Информационно-просветительные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Содержание

Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информационно-просветительные технологии. курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Эффективным видом информационно-просветительной деятельности являются литературные чтения, которые предполагают художественное чтение и обсуждение литературных произведений. Молодые читатели охотно приходят на такие чтения, особенно когда по книге вышел фильм, и его показали на телеэкране. В последнее время все большее распространение получают «говорящие книги», они могут быть положены в основу тематического вечера. Большим потенциалом здесь обладает российская классическая литература, которая раскрывает духовные ценности через сложный внутренний мир литературных героев действующих в различных исторических условиях [6, с. 73].

Тематический  вечер как вид информационно-просветительных  программ включает в себя выступление  ведущего по проблеме литературу и  искусства; выступления заранее  подготовленных участников; демонстрацию документальных фильмов или отрывков из художественных кинофильмов; прослушивание документальных или концертных звукозаписей; выступления ветеранов, артистов или участников художественных коллективов с чтением стихотворений, отрывков из литературных произведений; исполнение музыкальных номеров по теме вечера. Именно эмоциональный настрой вечера оказывает самое позитивное влияние не только на разум, но и на чувства молодых людей, закрепляя и развивая исторически выраженную систему духовно-нравственных ценностей.

Часто информационно-просветительные программы сопровождаются книжными выставками, которые являются самой традиционной наглядной формой представления книги читателю. Основная цель книжной выставки — привлечь внимание читателей к новинкам литературы. Творческий поиск при организации выставок стимулируется появлением новых информационных технологий. Восприятие информационной презентации выставки через компьютер стимулирует интерес молодежи к такого рода программам. Для примера можно проанализировать виртуальную выставку «Национальная культура разных народов России», цель которой познакомить молодых людей с культурными традициями, обычаями разных народов. Проведение презентации книжной литературы с опорой на специально разработанную в компьютерной программе виртуальную выставку дает дополнительную возможность пробудить у молодежи интерес к традициям разных культур, национальностей, проживающих в России [6, с. 54].

В современном  мире наравне с традиционной формой работы учреждений культуры, связанной  с живым общением, просветительная  информация поступает и в электронном виде. Развитие информационно — компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать без этих технологий. Перед современными социально-культурными институтами стоит задача не только содействовать в выборе информации, но и стать путеводителем в электронном мире, помогая пользователям в поиске и выборе информации, способствующей духовному развитию населения и его отдельных групп, среди которых молодежь является наиболее частым пользователем информации в сети Интернет.

Учреждения  культуры являются одними из главных  социально-культурных институтов в  работе с молодежью, а также они  играют важную роль в формировании духовных, нравственных, эстетических ценностей личности, опираясь на духовно-нравственный гуманистический потенциал современных и традиционных информационно-просветительных программ.

Выводы: 

- Одним из основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях является информационно-просветительная деятельность. Она предполагает в первую очередь удовлетворять потребности человека в получении новой созидательной информации в сфере культуры, искусства, досуга;

- Конечная цель информационно-просветительной деятельности состоит в духовной самореализации личности через содействие развитию индивидуальных способностей, благодаря чему люди усваивают и преумножают накопленный человечеством духовный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные направления развития информационно-просветительных технологий.

 

Данный параграф раскрывает основные направления информационно- просветительных технологий.

Данную тему разрабатывали  такие авторы как - Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, А.Г. Казакова, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильников, Е.Л. Кудрина, Н.Ф. Максютин, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, B.C. Садовская, В.В. Туев, В.М. Чижиков, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко и др.

Содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

Политическое просвещение  является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения  страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства.

Основными задачами историко-культурного  направления является привлечение  населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экономической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

Экономическое просвещение  ставит своей задачей развитие у  населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.

Особенностями нравственного  просвещения являются поиск методов  ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам  добра, справедливости и милосердия.

Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее  время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.

Вместе с тем следует  отметить, что существует большое  разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.

К основным факторам, способствующим совершенствованию  системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной функции учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования.

Инновационные подходы в  досуговых технологиях, связанных  с организацией социально-культурной деятельности, лучше всего осваиваются  в малых группах. Информационно-познавательная деятельность любой малой группы активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.

Обязательными составляющими  механизма информационно-просветительных технологий являются:

1) привлечение  внимания к коммуникации;

2) достижение восприятия  и адекватного усвоения информационного  сообщения; 

3) интерпретация полученного  сообщения в заранее предусмотренном  виде;

4)сохранение информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования;

5) использование информации  для стимулирования активного  обучения и практических действий;

6)убеждение получателя  в необходимости готовности к  действию в соответствии с  желанием отправителя информации.

Учреждения  культуры, искусства, образования, туризма  сегодня, как правило, располагают  современными средствами коммуникаций. Находящиеся в повседневной эксплуатации компьютеры, сканеры, мониторы, принтеры и другая техника используются в качестве базы для информационного обеспечения производства и распространения социально-культурной продукции и услуг, в частности, выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов, аудио- и видеороликов и других видов информационных аудиовизуальных материалов.

Широкое распространение  получило использование компьютера для автоматизированного учета  и обработки документации в учреждениях культуры. Особое место среди информационных технологий занимает, например, технология создания, периодического пополнения и использования информационного банка данных в учреждениях и организациях социально-культурной сферы. Банк данных постоянно бывает необходим и востребован для реализации всего комплекса социально-культурных технологий.

Наиболее ярким  проявлением сущности развивающих  информационно-просветительных технологий служит диалог. Собственно диалог, как  и разновидности диалоговых программ, выступает в качестве обязательного элемента социо-тренинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, «круглые столы», дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исключают авторитарность в обсуждении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и непосредственных участников диалога.

Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной  деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. Обеспечивающая ее в советский период идеологическая система ушла в прошлое, но многие методы не устарели: информирование, комментирование, разъяснение, обобщение, убеждение, положительный пример, конструктивный опыт. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе.

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

Можно выделить три основных аспекта информационно-просветительной  деятельности:

•научный, где  информационно-просветительские технологии  выступают как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание, методы воспитания и проектирующей педагогические процессы в пропаганде здорового образа жизни;

•процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгоритме) процесса, включающий совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов в пропаганде  здорового образа жизни;

•процессуально-действенный, где происходит осуществление технологического  процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических средств.

Представляя собой  сложную систему информационно-просветительские технологии соединяют в себе целостность  и логику педагогического процесса, взаимно связывают все его  части, объединяя их в конкретном проекте или программе.

В самом общем  виде всю информационно-просветительскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три  вида: устную, наглядную и художественно-публицистическую.

- Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вербального общения

- Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художественно-публицистический вид информирования является синтезом публицистики и искусства.

Говоря о  видах информационно-просветительской деятельности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых  форм и методов воздействия на аудиторию.

В зависимости  от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяют клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные;

2) эмоционально-зрелищные;

3) познавательно-поведенческие; 

4) комплексные;  диалогические формы, в которых  происходит взаимодействие информатора  или ведущего и аудитории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники; чтения.

Выводы:

Информационно-просветительские технологии  понимаются:

 - как проектная часть педагогического процесса;

- как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов;

- как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств.

Информационно-просветительские технологии вбирают в себя все  достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.

Информация о работе Информационно-просветительные технологии