Методологии и методики социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Изменение ценностных ориентаций молодежи России происходит не столько под воздействием семьи, системы образования и учреждений культуры, сколько, вследствие, воздействия средств массовой коммуникации и коммерческой рекламы. При этом, роль коммерческой рекламы возрастает. Современная коммерческая реклама вырабатывает универсальную ценность - потребление.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения влияния коммерческой рекламы на ценностные ориентиры молодежи России 5
1.1 Молодежь как социальная группа, особенности студенчества как социальной группы 5
1.2 Реклама и ее влияние на ценностные ориентации российской
молодежи 12
2. Влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 30
2.1 Обоснование метода и выборки исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентиры студентов НФИ КемГУ очной формы обучения 36
Заключение 49
Список литературы 54
Приложение А. Анкета 57
Приложение Б. Расчет выборки 60
Приложение В. Результаты социологического исследования 61

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 147.79 Кб (Скачать файл)

На основе эмпирической интерпретации  понятий составлен инструментарий исследования.(см. приложение А)

В исследованиях, изучающих  ценностные ориентиры молодежи России и влияния коммерческой рекламы  на молодежь России, использовались различные методы (о чем свидетельствует анализ ранее проведенных эмпирических исследований), но в основном это было анкетирование, поэтому в нашем исследовании будет использован этот метод. Выбор формализованной исследовательской парадигмы обусловлен стратегией исследования для обеспечения репрезентативности. Дадим определение анкетированию и приведем ряд преимуществ данного метода.

Анкетирование – письменная  форма опроса, как правило, осуществляется заочно, т. е. без прямого контакта интервьюера и респондента. Анкетирование  выбрано в качестве метода сбора  данных с учетом следующих преимуществ:

  1. Анкетный опрос даёт массовую представительную картину об изучаемом предмете;
  2. На респондента не оказывает воздействующего влияния личность интервьюера: его установки, взгляды;
  3. Отсутствие контакта с интервьюером формирует у респондента ощущение большей анонимности, поэтому приводит к более обоснованным ответам;
  4. При заполнении анкет респондент подбирает для себя наиболее подходящее время и скорость заполнения анкет;
  5. Анкетирование может быть проведено кадрами, не обладающими высокой квалификацией;
  6. С помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок. [19, c.92]

Анкет состоит из трех основных отделов: 1) вводная часть (преамбульно-инструктивный); 2) содержательная часть; 3) социально-демократическая часть.

Преамбула состоит из обращения  к студентам, указания темы и цели исследования, так же указание на анонимность. Анкета состоит из 15 вопросов, из них 4 социально-демографических и 11 содержательных вопросов. Вопросы содержательной части  можно разделить на 2 блока –  первый связан с выяснением ценностных ориентаций студентов(3 вопроса), второй позволит выявить влияние коммерческой рекламы на ценностные ориентации студентов (9 вопросов).

Для данной исследования была предпочтена квотная выборка. Квотная  выборка – микромодель объекта  социологического исследования, формируется  на основе статистических сведений (параметров квот), в нашем исследовании, такими параметрами выступают курс и  факультет. [5, c.111]

Так как структура вуза предполагает распределение студентов  по курсам и факультетам, то мы предполагаем рациональным использование квотной  выборки. Так же наш выбор основывается и на том, что  список генеральной  совокупности не содержит информации о социально-демографических характеристиках  элементов, иначе было бы возможным  использование случайной выборки, которая считается эталоном при  проведении социологических исследований.

Так как объектом исследования являются студенты НФИ КемГУ, то  следует описать структуру вуза и определить генеральную совокупность. Следует отметить, что мы не будем брать во внимание студентов 5 курса из-за труднодоступности, поэтому ниже перечисленные данные без учета студентов обучающихся на 5 курсе. Вуз содержит 4 факультета: 1. Экономический факультет – 812 студентов; 2. Факультет информационных технологий – 512 студентов.  3. Юридический факультет – 432 студентов. 4. Гуманитарный факультет – 161 студентов.  Генеральная совокупность – 1917 человек.  Информация получена  из сводной ведомости по контингенту студентов дневной формы обучения высшего образования на январь, февраль и март 2012 года и предоставлена учебно-методическим отделом НФИ КемГУ.

Расчет  будет проводится в таблице со сводными данными  о численности студентов НФИ  КемГУ, 1-4 курса, очного отделения (см. приложения Б, табл.1). Рассчитаем объёмы квот: для  этого для начала рассчитаем доли в генеральной совокупности (делим  каждую ячейку на объём генеральной  совокупности - 1917) (см. приложение Б,  табл.2). Затем умножаем каждую ячейку предыдущей таблицы на 120 (нужный для  нас объём выборки) и получаем объёмы квот.

В итоге нам на экономическом  факультете нужно опросить 50 студентов, из них на 1 курсе – 7 человек, на 2 курсе – 15 человек, на 3 курсе – 12 человек, на 4 курсе – 16 человек; на факультете информационных технологий 32 студентов, из них на 1 и 2 курсе – по 9 человек, на 3 и 4 курсе – по 7 человек; на юридическом факультете 28 студентов, из них на 1 курсе – 6 человек, на 2 курсе - 10 человек, на 3 курсе – 7 человек и на 4 курсе – 5 человек; на гуманитарном факультете 10 студентов из них на 1, 3 и 4 курсе – по 2 человека и на 2 курсе – 4 студента. (см. приложение Б, табл.3)

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ результатов  исследования влияние коммерческой  рекламы на ценностные ориентиры  студентов НФИ КемГУ очной  формы обучения

 

Опрос студентов НФИ КемГУ  очной формы обучения проводился методом анкетирования и продолжался 5 дней. При генеральной совокупности  - 1917 человек и выборке 120 человек, ошибка выборки составила 8, 6%.

Участие в опросе приняли 120 человек, из них 41, 7%  - учащиеся экономического факультета, 26,7% - учащиеся факультета информационных технологий, 23,3% - учащиеся юридического факультета и 8,3% - учащиеся гуманитарного факультета.  Среди  студентов мужского пола было опрошено 35,8% респондентов, из них на 1 курсе – 14,2%, на 2 курсе – 7,5%, на 3 курсе – 11,7% и на 4 курсе- 2,5% студентов. 64,1% составили студенты женского пола, из них 27,5% обучаются на 1 курсе, 19,2% - на 2 курсе, 11,7% - на 3 курсе, и 5,8% - на 4 курсе.(см. приложение В, табл.4)

Возраст опрашиваемых составил от 17 до 22 лет, из них семнадцатилетних оказалось 0,8% (1 респондент), восемнадцатилетних 23, 3%, девятнадцатилетних 30, 8%, двадцатилетних 18,3%, двадцатиоднолетних 23,3%, двадцатидвухлетних 3,3%.

 При исследовании выяснилось, что в иерархии ценностных ориентаций самым важным для респондентов является  «семья», затем «здоровье», «друзья», «жизнь», «любовь», «образование», «деньги», «справедливость, «работа», «вера» и на последнем месте «патриотизм».

Рис.1. Иерархия ценностных ориентаций                                    

     1         2        3       4       5        6       7       8       9     10     11

Далее проанализируем отношение  между частотой контакта с рекламой и иерархией ценностных ориентаций, которая выражена в средних значениях.  Респондентами была дана субъективная оценка частоты рекламных контактов.  Самый высокий средний ранг при частных контактах с рекламой  принадлежит ценности «семья»(2,4), более высоким рангом обладает «семья»(1) при совершенном отсутствии контакта с рекламой. Это означает, что частота контакта с коммерческой рекламой в незначительной мере влияет на  выбор респондентами лидирующей позиции такой ценности, как семья.

Позиции «друзья»(2,5), «справедливость»(6), «вера»(6,5) и «любовь»(2,5), наиболее важны как ценность для респондентов, никогда, по их мнению, не контактирующих с рекламой, а  позиции «здоровье»(6,5), «образование»(8,5) и «жизнь»(7) для них менее важны.  Ценность «патриотизм» имеет незначительную разницу для студентов, в не зависимости от частоты контакта с коммерческой рекламой. Для людей просматривающих рекламу очень редко  «деньги»(4,8) имеют более важное значение, чем для людей, контактирующих с рекламой редко, часто(6,7) и очень часто(6). Ценность «работа»(10,5) менее важно для людей, никогда не контактирующих с рекламой, чем для людей, контактирующих с рекламой с различной частотой. Анализ средних категорий "деньги" и "работа", при частых и очень частых контактах с рекламой не доказывает гипотезу о том, что коммерческая реклама формирует ценность утилитаризма у студентов НФИ КемГУ. (см. приложение В, табл.5)    

Анализ связи между  отношением к коммерческой рекламе  и иерархией ценностных ориентаций, выраженной в средних значениях, позволил сделать следующее заключение. Среди, позитивно относящихся к рекламе респондентов, самый низкий средний ранг был отдан "патриотизму"(10,2). А в лидирующей позиции оказалась ценность «семья»: для позитивно относящихся к коммерческой рекламе (2,2), для негативно относящихся к рекламе – 2,5,  для респондентов с нейтральным отношением к рекламе - 3. Как оказалось, высокий балл, которая получила ценность «семья» не зависит от отношения к коммерческой рекламе. Ценность «деньги»(6,9),  для позитивно относящихся к рекламе студентов, имеет менее важное значение, чем для негативно (5,7) и нейтрально (6,5) относящихся к рекламе. «Работа» же  имеет более важное значение, для респондентов с позитивным отношением к рекламе – 6,7 и менее важное значение для негативно и нейтрально относящихся к рекламе респондентов – 7,3 и 7,1 соответственно. Это частично подтверждает гипотезу о том, что реклама формирует ценность утилитаризма. Что касается остальных понятий - оказалось, что отношение к коммерческой рекламе не значительно влияет на место в жизни студента той или иной ценности. (см. приложение В, табл.6)

На вопрос «Что, по вашему мнению, в наибольшей степени оказывает  на вас влияние?», респонденты ответили следующим образом: 87, 5% - «общение с  друзьями», 70% - «общение с родителями/родственниками», 55,8% - «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе соц. сети)», 50,8% - «чтение художественной литературы», 49,2% - «прочие интернет-ресурсы (новостные, специализ. форумы и т.д.», 40,8% - «посещение концертов», 31, 7% - «чтение образовательной литературы», 30,8% - «просмотр телевизора», 25,8% - «посещение театров, концертов», 24,2% - «чтение газет, журналов», 20,8% - «посещение клубов по интересам, спортивных учреждений», 18,3% - «посещение ночных клубов, дискотек», 12,5% - «посещение музеев, выставок», 7,5% - «прослушивание радио», 4,2% - «просмотр/прочтение/прослушивание рекламы», и всего 1 респондент выбрал пункт «другое», отметив там «занятие музыкой». Данные ответы позволили нам выяснить источники формирования жизненных ценностей у респондентов.(см. приложение В, табл.7)

Затем мы установили связь  между частотой контакта с рекламой и источниками формирования жизненных  ценностей. Анализ показал, что, на респондентов, считающих, что у них контакт с рекламой происходит «часто» и «очень часто», в наибольшей степени оказывают влияние «общение с друзьями» (84% и 70,8% - соответственно), «общение с родителями/ родственниками» (68% и 72,9%), затем «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе, соц. сети)» (64% и 43,8%), при чем последнее (находится на том же уровне, что «общение с друзьями») оказывает большее влияние на респондентов  контактирующих с рекламой «редко»(66,7%) и «очень редко» (60%), а уже потом «общение с родителями/родственниками»(80% и 40% - соответственно). Данные факты не доказывают гипотезу  о том, что коммерческая реклама способствует появлению у студентов гедонистических ценностей, так как для студентов с разной частотой контакта с рекламой на первом месте выступает  «общение с друзьями», «общение с родственниками», затем  «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе, соц. сети)».

При этом «просмотр телевизора»(36% и 31,3%), «посещение кинотеатров»(48% и 37,5%), «посещение ночных клубов, дискотек»(28% и 10,4% - соответственно) для респондентов, контактирующих с рекламой «часто» и «очень часто», оказывает большее влияние, чем на респондентов реже контактирующих с рекламой.  А на респондентов «редко» и «очень редко» контактирующих с рекламой большее влияния оказывают  «посещение клубов по интересам, спортивных учреждений»(13,3% и 40% - соответственно), «чтение художественной литературы» (по 40%), «чтение образовательной литературы»(так же по 40%) и «посещение театров, концертов»(13,3% и 40%) Контакты с рекламой не отметил ни один респондент. (см. приложение В, табл.8)

Далее мы установили связь  между отношением к коммерческой рекламе и источниками формирования жизненных ценностей. Для респондентов, относящихся к рекламе позитивно  «общение с друзьями» оказывает большее влияние, чем на негативно и нейтрально относящихся к рекламе респондентов. На втором месте для позитивно относящихся к рекламе респондентов выступают «развлекательные интернет-ресурсы (в том числе, соц. сети)»(66,7%), а затем «общение с родителями/родственниками»(60%) и «посещение клубов по интересам, спортивных учреждений»(60%). Наименее важным источником формирования жизненных ценностей для позитивно относящихся к рекламе респондентов является «посещение театров и концертов»(13,3%).  На респондентов, негативно относящихся к коммерческой рекламе, так же самое большее влияние оказывает «общение с друзьями»(80%), но уже в меньшей степени чем, для положительно(100%) и нейтрально(87,1) относящихся к рекламе студентов.  На втором месте для негативно относящихся к рекламе студентов выступает  «чтение художественной литературы»(60%),  и на 3 месте «прочие интернет-ресурсы (новостные, специализированные форумы и т.д.)»(55%).  Нейтрально относящиеся к рекламе, студенты также, среди прочих факторов влияния, выделяют в первую очередь «общение с друзьями», затем «развлекательные интернет- ресурсы (в том числе, соц. сети)»(60%),  и «прочие интернет-ресурсы (новостные, специализированные форумы и т.д.)»(51,8%).

Позитивно и нейтрально относящиеся  к рекламе студенты смотрят телевизор, посещают ночные клубы чаще, (40% и 16,5% - соответственно) чем негативно относящиеся (10%). При этом посещают театры   чаще, респонденты, негативно относящиеся к коммерческой рекламе (45%). «Чтение образовательной литературы» имеет относительно одинаковое значение для респондентов с позитивным (33.3%), негативным (35%) и нейтральным (30,6%) отношением к коммерческой рекламе. Полученные данные свидетельствуют об антагонистичности выбора респондентов и указывают на отсутствие связи между источниками формирования жизненных установок и отношения к рекламе.

Информация о работе Методологии и методики социологического исследования