Информационно-просветительные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 22:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в научном обосновании и практической реализации процесса воспитания на основе использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
Данная цель потребовала решения ряда задач исследования:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы к проблеме использования информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности.
2. Раскрыть специфику использования информационно-просветительных технологий.
3. Провести анализ практического применения информационно просветительных технологий мирового, Российского и регионального масштабов.

Содержание

Введение…………………………………………….с.4
1. Информационно-просветительная технология как проблема научного исследования………………………..с. 7
1.1. История становления и развития информационно-просветительских технологий……………………с. 9
1.2. Сущность и значение информационно – просветительных технологий на современном этапе. Типология информационно-просветительных технологий……………………с. 20
1.3. Основные направления развития информационно-просветительных технологий…………………….с.25
2. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях ………………………….с. 30
2.1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях……………………………..с. 33
2.2. Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК))……..с. 36
Заключение …………………………………………….с. 43
Приложение……………………………………………..с. 44
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информационно-просветительные технологии. курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ информационно-просветительных технологий в современных условиях

 

В данной главе  мы проводим анализ и нформационно-просветительных технлогий в современных условиях культурной политики.

Культурная  политика всегда соприкасается с  конкретными типами культуры, которые  не только сменяют друг друга, но могут  существовать и синхронно в разных периодах, а также в качестве доминирующего и побочного в рамках одной социокультурной системы.

Разработанность данной темы представлена трудами следующих  авторов: Г.П. Блинова, А.С. Каргин, Е.М. Клюско, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г.Я. Никитина, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.

Вопросам культурной политики отечественные и зарубежные исследователи уделяют большое  внимание, по-разному трактуя ее смысл и содержание. Некоторые, культурную политику государства сводят, преимущественно, к финансированию культуры, экономическому обеспечению культуры, например, рассматривают ее как комплексную правительственную программу поддержки культуры и искусства, гуманитарных наук посредством распределения субсидий, как регулирование культурных процессов посредством системы налоговых льгот. Культурная политика не является самостоятельной, но в финансовом отношении она полностью зависит от государства.

Другие ученые видят в культурной политике процедурный  орган по выработке целей и построению механизма их реализации. Следует обратить внимание на документы, принятые конгрессом ООН, где зафиксированы следующие положения, которые определяют функции, права и ответственность государств в области культурной политики:

— никакие международные и национальные программы общественного развития не ведут к успеху, если не учитывают потребностей культурного развития народов и не включают в себя культурные аспекты;

— невозможны какие-либо единообразные, унифицированные мировые  модели культурного развития, ибо они игнорируют культурную самобытность народов, угрожают их национально-культурной идентичности и по этой причине деформируются или осознанно отвергаются ими;

— сохранение и  использование культурного наследия, создание условий для приобщения всех граждан к культурным ценностям или иной культурной деятельности и условий для свободной деятельности «творческих работников» является такой же областью ответственности любого государства, как и обеспечение достойных условий жизни, здравоохранение, сохранение природной среды, национальная безопасность.

Культурную  политику следует понимать как деятельность, в ходе которой обеспечивается: прогнозирование  и проектирование основных тенденций  культурных процессов в обществе, создаются политические и экономические условия для формирования и развития саморегулирующихся и саморазвивающихся культурных институтов на основе творческой потребности общественных организации и отдельных личностей, государственных гарантий защиты культуры от негативных воздействий стихии рыночных отношений, внедрение новых научных технологий в культурную деятельность, создание системы гарантий участия всего населения в культурных процессах.

Важной стороной культурной политики является система  механизмов воплощения и реализации ее целей и задач. Центральной проблемой здесь является принцип централизованного управления культурой, когда преимущественно ведомства, госаппарат выступают в качестве субъекта культурной политики. Неистребимый «отраслевой» принцип подходов к развитию культуры разрушает основы культуры.

В современной  модели культурной политики культура представлена лишь через те феномены, которые в сугубо административной логике отнесены именно к культуре.

По своей  сути существующая модель культурной политики является нормативной, она  рассматривает культуру как конечное, завершенное целое, как культуру для достижения внешних показательных целей.

В ней культура представлена суммой обособленных строго по предметному признаку целостностей: искусство, филармония, клуб, библиотека, литература, парк, народное творчество, фольклор, самодеятельность и т.д.

Можно говорить о тонкой специфической области  поддержки и создания необходимых  условий для духовной, творческой деятельности, и об управлении социально-культурной деятельностью, где транслируются, тиражируются, реставрируются, развиваются духовные и материальные основания культуры, иными словами, управление распространяется на сектор социокультурного процесса, который включает в себя производство и потребление.

Таким образом, исторический опыт развития отечественной культуры учит, что основу культурной политики составляют следующие доминанты: культурная политика как выражение социально-политической системы любого общества, существует как системный атрибут общегосударственной политики; степень либерализма или авторитарности культурной политики подчинена уровню развития демократических принципов и свобод в обществе; культурная политика имеет отработанные типовые механизмы реализации своих культурных приоритетов и ценностей.

Социально-ценностные ориентиры культурной политики государства формируются нормами, ценностями и идеалами конкретного общества; сущность культурной политики государства заключается не столько в финансировании учреждений культуры, укреплении материальной базы объектов культуры, сколько в социальных ценностных ориентирах, готовности предоставить возможности для культурного саморазвития личности, развития общественных движений и формирований в сфере культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Цели и задачи информационно-просветительных технологий в современных условиях.

 

Данный параграф рассматривает цели и задачи информационно-просветительных технологий на современном этапе.

Над данной проблемой  работали такие авторы как - Ю.П. Азаров, А.Я. Айзенберг, Т.Н. Бакланова, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, А.О. Пинт, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др.

В современном  обществе все больше внимания уделяется  информационным процессам и технологиям. Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с  помощью различных сигналов и  знаков.

В настоящее  время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

• возрастание  значения информации как стратегического  ресурса развития;

• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация - расслабление, освобождение тела, психики  от ненужного напряжения; снятие стресса);

• увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;

• широкое использование  информационных технологий.

Люди нуждаются  в оперативном информировании о  текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные прием­ные специалистов. Проводятся информационные встречи с руко­водителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы. 

Анализ отечественных  и зарубежных исследований позволяет  выделить ряд качественных критериев  информационно-просветительских технологий, среди которых:

    • воспроизводство и гарантированность результатов, которые характеризуются позитивными изменениями в пропаганде  здорового образа жизни у подростков в связи с применением информационно-просветительских технологий;
    • целенаправленность технологической системы, указывающая на то, что полученный результат не случаен, а проектировался, и для его достижения была создана конкретная программа или проект;
    • системность, указывающая на то, что информационно-просветительские технологии – это определенная система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться достижения запланированных результатов в пропаганде здорового образа жизни у подростков;
    • новизна, раскрывающая возможности информационно-просветительских технологий  как передового опыта;
    • актуальность, проявляющаяся в пропаганде здорового образа жизни подростков при решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удается преодолеть в практике, используя данные технологии.

Научная, техническая, творческая интеллигенция на основе добровольной самоорганизации, при  поддержке меценатов всегда осуществляла пропаганду знаний, искусства, передовых  идей, тем самым создавая предпосылки  для современной системы непрерывного образования и воспитания, для информационно-просветительской деятельности.

Однако информационная перенасыщенность, борьба за средства массовой информации, явление пиара, порой откровенное лоббирование политической, экономической, правовой информации затрудняют общественное восприятие, «раскачивают» общественное мнение, обостряют ощущение нестабильности, рождает социальный пессимизм. Во многих странах принято устраивать «политические каникулы» в электронных СМИ на летний период, насыщая эфир теплыми, лирическими, веселыми, мажорными сюжетами. Психика людей должна отдыхать, заряжаться положительной энергией. На наших телеэкранах - переизбыток «охоты на человеческую жизнь», «черной» информации. Поэтому вся социальная работа, - а именно к ней относится и социально-культурная деятельность, - должна быть направлена на анимацию общественного настроения, на формирование позитивного мышления и конструктивного действия.[12 c.5]

Неслучайно  многие досуговые технологии включают в открытую информационную систему, с помощью которой обеспечивается свободный доступ к информации через музеи, библиотеки, Дома науки и техники и т.п.

Люди нуждаются  в оперативном информировании о  текущих событиях в контексте  реформ и должны иметь возможность  участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные приемные специалистов. Проводятся информационные встречи с руководителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дискуссионные клубы.

Выводы:

В настоящее  время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

- возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;

- разнообразие релаксаторских технологий;

- увеличение информационной емкости всех сфер человеческой деятельности, расширение информационных услуг;

- широкое использование информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Анализ практического применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировой, Российский, региональный (в том числе ПГИИК)).

(см. приложение)

 

В данном параграфе  мы проанализируем практику применения информационно-просветительных технологий на современном этапе (мировую, Российскую, региональную (в том числе ПГИИК).

В странах рационального  досуга потребление общекультурной, художественной информации, массовое просветительство занимают приоритетное место, ибо оно определяет уровень  культурно-досуговых потребностей. Создаются благоприятные условия  для процветания «высокого искусства» и занятий творчеством. Деятельность Министерств культуры основывается на принципах: смягчение глубоких социальных и культурных различий между отдельными слоями и группами; максимальная доступность потребления культурно-досуговых услуг и развитие демократических процессов в культуре.

  Серьезная манифестация искусства в культурных центрах подтверждает бесспорность мысли, что культура неделима и является своеобразным языком, главным символом взаимопонимания и содружества.

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства. Всевозможные курсы, стажировки, открытые семинары для взрослых, открытые школы, студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Например в  Америке и Европе высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навыки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, организуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечивают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки. Много полезной и увлекательной информации получают посетители парков, организованных по тематическому принципу: «Мир Диснея», «Волшебная гора» в Колифорнии, «Лайон Кантри Сафари» в Техасе, «Молл оф Америка» в Блумингтоне, Космический парк в Нью-Йорке, аквапарки, специализированные детские парки, гидропарки. Опыт парковых систем США быстро распространяется по планете. [16 c.102]

Персональный  компьютер в подавляющем числе  стран мира стал потребительским  товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных технологий являются автоматизированные базы данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старинным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценнейшим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует программу введения в Сеть полного объема информации о многовековой китайской культуре.

Информация о работе Информационно-просветительные технологии