Информационно-просветительные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Содержание

Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информационно-просветительные технологии. курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Возникает объективная  необходимость новой этики, новых  Законов, регулирующих права и обязанности, степени ответственности: государства - за информационное общество, информационного сектора - перед обществом, информационного работника - перед всеми общественными институтами и конкретным гражданином.

Очень модны  выставки. Музейная политика развитых стран ориентирована и на отечественную, и на мировую культуру. Являясь популярными культурно-просветительными учреждениями, музеи не пребывают в состоянии стагнации, а постоянно привлекают посетителей новыми формами и новыми идеями.

В США популярны  психологические тренинги, культ  здоровья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовлечены все: от домохозяек до президента.

В России развивающаяся инфраструктура досуга позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы «Лидер», «Родина», «Валеология», «Юный патриот», «Мой досуг», «Помоги себе сам», «Познай себя» и др. Стали регулярно проводятся акции «Молодежь за здоровый образ жизни», «Молодежь и духовное наследие», «Культура и мы», форумы «Культура мира в восприятии детей», «Манифест мира и культуры»; экологические олимпиады, деловые игры; познавательные конкурсы «Отец и сын», «Мать и дочь», «Лучшая бабушка года», «Мушкетеры XX века», «рыцарские» турниры; конкурсы по профессиям. Все это, в свою очередь, рождает массу новых инициатив по месту жительства: общественные музеи, интеллектуальные клубы, «колледжи» политических наук. В программе такого «колледжа»:               • культура политической информации, обсуждение, комментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;

• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;

• политменеджмент - развитие навыков управления, организаторской  деятельности в политике;

• методика предвыборных технологий;

• овладение  цивилизованными методиками политического  маркетинга:

• подготовка молодежи к активной общественно-политической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

Актуальной в планах работы учреждений культуры стала рубрика «К 2000-летию Рождества Христова». Здесь также используются информационно-просветительские формы, где органично взаимодействуют религиозная и художественная культура, духовные искания. Чаще всего используются лекции, встречи со священнослужителями и богословами, верующими и атеистами; концерты духовной музыки, органные вечера, религиозный театр, фольклорный театр языческих мифов, фестиваль колокольного искусства, выставки иконной живописи, экскурсии в Центры духовной культуры, монастыри, древние соборы и другие религиозно-культовые учреждения.[12 c.2]

Большое количество локальных групп включается в  федеральные социально-культурные программы: «Всероссийский конкурс учреждений социально-культурной сферы», «55-летие Великой Победы», «Реставрация и охрана памятников старины», «Возрождение культурных традиций и ремесел», «Дети России». [12 c.3]

Мы все активнее интегрируемся в международные  социально-культурные проекты. В рамках Десятилетия Всемирной культуры проводились самые различные  мероприятия, в которых через  международный союз работников культуры, туризма и спорта принимали участие россияне. Карнавал культур, фестиваль «Мир фольклора», фестиваль русского искусства во Франции, Германии; культурно-благотворительные акции «Звезды мира - детям», «Инвалид в большом городе», «Эхо радиации»; молодежные форумы «Культурный герой XXI века», «2000 год - год Культуры». Принята новая программа ЮНЕСКО «Десятилетие коренных народов севера». В рамках ее масштабный культурно-образовательный проект «Перекрестки континентов: Аляска - Сибирь», программы «Дети Севера», «Сохранение и возрождение культуры народов Приамурья и Крайнего Севера», фестиваль детского творчества «Вслед за солнцем»;

межрегиональные, краевые, областные фестивали, конкурсы, смотры, конференции, брифинги, экспресс-информационное освещение и обеспечение массового участия всех социальных и этнических групп населения. В программы заложен большой формирующий потенциал, перспективность. Издаются буквари, словари, учебники на национальных языках народов Севера, детская литература, газеты, журналы; публикуются этнические про-изведения национальных писателей. [12 c.9-10]

В календаре  общественных событий есть даты, во многом определяющие информационно-просветительскую деятельность в социально-культурной сфере. Это всемирные или международные  Дни: Науки - 16 апреля, Знаний - 1 сентября, Борьбы с неграмотностью - 9 сентября, Театра - 27 марта, Земли - 22 апреля, Танца - 29 апреля, Семьи - 15 мая, Музея - 18 мая, Славянской письменности - 25 мая, Культуры - 31 мая, Детства - 1 июня, Кино - 27 августа, Матери - 21 сентября, Пожилых людей -1 октября. Музыки - 2 октября, Молодежи - 10 ноября, Протеста против ядерного оружия - 6 августа, Студентов - 17 ноября, Некурения - 23 ноября, Инвалидов - 3 декабря, Прав человека -10 декабря. В их проведении учреждения культуры и просвещения взаимодействуют с ветеранскими, волонтерскими, детскими, молодежными организациями, фондами; социальными структурами, центрами социальных технологий, творческими союзами; привлекают меценатов, спонсоров. [12 c.9-10]

Создаются досуговые  центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творчества, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художественное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское музыкальное; Всероссийское театральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали международными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассоциации. По их инициативе проходят такие разноплановые фестивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, вокальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных композиторов; авторской песни и мн. др. [12 c.9-10]

В последние  годы фестивали являются не только праздником искусств. По опыту других стран стали проводиться тематические: фестивали Воды, фестивали Хлеба, фестивали Земли, фестивали Птиц. Организаторы лишний раз стремятся, используя оригинальную художественную форму, привлечь внимание к проблемам и достижениям, к вопросам и ответам, к статистике и прогнозам. В рамках многих фестивалей работают семинары, круглые столы, экспериментальные лаборатории, происходит обмен информацией, контакты, обучение. Актуализировалось соотношение традиционного и нового, национального и народного, светского и религиозного. Диалог на языке искусства всегда приемлем, толерантен, понятен. Стали традиционны: Дни культуры, Праздники литературы, поэзии. Вот как строился вечер памяти Е. Баратынского к 200-летию поэта в Тамбовской филармонии: слово о поэте. Выступление представителей общественности края. Информация ученых о новых открытиях в биографии и творчестве, о планах возведения историко-культурного комплекса в селе Мара. Выступление членов «Клуба друзей Е. Баратынского». Стихи, камерная музыка.

С 1996 года Россия принимает участие во Всемирных  компьютерных играх в Калифорнийском «Компьютерленде». При поддержке экономического образовательного Центра РФ наши молодежные команды из разных уголков страны часто одерживают победы в разных номинациях. Юные спорщики активно участвуют в Международной программе «Дебаты».

В ПГИИК информационно-посветительная и научно-исследовательская деятельность развивается в контексте единой образовательной деятельности института и направлена на обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе современных достижений науки, культуры и искусства, использование результатов научных исследований в дальнейшем развитии социально-культурного пространства региона.

Особенностью  ПГИИК как творческого вуза являются научные исследования, связанные  с многоаспектным изучением культуры и искусства. Основные направления  научной деятельности института  представляют исследовательские работы по 7 крупным темам, объединяющим как внутрикафедральные, так и межкафедральные исследования:

  • Психология искусства и творчества
  • Региональная культура
  • Философия культуры и религии
  • Инновации в социокультурной сфере
  • Современное музыкознание и искусствоведение
  • Театральная педагогика
  • Теоретико-методологические и прикладные аспекты художественного образования

Важным показателем  содержательности и результативности информационно-просветительной и научно-исследовательской работы является проведение за последние несколько лет на базе ПГИИК крупных всероссийских и международных научных мероприятий. В их числе Международный научный конгресс по креативности и психологии искусства (2005 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Культурологическое образование: историческая перспектива и современные тенденции», посвященная 100летию Д.С. Лихачева (2006 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Русская культура в цивилизационном измерении», посвященная 285-летию г. Перми и 450-летию начала деятельности Строгановых в Пермском крае (2008 г.); Международный научный симпозиум-диалог «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России» (2009 г.); Всероссийская научная конференция «Психология творчества: наследие Я.А. Пономарева и современные исследования» (2010 г.); международный симпозиум-диалог светских ученых и богословов по теме «Свобода совести и культура духовности» (2011 г.).

