Информационно-просветительные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Содержание

Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информационно-просветительные технологии. курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении просветительных, образовательных, воспитательных и художественно-творческих аспектов деятельности культурно-просветительных  учреждений мы опирались на работы таких педагогов как Ю.П. Азаров, А.Я. Айзенберг, Т.Н. Бакланова, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, А.О. Пинт, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др.

Историческое  прошлое предстает как источник богатейшего опыта, накопленного многими  поколениями в организации своего досуга, элементы которого могут быть с успехом использованы в сегодняшней реальной практике. Освоение истории культурно-досуговой деятельности – неотъемлемой части культуры общества – имеет огромное воспитательное значение. Оно формирует в человеке гражданские качества, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа, содействует развитию исторической памяти. В данной курсовой работе раскрываются специфические особенности развития информационно –просветительной деятельности и способы ее общественной организации в России с 1917 по настоящее время.

Исторический  анализ просветительной деятельности в 1917-1941 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его  на два десятилетия.

Первое десятилетие  было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей.

Однако партийные  и государственные органы планомерно сдерживали эту инициативу. Созданный в 1918 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР, а при нем Внешкольный отдел во главе с Н.К. Крупской, преобразованный в 1920 г. в Главный политико-просветительный комитет республики, стремились с самого начала централизовать работу учреждений культуры. Рекомендовалось формировать советы и правления клубов по классовому принципу, вводить в их состав в обязательном порядке представителей партийных и комсомольских ячеек для проведения руководящей линии Коммунистической партии. [5 c.98]

Главполитпросвет был создан на правах отдела ЦК партии, а учреждения культуры должны были выполнять идеологические функции.

Страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным. В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, среди чувашей, например, насчитывалось только 7% гра­мотных, среди таджиков - 3%, якутов - 0,7%; 48 национальностей вообще не имели своей письменности. Однако в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России.[5 c. 95-96]

Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. В старых учебных пособиях делался акцент на то, что ученые, музыканты, художники, писатели, актеры и другие представители российской интеллигенции не поняли сути рево­люции, ее созидательного характера и бросили Родину, растерялись и даже предали ее.

Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом  ущербе, о разрушительной силе послереволюционного  процесса. Происходила, порой очень грубо, ломка традиций, отрицалась религия, идеи «массы» противопоставлялись идее «личности».

Объективно  оценивая тот период, нельзя, однако, отрицать тот факт, что партия и  правительство ставили и решали задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Были национализированы многие театры, кино, на­родные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде. Эти учреждения стали доступны для народа. Было введено бесплатное их посещение.

Значительной  по размаху народной инициативы и  участия в этой работе культурно-досуговых  учреждений была деятельность по ликвидации неграмотности. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

Представляет  интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов, положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. В учебной и научной литературе имеются самые противоречивые их оценки.

Целью культпохода  была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурие в быту. В дальнейшем в задача культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и др.).

Наряду с  положительным в организации  и содержании культ­похода были и  недостатки. Нередко эта серьезная  работа проводилась компанейски, стихийно, бесплановое. В национальных республиках ликвидация неграмотности проводилась в более трудных условиях, чем в центральных регионах Советского Союза: не хватало кадров учителей, более живучи были предрассудки национальные, религиозные, особенно по отношению к женщинам. В Туркестане, например, женщины приходили в сопровождении мужа, брата, старшего сына под паранджой, а в Таджикистане некоторые женские клубы, пока в них занимались женщины, охранялись милиционером.

Каковы же результаты культпоходов? Можно с уверенностью сказать, что значительно повысился 1общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо грязных пивных лавок, столовых и общежитии. [5 c. 131]

Достаточно  сказать, что исходя из их решений основными направлениями работы клубов, библиотек, изб-читален были: политическое просвещение, антирелигиозная, производственная и агротехническая пропаганда, пропаганда здорового быта, работа среди женщин, организация отдыха и развлечений и развитие художественной самодеятельности. Результаты работы учреждений культуры оценивались, как говорилось в документах съездов партии, в основном по результатам экономической и политической жизни. Важная я сфера их работы - организация их досуга и творчества – отодвигалась на задний план.

Сеть учреждений культурно-досуговой сферы была безусловно недостаточной в связи  с экономическими и другими трудностями. Определенное внимание уделялось развитию массовых библиотек. На основе декрета «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920 г.) предусматривалось объединение всех библиотек страны, находящихся в различных ведомствах, в единую библиотечную сеть РСФСР. К концу 1920 г. в стране имелось около 15 тыс. стационарных библиотек и более 13 тыс. библиотек при избах-читальнях: в них насчитывалось более 15 млн. экземпляров книг. [14 c.5]

Основным методом  работы клубов, библиотек, изб-читален  в 20-е гг. была политическая агитация, а в 30-е гг. - пропаганда, более  углубленная работа с населением, как правило, кружковая. Кружки создавались самые разные: политические, технические, естественно­научные, антирелигиозные, санитарные, домоводства, охраны материнства и др. Клубные учреждения формировали у людей интерес к политической жизни страны через такие формы работы, как коллек­тивные чтения, устные газеты, политгазеты, политбои, политигры, политрулетки, политаукционы и др.

