Методологии и методики социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 147.79 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию и науке Российской Федерации

Новокузнецкий институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Кемеровский государственный  университет»

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра философии

 

 

 

ВЛИЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ 

СТУДЕНТОВ НФИ  КЕМГУ 

 

Курсовая работа по «Методологии и методики социологического исследования »

 

 

 

 

 

 

                                                          Работа выполнена студентом

                                                                                2 курса группы С-10

 

 

                                                        Научный руководитель

                          канд. филос. наук,

                         доцент кафедры философии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа                           Курсовая работа

допущена к защите                                      защищена с оценкой                                                                «________»

«__» ________2012г.                          «__» ________2012г.

_________________                                      __________________

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3 

1. Теоретические предпосылки  изучения влияния коммерческой  рекламы на ценностные ориентиры  молодежи России                                                       5

1.1 Молодежь как социальная  группа, особенности студенчества  как социальной группы                                                                                                  5                                                

1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской

 молодежи                                                                                                           12                          

2.  Влияние коммерческой  рекламы на ценностные ориентиры  студентов НФИ КемГУ очной  формы обучения                                                                             30

2.1 Обоснование метода и выборки исследования                                         30

2.2 Анализ результатов  исследования влияние коммерческой  рекламы на ценностные ориентиры  студентов НФИ КемГУ очной  формы обучения       36

Заключение                                                                                                              49

Список литературы                                                                                                 54

Приложение А. Анкета                                                                                         57

Приложение Б. Расчет выборки                                                                             60

Приложение В. Результаты социологического исследования                             61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Молодежь как социальная группа, отличающаяся от других групп населения высокой мобильностью, коммуникабельностью и интеллектуальной активностью, максимально подвержена влиянию внешней среды, так как проходит процесс социализации.  В качестве объекта исследование выбрано студенчество – самая динамичная часть молодежи, которая чутко реагирует на мельчайшие конфигурации в его структуре, его политические и экономические трансформации, скоро улавливает новейшие тенденции в культуре. В данной ситуации ценности студенчества более чем у остальных социально-демографических групп подвергаются мощной трансформации.

Ценностные ориентации российской молодежи сформировывались в период  смены идеологий. Социально-экономические преобразования и возникновение новых ценностных ориентаций затронули студенчество  как переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества. Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, так как именно они представляют собой ближайшее будущее нашего общества, тем более это важно в отношении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет из себя студенчество.

С социологической точки  зрения важно, что реклама приобрела  статус социального института: она  отражает ценности общества, способствует их развитию, а также закрепляет формы социального поведения  и  формирует вкусы, ценности, нормы поведения, интересы, образуя потребительские ценности.

Проблема. Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность -  потребление.

Объект исследования – студенты НФИ КемГУ очной формы обучения

Предмет – влияние коммерческой рекламы  на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ  очной формы обучения

Цель работы - выявить влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения

Задачи работы:

1.  Изучить молодежь как социальную группу, особенности студенчества как социальной группы;

2.  Рассмотреть рекламу  и ее влияние на ценностные  ориентации российской молодежи;

      3. Обосновать  метод и выборку исследования;

      8.  Провести  анализ полученных данных. 

Гипотеза. 1. Реклама, в её коммерческой форме, формирует у студентов НФИ КемГУ ценности потребительского характера, что проявляется в их гедонизме и утилитаризме.

В исследованиях, изучающих  ценностные ориентиры молодежи России и влияния коммерческой рекламы  на молодежь России использовались различные  методы (о чем свидетельствует  анализ проведенных эмпирических исследований), но в основном это было анкетирование, поэтому в нашем исследовании будет использован этот метод. Выбор  формализованной исследовательской  парадигмы обусловлен стратегией исследования для обеспечения репрезентативности.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОЛОДЕЖИ РОССИИ

 

1.1. Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы

 

В социологии, важное значение имеет изучение социальных групп, одной  из которых является молодежь. При  исследовании молодежи затрагиваются  такие её аспекты как, социализация, ценностные ориентиры, мотивации деятельности, присущая ей структура социальных статусов и выполняемых социальных ролей.

