Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:58, контрольная работа
Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философ Огюст Конт. Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas - общество и греч. logos — учение).
1. Предмет и объект социологии.
Социология как
Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними.
Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.
Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.
Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.
Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.
Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
2. Система основных понятий социологического знания: общество, социальный институт, социальный порядок, власть, социальная деятельность.
Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под «обществом» понимается самовосполняющаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и пола и образует экономические, политические и культурные совокупности. Первоосновой общества выступает социальное действие, вызываемое потребностями людей.
Каждое общество стремится обеспечить своим членам защиту и предложить им удовлетворяющий их образ жизни. Этими вопросами занимаются различные социальные институты. Считается, что впервые употребил термин «институт» в социальных науках Джамбаттиста Вико (1668—1744) — итальянский философ и историк, предшественник современной социологии.
Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение. Резюмируя, можно сказать, что институты управляют человеческим поведением и стабилизируют его.
Наиболее древним и наиболее устойчивым институтом следует признать институт семьи. Наиболее сильным и разветвлённым следует считать институт государства. Государство поддерживает границы общества, обеспечивает безопасность его членов и общества в целом, а также осуществляет контроль за соблюдением социального порядка. Экономический институт призван регулировать процессы производства материальных благ, их распределение, обмен и потребление. Следующим базовым институтом общества является институт образования а также институт религии, который призван упорядочивать отношения членов общества в отношении веры.
Власть обычно понимают как возможность контролировать поведение нижестоящих. В этом подходе акцентируется идея: власть — это контроль.
Другая трактовка: власть — элита, небольшая группа, имеющая доступ к авторитарным и контролирующим позициям и монополизирующая привилегию принятия решений. В этой трактовке власть — это возможность принятия решений. Когда говорят, что некто имеет власть, подразумевают, что он имеет доступ к принятию решений или, по крайней мере, влияние на принятие решений. Власть всегда связывали с авторитетом, который означает право принимать решения и контролировать.
Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Социальный порядок - предельно общее понятие, выражающее идею
организованности обществ, жизни, упорядоченности социального действия или
социальной системы. Это важнейший
аспект упорядоченности жизни
Социальный порядок возможен, только в обществе, участники которого взаимодействуют друг с другом. Разобщенный социум, где каждый сам за себя не может выступать благодатной почвой для его создания и стабильного функционирования. Такой порядок является связующим звеном для множества элементов и социальных систем общества, без него они не могут взаимодействовать друг с другом. Признак общества как системы проявляется только в его наличии. Цивилизованное общество возможно только там, где люди осознают и принимают необходимость социального порядка, важность соблюдения законов и сохранения моральных устоев. Это «скелет» общества, вокруг которого происходят различные социальные процессы.
Общество представляет собой такую социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его деятельности и взаимодействия. Понятие «социальная деятельность» - одно из центральных категорий социологии, раскрывающих сущность социального взаимодействия. Социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности. В самом общем виде деятельность определяется как специфично человеческая форма активности, содержание которой является целесообразное изменение и преобразование окружающего мира. В чем заключается специфика деятельности? Специфика социальной деятельности заключается в том, что она имеет: во-первых, осознанный, целенаправленный характер. Во-вторых, поскольку человеческая деятельность осознается человеком, то она имеет идеальную форму отражения в сознании человека. После того как цель поставлена, человек анализирует ситуацию, способы и средства достижения этой цели, намечает последовательность своих будущих действий. В-третьих, человеческая деятельность получила свое завершение в результате, который следует отличать от цели. Идеальный вариант деятельности человека, когда планируемые цели реализуются на практике, т. е. как было задумано. В-четвертых, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер.
3. Возникновение научной
Сороковые годы 19 века - период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) - французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого - представителя утопического социализма, в дальнейшем О. Конт создал свое учение, которое сначала назвал “социальной физикой”, а 1938г. социологией. Это теория была изложена в «Курсе позитивной философии» и «Системе позитивной политики» - главных трудах О.Конта. В этих трудах он формулирует и развивает «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первой стадии - теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия - метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей - позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт по праву считается основателем социологии потому, что он заложил основы для придания социологии академического статуса отдельной науки.
Труды О. Конта оказали большое влияние на творчество многих социологов, особенно Герберта Спенсера (1820-1903гг.). Г. Спенсер основатель органической ( биологической) школы социологии, разделил позиции О. Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Г. Спенсер считал, что в биологическом организме «части» (отдельные органы) существуют ради «целого», а в социальном организме — «целое» (общество) существует для блага своих «частей» (отдельных членов общества).
4. Марксистский взгляд на капиталистическое общество : понятия труда и капитала, отчуждения труда, классовой борьбы.
Значительный вклад в развитие социологии внёс Карл Маркс ( 1818-1883). Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества.
Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.
Карл Маркс предложил
понятие отчужденного труда, которое
наступает при условии отчужден
Для Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращённого в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведённый работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.
Маркс характеризовал термин «капитал», как «самовозрастающую стоимость». Маркс не отождествлял капитал с определённым видом имущества. По мнению Маркса, средство труда может стать капиталом (принесёт стоимости больше, чем его собственная стоимость) только тогда, когда его владельцы прямо или косвенно вступят в экономические отношения с владельцами рабочей силы. Например, сам по себе металлорежущий станок не приносит своему владельцу никакой новой стоимости. Использование станка лично владельцем не превращает станок в капитал. Даже если продукцию владелец не потребляет сам, а продаёт, то часть выручки будет амортизацией оборудования, а вторая часть — оплатой труда работавшего хозяина станка, которая не является прибылью. «Капиталом» станок становится лишь после найма рабочего или сдачи станка в аренду, так как лишь в этой ситуации полученное сверх амортизации разделяется на выплаченную заработную плату и прибыль владельца станка.
Капитал — это не просто сумма материальных и произведённых средств производства. Капитал — это превращённые в капитал средства производства, которые сами по себе столь же являются капиталом, как золото или серебро сами по себе — деньгами.
Все индивиды принадлежат к определённым социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве , а это значит, что один класс ( класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого ( рабочего) класса. Между классами неимущих, угнетённых и классами угнетателей идёт постоянная борьба. Происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетённых классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Всё это в конечном счёте становится причиной глобальной классовой борьбы. Карл Маркс обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.
5. Социология М. Вебера: понятие типов социального действия.
Для того чтобы вступать между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны прежде всего действовать. Именно из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества. Не всякое действие является социальным. М. Вебер определяет социальное действие так: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Иными словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и
поведением.
«Социальное действие», по Веберу, — это идеальный тип, где «действие» — действие человека, связывающего с ним субъективный смысл (рациональность), а «социальное» — действие, которое по предполагаемому его субъектом смыслу соотносится с действием других лиц и ориентируется на них. Ученый выделяет четыре типа социального действия: