Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа

Краткое описание

Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45

Заключение………………………………………………………………………...68

Список использованной литературы……………………………………..........70

Приложения………………………………………………………………………..75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Ермина ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗМА.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

29. Маюров, А. Н. Наркотики, выход из наркотического круга [Текст] / учеб. пособие / А. Н. Маюров, Я. А. Маюров.- М. : Педагогическое общество России, 2006.  - 192 с.

30. Мастюкова, Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме [Текст] / Е. М. Мастюкова, Г. В. Грибанова, А. Г. Московкина.- М. : Владос, 2006. – 115 с.

31. Москалева, А. С. Сборник методик диагностики состояния здоровья личности [Текст] / А. С. Москалева; Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: [б.и.], 2007.  - 101 с.

32. Метюхляев, А. В. Ранний алкоголизм [Текст] / А. В. Метюхлев. – Архангельск: АГМА, 1999. – 201 с.

33. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] : А.В.Мудрик.- М.: Академия, 2005. – 200 с.

34. Никитин, Ю. И. Профилактика и лечение алкоголизма [Текст] / Ю. И. Никитин. - Киев : Здоровье, 994. – 87 с.

35. Нравственность. Здоровье. Семья [Текст] : метод. пос. для учителя / А. С. Белкин [и др.] отв. ред. А. С. Белкин. – Екатеринбург : Центр «Учебная книга», 2001. – 277 с.

36. Об образовании [Текст] : федер. Закон. – М. : Инфра-М, 2002. – 54 с.

37. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова.- М. : ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.

38. Панкова, Р. Я. Алкоголь и трудовая, учебная деятельность [Текст] / Р. Я. Панкова, Д. В. Панков - М. : Просвещение, 1988. – 69 с.

39. Педагогический словарь [Текст] / под. ред. И. А. Каирова [ и др. ].- М. : Академия педагогических наук, 1985. – 766 с.

40. Педагогический словарь [Текст] / под ред. Г. Н. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 176 с.

41. Польянова, Т. А. Азбука игровых программ [Текст] / Т. А. Польянова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург [б.и.], 2006. – 88 с.

42. Полный сборник кодексов Российской Федерации [Текст] : офиц. Тексты / вступ. ст. Б. Грызлова. – М. : Омега-Л, 2005. – 1064 с.

43. Права детей [Текст] // Международные акты о правах человека : сб. док. / сост., авт. вступ. ст. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. – М. , 1998. – Разд. 9. – С. 268-323.

44. Рожков, М. И. Профилактика наркомании у подростков [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. М. Рожков, М. А. Ковальчук.- М.: Владос, 2004. – 144 с.

45. Савченков, В. В. Употребление алкоголя подростками [Текст] / В. В. Савченков. – М. : Психология, 2002. – 83 с.

46. Сакович, Н. А. Игры в тигры [Текст] / Н. А. Сакович. - Санкт- Петербург: Речь, 2007. - 208 с.

47. Сидоров, П. И. Ранний алкоголизм [Текст] / П. И. Сидоров. – Архангельск: АГМА, 1999. – 306 с.

48. Сирота, Н. А. Программа формирования здорового жизненного стиля [Текст] / Н. А.Сирота, В. М. Ялтонский.-  М. : Генезис, 2000.- 159 с.

49. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. М. : