Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.
Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников
Эффективным видом информационно-просветительной деятельности являются литературные чтения, которые предполагают художественное чтение и обсуждение литературных произведений. Молодые читатели охотно приходят на такие чтения, особенно когда по книге вышел фильм, и его показали на телеэкране. В последнее время все большее распространение получают «говорящие книги», они могут быть положены в основу тематического вечера. Большим потенциалом здесь обладает российская классическая литература, которая раскрывает духовные ценности через сложный внутренний мир литературных героев действующих в различных исторических условиях [6, с. 73].
Тематический
вечер как вид информационно-
Часто информационно-просветительные программы сопровождаются книжными выставками, которые являются самой традиционной наглядной формой представления книги читателю. Основная цель книжной выставки — привлечь внимание читателей к новинкам литературы. Творческий поиск при организации выставок стимулируется появлением новых информационных технологий. Восприятие информационной презентации выставки через компьютер стимулирует интерес молодежи к такого рода программам. Для примера можно проанализировать виртуальную выставку «Национальная культура разных народов России», цель которой познакомить молодых людей с культурными традициями, обычаями разных народов. Проведение презентации книжной литературы с опорой на специально разработанную в компьютерной программе виртуальную выставку дает дополнительную возможность пробудить у молодежи интерес к традициям разных культур, национальностей, проживающих в России [6, с. 54].
В современном мире наравне с традиционной формой работы учреждений культуры, связанной с живым общением, просветительная информация поступает и в электронном виде. Развитие информационно — компьютерных технологий идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное общество уже не сможет существовать без этих технологий. Перед современными социально-культурными институтами стоит задача не только содействовать в выборе информации, но и стать путеводителем в электронном мире, помогая пользователям в поиске и выборе информации, способствующей духовному развитию населения и его отдельных групп, среди которых молодежь является наиболее частым пользователем информации в сети Интернет.
Учреждения культуры являются одними из главных социально-культурных институтов в работе с молодежью, а также они играют важную роль в формировании духовных, нравственных, эстетических ценностей личности, опираясь на духовно-нравственный гуманистический потенциал современных и традиционных информационно-просветительных программ.
Выводы:
- Одним из основных направлений деятельности учреждений культуры в современных условиях является информационно-просветительная деятельность. Она предполагает в первую очередь удовлетворять потребности человека в получении новой созидательной информации в сфере культуры, искусства, досуга;
- Конечная цель информационно-просветительной деятельности состоит в духовной самореализации личности через содействие развитию индивидуальных способностей, благодаря чему люди усваивают и преумножают накопленный человечеством духовный опыт.
Данный параграф раскрывает основные направления информационно- просветительных технологий.
Данную тему разрабатывали такие авторы как - Т.И. Бакланова, М.И. Долженкова, А.Д. Жарков, А.Г. Казакова, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Е.М. Клюско, Ю.Д. Красильников, Е.Л. Кудрина, Н.Ф. Максютин, Б.Г. Мосалев, В.Е. Новаторов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, B.C. Садовская, В.В. Туев, В.М. Чижиков, В.И. Черниченко, Н.Н. Ярошенко и др.
Содержание социально-
Политическое просвещение
является одним из основных и приоритетных
в деятельности учреждений культуры
и досуга, и оно направлено на
активное привлечение населения
страны к государственной и
Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экономической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.
Экономическое просвещение
ставит своей задачей развитие у
населения гибкого
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.
Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.
Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.
К основным факторам,
способствующим совершенствованию
системы информационного
Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности, лучше всего осваиваются в малых группах. Информационно-познавательная деятельность любой малой группы активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-культурной деятельности, в которой человек способен проявить свободу воли и выбора, утверждения своей системы ценностей.
Обязательными составляющими механизма информационно-просветительных технологий являются:
1) привлечение внимания к коммуникации;
2) достижение восприятия
и адекватного усвоения
3) интерпретация полученного
сообщения в заранее
4)сохранение информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования;
5) использование информации
для стимулирования активного
обучения и практических
6)убеждение получателя в необходимости готовности к действию в соответствии с желанием отправителя информации.
Учреждения культуры, искусства, образования, туризма сегодня, как правило, располагают современными средствами коммуникаций. Находящиеся в повседневной эксплуатации компьютеры, сканеры, мониторы, принтеры и другая техника используются в качестве базы для информационного обеспечения производства и распространения социально-культурной продукции и услуг, в частности, выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов, аудио- и видеороликов и других видов информационных аудиовизуальных материалов.
Широкое распространение получило использование компьютера для автоматизированного учета и обработки документации в учреждениях культуры. Особое место среди информационных технологий занимает, например, технология создания, периодического пополнения и использования информационного банка данных в учреждениях и организациях социально-культурной сферы. Банк данных постоянно бывает необходим и востребован для реализации всего комплекса социально-культурных технологий.
Наиболее ярким
проявлением сущности развивающих
информационно-просветительных
Одним из ключевых
понятий в информационно-
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реагирование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.
Можно выделить
три основных аспекта информационно-
•научный, где информационно-просветительские технологии выступают как часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание, методы воспитания и проектирующей педагогические процессы в пропаганде здорового образа жизни;
•процессуально-описательный, базирующийся на описании (алгоритме) процесса, включающий совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов в пропаганде здорового образа жизни;
•процессуально-действенный,
где происходит осуществление
Представляя собой
сложную систему информационно-
В самом общем
виде всю информационно-
- Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вербального общения
- Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художественно-публицистический вид информирования является синтезом публицистики и искусства.
Говоря о
видах информационно-
В зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяют клубные формы на четыре группы:
1) рационально-познавательные;
2) эмоционально-зрелищные;
3) познавательно-поведенческие;
4) комплексные;
диалогические формы, в
Выводы:
Информационно-просветительские технологии понимаются:
- как проектная часть педагогического процесса;
- как совокупность последовательных алгоритмов, направленных на достижение планируемых результатов;
- как процесс функционирования личностных, инструментальных и методологических средств.
Информационно-просветительские технологии вбирают в себя все достоинства педагогических технологий, корректируют отдельные недостатки педагогических методик и процессов, поскольку условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени, предполагают свободу выбора разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов и потребностей личности в той или иной сфере значимой для нее деятельности.
Информация о работе Информационно-просветительные технологии