Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

2. Участники осознают, что злоупотребление спиртного  в нашем обществе является  распространенным явлением.

3. Ученики понимают  причины и следствия злоупотребления  спиртного, вытекающие из убеждения,  что:

- алкоголь доставляет  приятное ощущение, улучшая самочувствие, на время заглушая душевную боль;

- помогает устанавливать  и поддерживать контакты различного  рода…

- алкоголь отвлекает  от работы, учебы, решения насущных  проблем;

- алкоголь разрушает  здоровье, семью, дружбу, любовь и  будущее.

4. Ученики обдумывают возможные последствия отказа злоупотреблением алкоголем в нескольких типичных ситуациях.

Вспомогательные материалы: пять комплектов черно- белых или цветных картинок, подготовленных учениками. Они должны представлять типичные ситуации, во время которых употребляют спиртное (например, на дискотеке, на вечеринке, на семейном торжестве, на стройке - рабочими; в парке- молодежью).

Методы: общая групповая работа.

  1. Учитель делит класс на группы, состоящие из 5-6 человек. Каждой группе дается комплект картинок и таблица для заполнения. Определяется задание: анализируя картинки, ученики должны заполнить таблицу, отвечая на вопросы: кто, когда, где, почему пьют и злоупотребляют спиртные напитки, можно ли отказаться от этого в отдельных случаях?
  2. Ученики выполняют задания.
  3. Представители групп показывают всему классу полученные результаты.
  4. Дискуссия с участием всего класса. Согласование результатов. Определение выводов.

Упражнение 4. Учащиеся и взрослые говорят: «Спасибо, нет!»

Время: 2-3 занятия по 45 минут, внеклассное анкетирование 1-2 часа.

Цели: ученики знакомятся с аргументами, которые можно использовать, отказываясь пить. Ученики проводят интервью.

Методы: дискуссия, интервью в различных кругах.

Вспомогательные материалы: магнитофон, диктофон.

       Учитель предлагает классу провести дискуссию на тему: «Какими аргументами можно пользоваться, отказываясь пить спиртное в ситуациях, когда на ученика оказывают давление?»

      Представленные классом аргументы записываются на доске, а потом на листочках, которые сохраняются как документ. Список можно дополнить, предлагая ученикам провести в школе ряд интервью среди сверстников. Это было бы хорошей подготовкой к следующему интервью, которые будут проводиться со взрослыми.

       Затем предлагает ученикам, чтобы они провели интервью дома с родителями или другими взрослыми на тему: «Как взрослые в компании отказываются пить спиртное?». Можно организовать проведение группой учеников интервью по случайно встреченными на улице людьми. В такой ситуации был бы полезен магнитофон или диктофон, хотя и при их отсутствии, ученики успешно могут записать ответы на вопросы.

На следующих занятиях учащиеся представляют результаты исследований, используя список аргументов, предложенных взрослыми. Затем они сравнивают составленный ими раннее список аргументов с мотивировками, полученными при проведении интервью.

   Учитель начинает дискуссию по следующим вопросам:

- какие аргументы встречаются  в этих списках;

- что отличает оба  списка;

- как молодые люди  могут отказаться от распития  спиртного в компании;

- какие аргументы представили  участвующие в интервью женщины;

- какие аргументы представили участвующие в интервью мужчины;

- какие способы отказа  от злоупотребления алкоголя  являются «женскими», а какие  - «мужскими»;

- какие аргументы наиболее эффективны?

Конечно, таких вопросов может быть и больше. Важно, чтобы  дискуссия проходила в атмосфере  терпимости, свободы и доверия, искренности  и непринужденности.

Упражнение 5. Отказ от алкоголя в группе сверстников

Время: около 45 минут.

Цели:

  1. Ученики самостоятельно высказывают предложения о том, что могло стать причиной злоупотребления алкоголем в данном случае.
  2. Ученики самостоятельно высказывают предложения  о том, что могло стать причиной злоупотребления спиртных напитков в данном случае.
  3. Ученики в ходе обсуждения высказывают предложения относительно факторов злоупотребления алкоголем подростками.
  4. Ученики пишут причины, по которым подростки должны отказываться от злоупотребления алкоголем.

Вспомогательные материалы: специальная анкета предназначенная для каждого ученика.

Методы: дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всего класса.

Действующие лица: журналист, Павлик, отец Павлика, мать Павлика.

Журналист сообщает: «Вчера вечером в городскую больницу был доставлен 11-летний мальчик Павлик, обнаруженный в состоянии алкогольного опьянения в автобусе. К счастью, первый контакт мальчика с алкоголем не закончился трагически. Как это произошло?». Павлик рассказывает. Журналист обращается к матери Павлика: «А может быть Вы знаете причины вчерашнего «приключения» сына?». Мать Павла: « Мой сын немного ниже ростом его ровесников в классе. Быть может, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел понравиться друзьям? Вероятно, Павел хотел доказать, что он уже сильный мужчина?».

Журналист: «Конечно, здесь  мы имеем дело с «неформальным» случаем. Но как это могло произойти?».

В этот момент подключается преподаватель: сначала давайте  ответим на вопрос, как вел себя Павлик и его друзья? Если кто-то что-то делает, он вероятно, для этого  существуют какие-либо причины. Давайте  подумаем над ответом на вопрос: почему именно так вел себя Павлик и его друзья, а не иначе. Если каждый ответит самостоятельно на эти вопросы в анкете, которую он получил, то мы попробуем найти причины, по которым подростки злоупотребляют спиртным, а также определить, правильно ли запрещают подросткам употреблять алкоголь.

Упражнение 6. Пантомима «Нет, я не иду с вами»

Время: 2-3 занятия по 45 минут.

Цели: ученики подготавливают и разрабатывают короткие сценки пантомимы, разрабатывают жесты, выражающие предложение выпить и отказ от распития.

Вспомогательные материалы: подготовленные учениками реквизиты, сценарные заголовки.

Методы: исполнение ролей, дискуссия.

1.Подготовка игры. Весь класс следует поделить на небольшие (по 5 человек) группы. Заданием каждой группы будет подготовка небольшой немой сценки-пантомимы. Необходимо объяснить ученикам, что пантомима-представление без слов, в котором актеры выражают действие и чувства с помощью мимики, жестов и движений. Каждая группа должна подготовить, а потом сыграть сценку, в которой собирается группа людей и решает отметить встречу, употребляя пиво или вино в парке или в ресторане (здесь можно представить ученикам множество различных вариантов).

Один из членов группы с помощью мимики, жестов и движений показывает, что он отказывается от участия в распитии алкоголя. Все остальные оказывают на него давление, уговаривают его пойти с ними. Тут не так важно, какой будет конец сцены. Подготавливая пантомиму, ученики должны проявить свою сообразительность, воображение, подобрав какой-нибудь реквизит. Можно объявить ученикам, что особенно хорошо и оригинально подготовленные сценки будут отмечаться призами жюри, в состав которого войдут учитель и представители каждой группы. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики сами разделились на группы.

Важно также, чтобы было 4 вида таких групп:

- одни мальчики;

- одни девочки;

- одна девочка, которая  играла бы роль отказывающегося  от участия в распитии алкоголя, пьяная команда целиком состояла  из мальчиков;

- один мальчик, который  играл бы роль отказывающегося  от спиртного, а девочки - роль соблазнительниц.

2. Ход игры. Игра имеет 2 фазы: представление и дискуссия.

Фаза 1. Представление.

На занятиях каждая группа поочередно представляет свою сценку. Остальные стараются отгадать, какие  причины отказа выражаются с помощью  мимики, жестов и действий актерами, которые играют роль непьющих. Эти причины остальная часть класса записывает на листочках. После представления всех пантомим собирается жюри и объявляются результаты конкурса.

Фаза 2. Дискуссия.

Учитель собирает записи учеников и на их основе пишет на доске список причин отказа от употребления спиртного. Этот список в дальнейшем становится предметом дискуссии по следующим вопросам:

- какие причины чаще  всего разыгрывали «актеры» в  сценке пантомимы, изображая отказ  от употребления алкоголя?

- какие причины отказа  использовали девочки, когда их  уговаривали мальчики?

- какие причины отказа  использовали мальчики, когда их  уговаривали девочки?

- какие причины отказа  использовали девочки, когда их  уговаривали девочки?

- какие причины отказа использовали мальчики, когда их уговаривали мальчики?

- в чем суть «мужских»  причин отказа?

- в чем суть «женских»  причин отказа от употребления  алкоголя?

- могут ли быть еще  использованы какие-либо другие  причины ля отказа?

- от чего зависит  эффективность отказа от участия в алкогольных мероприятиях?

Вопросов, конечно, может  быть и больше. Важно только, чтобы  дискуссия была искренней, чтобы  ученики без смущения могли изложить свои мнения.

Упражнение 7. Судебное разбирательство

Время: около 45 минут.

Цели: ученики знакомятся с принципами и процедурой судебного разбирательства.

Вспомогательные материалы: судебные реквизиты.

Методы: дидактическая игра.

Подготовка судебного  процесса может стать для подростков возможностью обсуждения вопроса, посвященного употреблению алкоголя, возможностью знакомства с системой правосудия и законов, связанных с проблемами алкоголизма. План предусматривает распределение ролей между 12-20 учениками и воссоздание событий, связанных с правонарушением или преступлением, совершенным под воздействием алкоголя. Игра позволяет обсудить возможность применения наказания нарушителей как формы общественного контроля. В ходе инсценировки судебного разбирательства ученики имеют возможность познакомиться со специальными материалами, касающимися юридических вопросов, медицинских и уголовных проблем.

Упражнение 8. Ответ «Нет»

Время: около 45 минут.

Цели: учащиеся учатся говорить «нет» в различных ситуациях.

Методы: дидактическая игра в форме инсценировки.

1. Следует выбирать  несколько ситуаций из представленных ниже или предложить свой сценарий. Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывают давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет. Остальные могут избрать роль сверстников, которые оказывают давление. Стоит обратить внимание на то, что сценка должна быть представлена в наиболее приближенной к действительности форме. Важно, чтобы каждый ученик мог побывать в такой ситуации и сказать «нет».

      Твой друг представляет тебе:

- украсть несколько  конфет;

- прогулять занятия;

- убежать из дома;

- выпить пиво;

- покурить;

- употреблять спиртное;

- списать контрольную  работу;

- сделать кому –нибудь  пакость.

Незнакомый  взрослый человек уговаривает тебя:

- пойти прогуляться  вместе с ним;

- выгородить его, сказав кому-то неправду;

- купить таблетки или  другие лекарства;

- не слушаться родителей;

- рассказывать о себе.

Группа друзей хочет, чтобы:

- ты тихо ушел из  дома и встретился с ними;

- ты украл для них  образец контрольной работы;

- покурил с ними;

- ты попросил своего старшего брата купить им пива;

- ты с ними выпил;

- ты с ними употреблял  наркотики.

2. После того, как все  представленные ситуации будут  сыграны, стоит похвалить каждого  ученика за решимость, с которой  он говорил «нет», и просить,  есть ли еще какие-либо способы выйти из похожей ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего «лица». Затем наступает время обсуждения последствий отказа (ответа «нет») и защиты своих точек зрения (например, потеря друга, очень плохое самочувствие). Какие могли бы возникнуть в этой ситуации проблемы, если бы ты сказал «нет»?

Упражнение 9. Способы выпивки и злоупотребления  алкоголем в моем кругу

Время: 1-2 занятия.

Цели: ученики знакомятся с давними способами распития спиртного и с современными, анализируют способы распития спиртного раньше и в настоящее время в своих семьях.

Методы: интервью с родителями, обсуждение.

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова