

    1. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20

 

    1. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25

 

  1. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
    1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
    2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36

Заключение …………………………………………….с. 43

Приложение……………………………………………..с. 44

Список  использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       К основным факторам, способствующим  совершенствованию системы информационного  обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной функции учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования.

       Можно выделить три основных  аспекта информационно-просветительной  деятельности:

•научный, где  информационно-просветительские технологии  выступают как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей  цели, содержание, методы воспитания и проектирующей педагогические процессы в пропаганде здорового образа жизни;

•процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгоритме) процесса, включающий совокупность целей, содержания, методов и средств, для  достижения планируемых результатов в пропаганде  здорового образа жизни;

•процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического  процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

     Таким  образом, информационно-просветительские технологии  понимаются, во-первых, как проектная часть педагогического процесса, во-вторых, как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов, и, в-третьих, как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств. Информационно-просветительские технологии вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

В последнее  время значительно увеличилось количество областей, в которых разрабатываются и внедряются современные технологии социально-культурной деятельности. Нововведения, применяемые в технологиях социально-культурной деятельности, отражают как назревшие, острые социальные проблемы, направленные на развитие общества, так и проблемы, связанные с формированием отдельной личности.

Одним из важнейших  средств формирования личности являются информационно-просветительные технологии социально-культурной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с информационно-просветительными технологиями в социально-культурной сфере. Возможности использования социально-культурной деятельности отражены в трудах/И.И. Алпацкого, М.А.Ариарского, Т.И. Баклановой, Т.Г. Бортниковой, Н.Д. Булатовой, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, А.Р.Еникеевой, Т.Г. Киселевой, А.И. Костяева, Ю.Е. Окуневой, Э.И. Петровой, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, Н.Н. Ярошенко и др.

Однако при  всей значимости результатов педагогических исследований и наличии передового  проблема использования информативно-просветительных технологий социально-культурной деятельности не получила необходимого освещения.

Объект  исследования: потенциал информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: процесс воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.

Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:

1. Проанализировать  и обобщить основные подходы  к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.

2. Раскрыть специфику  использования информационно-просветительных  технологий.

3. Провести анализ практического  применения информационно просветительных  технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Методологическая  основа исследования. Концептуальный контекст исследования представляет собой совокупность научных идей, раскрывающих сущность изучаемого педагогического явления: исследование проблемы воспитания базировалось на методологии деятельностного подхода, концептуальные положения  которое содержатся в трудах А.Н.Леонтьева, на принципах личностно-ориентированного взаимодействия, раскрытых в работах Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, А.А.Бодалева, Л.С.Выготского, Б.Ф.Ломова и др.

Наиболее важными  для теоретического обоснования  работы являются, с одной стороны, учение о всестороннем развитии личности, а с другой, -концепции современного воспитания, целостный подход к педагогическому  процессу (М.В. Богуславский, Б.С. Гершунский, Е.В. Лисецкая, З.И. Равкин) в условиях социально-культурной деятельности.

Методы  исследования. Проведенное исследование базируется на комплексе различных методов, направленных на достижение поставленной цели: анализ литературных источников по теме исследования; ранжирование понятий, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, где  в первой главе рассматривается информационно-просветительная технология как проблема научного исследования, а во второй проводится анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях, и заключение, где подводятся выводы по данной теме исследовательской работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования.

    

      В  данной главе мы рассмотрим информационно- просветиельную технологию как объект научного исследования. Над данной темой трудились такие авторы как, Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, А.Г. Казакова, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильников, Е.Л. Кудрина, Н.Ф. Максютин, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, B.C. Садовская, В.В. Туев, В.М. Чижиков, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко и др.

     К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной функции учреждений социально-культурной сферы. Можно выделить три основных аспекта информационно-просветительной деятельности:

•научный, где  информационно-просветительские технологии  выступают как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание, методы воспитания и проектирующей педагогические процессы в пропаганде здорового образа жизни;

•процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгоритме) процесса, включающий совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов;

•процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического  процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

    Информационно-просветительная деятельность, в отличие от других видов социально-культурной общественной практики, характеризуется целым рядом принципиальных признаков. К ним относятся интенсивность содержания, доступность, свободный характер, отсутствие жесткой регламентации, формализации в виде обязательности учебных планов и программ; возможность для широкого внедрения современных популяризаторских методик, основанных на синтезировании научного и художественного материала и позволяющих гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории; способность к достижению единой педагогической цепи благодаря органическому сочетанию информационно-образовательных и индивидуально-консультационных методов.

Ярко выраженным становится соединение в рамках информационно-просветительных программ досуговых элементов. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового самообразования взрослых. Многие основные институты социально-культурной сферы - клубы, Дома культуры, библиотеки, музеи, книгоиздательства, образовательные и другие учреждения - переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

Благодаря информационным технологиям социально-культурная сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Информационно-просветительная деятельность строится с расчетом на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается уважение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к информации в библиотеках, сбор, хранение и распространение альтернативных изданий, проведение встреч с людьми, придерживающимися неординарных позиций, и т.д.[4. C.5-7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История становления и развития информационно-просветительских технологий.

 

Объективная действительность свидетельствует о наличии кризисных  явлений во многих сферах общественной жизни, происшедших в результате утраты исторических и духовных ценностей  за последние десятилетия. Дальнейшее освоение культурного прошлого России, обращение к исконно национальным корням, представляются более чем актуальными и своевременными.

Всем ходом  истории подтверждено, что культурный прогресс невозможен без постоянной циркуляции в духовной жизни плодотворных традиций - естественного процесса, прошедшего через века. Эффективность обращения к опыту прошлого определяется уровнем и глубиной знания истории, осознанностью реальных условий, установками на использование и развитие национального достояния и т.д.

Актуальность  нашего исследования также определяется слабой разработанностью научных представлений  об истории социально-культурной деятельности, что порождает противоречия в  понимании сущности сферы и снижает  возможности эффективного использования исторических знаний в совершенствовании практики. Злободневность исследования также обусловливается неполнотой изученности культурно-просветительной работы Российской Федерации как педагогического инварианта современной социально-культурной деятельности, содержание, формы и методы которой определялись конкретными историческими условиями и воспитательными целями общества.

Для понимания  сущности, содержательной специфики  культуры советского периода, «советской цивилизации» важное значение имеют работы А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.П. Буевой, А.Г. Гуревич, Е.И. Григорьевой, С.Н. Иконниковой, П.И. Кабанова, М.С. Кагана, Л.И. Качановского, И.В. Ким,, Л.Н. Когана, В.В. Кондакова, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, А.Я. Флиера А.С. Фриш и др. В трудах этих авторов обозначены контуры научного анализа общих и частных проявлений культуры, в том числе и культурно-просветительной работы.

Большое значение для нас имели труды исследователей в которых рассматриваются такие  научно-теоретические вопросы истории культурно-просветительной работы советского периода как сущность, принципы, социальные функции, периодизация, понятийный аппарат культурно-просветительной работы, а также исторический опыт просветительной, образовательной, воспитательной и художественно-творческой деятельности деятельности культпросветучреждений таких авторов как М.С. Андреева, Ф.П. Андриченко, С.А. Беляков, Г.П. Блинова, А.П. Виноградов, М.П. Мазурицкий, Г .Я. Никитина, З.А. Петрова, С.А. Пиналов, A.M. Савченко, Т.А. Ремизова, Л.С. Фрид, Г.И. Чернявский и др.

Информация о работе Информационно-просветительные технологии