Жизнь учреждений культуры весьма осложнилась в 30-е  гг. Сталинские репрессии не обошли деятелей культуры. Запретительство  и указания сверху стали для учреждений культуры привычны­ми. Репрессии 30-х гг. выпали в основном на долю интеллигенции «людей образованных, совестливых, беззащитных». Россия теряла свой генофонд. [14 c.9]

Возросшему  уровню грамотности населения страны в 30-е гг. не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.

Новые типы учреждении культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей  сцены, помещений для кружков  художественной самодеятельности и  любительских объе­динений позволило  улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.

Увеличилось штатное  расписание учреждений культуры, более подготовленными стали работники досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В ряде областных центров были созданы политпросветшколы (ныне училища и колледжи культуры). На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров. [14 c. 14]

Какие же новые  формы досуга появились в 30-е гг.? Можно сказать, что их содержание отражало политическую и экономическую жизнь страны. Однако 30-е гг. — один из самых противоречивых периодов истории культурно-досуговой деятельности. С одной стороны, в этот период были достигнуты определенные успехи, о которых мы уже говорили, с другой - утвердившийся сталинский террор, естественно, оказал негативное воздействие на культуру и досуговые учреждения с точки зрения чрезвычайной централизации и резкого уменьшения демократических, самодеятельных начал в деятельно­сти клубов, домов культуры и библиотек.

За годы первой и второй пятилеток сеть клубных учреждений увеличилась почти в два раза, с 39 тыс. до 53 тыс.

Существенную роль в улучшении работы досуговых учреждений играла радиофикация. С 1928 по 1940 гг. сеть радио расширилась с 92 до 7 тыс. единиц; в 1931 г. вышел на экраны первый звуковой фильм «Путевка в жизнь». [14 c. 21]

В 20-е и 30-е гг. были сделаны  серьезные шаги в подготовке кадров для культурно-досуговых учреждений. Начиная с 1919 г. при совпартшколах  были открыты политпросветотделения, в центре и на местах функционировали краткосрочные курсы для избачей и библиотекарей. В 1919 г. открыты Академии коммунистического воспитания в Москве и Петербурге. Еще в годы гражданской войны были созданы институты народного просвещения с факультетами внешкольного просвещения (около 40 таких институтов). В 20-е гг. при 20 педагогических техникумах открылись политпросветотделе­ния. Эту работу по подготовке кадров можно оценить в целом как положительное явление. В 30-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. [14 c.21]

Вместе с тем, нельзя не сказать, что анализ содержания учебных  планов, программ большинства учебных курсов свидетельствует о том, что и в этом направлении приоритет отдавался подготовке идеологических кадров, проводников политики партии в воспитательной работе. Такова была направленность подготовки специалистов для учреждений культуры и в последующие годы, вплоть до 80-х гг.

Таким образом, 1917-1941 гг. в истории информационно-посветительной деятельности являются сложными и противоречивыми; была создана новая государственная система культурно-досуговых учреждений, система руководства ими в центре и на местах. Были выработаны основные направления работы, формы и методы просвещения, воспитания и досуга.

За эти годы, был накоплен определенный опыт работы с населением. Учреждения культуры приобрели авторитет  как центры культуры в городе и  деревне. Было сделано многое для  развития инициативы и самодеятельности народа в организации работы культурно-досуговых учреждений. Положительный опыт культурно-досуговых учреждений использовался в последующие годы и является источником преемственности в современных условиях. «Если нация не знает своей истории, она обречена», - писал В. Белинский. В равной степени это относится и к организаторам досуга, которые призваны знать, Сохранять и приумножать положительные профессиональные и народные традиции.

Нельзя забывать и о  негативном «опыте» этих лет. Идеологизация, формализация культурно-досуговой деятельности стали самым большим злом 30-х, а затем 40-х гг. Инициатива масс неизменно игнорировалась. Все делалось только по циркулярам и директивам «верхов». Особенно отрицательно это сказывалось на развитии художественной самодеятельности. Несмотря на некоторые ее успехи она развивалась нестабильно, отдельные ее мероприятия носили явно показательный характер; содержание было сильно политизировано, а гвоздем ее репертуара было прославление «великого отца и учителя» Сталина.

Таким образом, заорганизованность, политическая ангажированность деятельности культурно-досуговых учреждений 20-30-х гг. – трудные уроки истории, которые еще предстоит глубоко исследовать и анализировать современным ученым и практикам.

С началом войны резко  сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.

Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Перестройка исполнительской  и хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, на решение насущных народнохозяйственных задач военного времени.

Информация о работе Информационно-просветительные технологии