В современной литературе существуют различные понятия молодежи.  Так,  П. Д. Павленок в своей работе «Социология» приводит одно из наиболее полных определений, ссылаясь на социолога И. С. Кона:  «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологическим свойством». Сам П. Д. Павленок  определяет молодежь как «социальную группу, представленную в социальной структуре общества постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на особой стадии становления как субъекта общественного производства».[17, c.285] Возрастная граница варьируется в зависимости от области исследования. Возраст, определяемый как подростковый: в отечественной психиатрии – от 14 до 18 лет, в криминалистике – от 13 до 16; как юношеский: в психологии – от 16 до 18 лет, в криминалистике – от 17 до 21; как молодежный: в криминалистике от 22 – 35 лет. При исследовании молодежи в социологии определяют границу от 14 до 30 лет. [17, c.286]

Отечественный социолог Е. М. Бабосов отмечает, что специфика  молодежи как социальной группы, определяется тем, что она, во-первых, детерминирована - большинство представителей данной группы (учащиеся, студенты) не обладают в полном смысле слова собственным  социальным положением – их социальное положение обусловлено социальным положением их родителей, либо оно определяется социальным статусом, которого им еще  предстоит достичь (например, профессиональная должность). Во-вторых, социальное своеобразие  молодежи – включенность молодежи в различные сообщества – политические, субкультурные, территориальные, религиозные  и т. д. В-третьих, социальные качества представителя такой социальной группы, как молодежь, еще находятся  на стадии формирования,  поскольку  они проходит процесс социализации. В-четвертых, особенность социального  развития молодежи  как социальной общности обусловлена поэтапным, соответствующим  возрастным изменениям социального  статуса и вытекающим отсюда многоступенчатым становлением и развитием социальных сущностных сил (личностный потенциал, побудительно-мотивационные установки, социокультурные предпочтения и  ценностные ориентации), воплощающихся  в специфических формах её жизнедеятельности.[1, c.232] Молодежь как открытая социальная система, обладает следующими функциями: социализация (восприятие, усвоение и выполнение принятых в обществе социальных норм), воспроизводственная(непрерывное возобновление производства и потребление материальных благ, рабочей силы и производственных отношений), трансляционная(усвоение и передача  знаний, опыта и навыков старших поколений), инновационная (преобразование и расширение опыта). Данные функции взаимосвязаны между собой. [1, c.234]


В. Н. Кузнецова в своей  работе «Социология молодежи» утверждает, что специфика российской молодежи состоит в том, что она сформировалась/формируется  и  прошла/проходит (в зависимости  от возраста) социализацию в государстве, которое было образовано после распада  СССР, где произошла смена тоталитарной формы государственного правления на демократическую; политическое и экономическое единообразие уступило место многопартийности, возникло многообразие форм собственности; атеизм сменился свободой вероисповедания; однообразие духовной жизни и творчества уступило место плюрализму; информационная и культурная изолированность от внешнего мира – гласности, открытости. Образовалась политическая, религиозная, этническая толерантность в отношениях между индивидами, социальными группами и государствами.  В связи с этим, для российской молодежи  характерны такие черты, как стремление к достижению  материального  благополучия, высокого социального статуса за короткий промежуток времени под влиянием внешних факторов (государственной власти или «счастливой случайности, чьей-то помощи»). [10, c.82]

Так как объектом исследования в работе выступают студенты, то следует изучить студенчество, как  социальную группу, которая имеет  как общие со всей молодежью черты, так и специфические особенности.

По мнению социолога И. Кона, на которого ссылается в своей диссертации И. Н. Кулешева, термин «студенчество» обозначает совокупность студентов как социально-демографическую  группу, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением, определенным общественным положением, ролью и статусом, а также представляет  собой определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью  интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которую не имеют другие социально - профессиональные группы.[11, c.26]

Б. Рубин и Ю. Колесников определяют студенчество как мобильную  социальную группу, "основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве". [31]

С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский  считают, что "в социальной структуре  общества студенчество может быть названо  социальной группой, по своему общественному  положению стоящей близко к интеллигенции, являющейся ее резервом и предназначенной  в будущем к занятию высоко квалифицированным трудом в различных  областях науки, техники, управления, культуры и т.д." [6, с.152]

Другой отечественный  исследователь А.Н.Семашко, считает, что было бы неправильным рассматривать  студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам. В подтверждение своих доводов, Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей.[23,c.10]

А. Н. Семашко так же отмечает, что особенность нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика студенческой молодежи, заключается в том, что этот процесс  протекает в условиях ослабления политического и идеологического  прессинга, расширения социальной самостоятельности  и инициативы молодежи. Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим  осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями  о своем профессиональном будущем  и будущем общества. [23, c.21]

Информация о работе Методологии и методики социологического исследования