О востребованности научного потенциала ПГИИК свидетельствует  активная экспертная деятельность преподавателей, которая в последнее время  обнаруживает существенный рост. Это обусловлено, во-первых, повышением личного профессионализма, а во-вторых – возрастающей ролью ПГИИК в формировании культурной и образовательной среды региона. Т     Долгосрочные перспективы научной деятельности в ПГИИК, безусловно, связаны с научной активностью молодых ученых и студентов. С 2009 года при институте создано Студенческое научной общество. В числе его задач – пропаганда, популяризация, стимулирование и организация научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых ПГИИК; координация деятельности студенческих научных кружков и кафедр; совершенствование исследовательских навыков студентов и приобщение их к самостоятельной научной работе; организация  научно-практических семинаров,  круглых столов,  научных диспутов, дискуссионных клубов, конференций.

В числе наиболее ярких мероприятий можно назвать организацию и проведение Межвузовской молодежной научно-практической конференции «Культура как ресурс развития региона» (2009), а также реализацию проекта «Искусство: разрывы и конвенции», в рамках конкурса «ВУЗ-Флаэртиана-2010», где ПГИИК занял 1 место.

Выводы:

- В странах рационального досуга потребление общекультурной, художественной информации, массовое просветительство занимают приоритетное место, ибо оно определяет уровень культурно-досуговых потребностей;

- Возникает объективная необходимость новой этики, новых Законов, регулирующих права и обязанности, степени ответственности: государства - за информационное общество, информационного сектора - перед обществом, информационного работника - перед всеми общественными институтами и конкретным гражданином;

- В России развивающаяся инфраструктура досуга позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы;

- В ПГИИК информационно-посветительная и научно-исследовательская деятельность направлена на обеспечение подготовки квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров на основе современных достижений науки, культуры и искусства, использование результатов научных исследований в дальнейшем развитии социально-культурного пространства региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Информационно - просветительская деятельность –  понятие чрезвычайно широкое. Информация сегодня это важнейший товар. обладающий многими свойствами и в ряде случаев высокой ценой. Говоря об информационно- просветительской деятельности остановимся прежде всего на образовании. Обязательное среднее образование по спущенным сверху программам гарантирует получение каждым еще в детском и юношеском возрасте определенного объема информации по важнейшим дисциплинам. Эта информация должна быть фундаментом для социальной адаптации в современном мире.

Быстро меняющийся мир требует постоянного расширения базы знаний как в профессиональной деятельности так и в социальном аспекте. Информация в сфере своей производственной деятельности обеспечивается работой курсов повышения квалификации, самообразованием за счет изучения специальной литературы, периодических изданий по специальности, коммуникации с коллегами по обмену опытом и пр.

Особо важна  просветительская деятельность, связанная  с правовыми вопросами ввиду  традиционно низкой правовой культурой  россиян, информация по социальным проблемам (проблемам организации досуга, обеспечения  медицинскими товарами и услугами и пр.)

Особое место  занимает просветительская деятельность в политической сфере. При этом конкуренция  в политике сопровождается появлением различных точек зрения с их обоснованием по всем вопросам социально-политической и экономической жизни России и всего мира.

          Сегодня носителями информации являются как традиционные на бумаге книги, журналы и газеты, так и электронные СМИ (телевидение, радио. Интернет).

Современная теория коммуникаций предлагает широчайший спектр форм и методов проведения информационно-просветительской деятельности. Помимо работы изданий это выставки и семинары, конференции, различные виды учебы на курсах, экскурсионная деятельность, диспуты и т. п.

Информация о работе Информационно-просветительные технологии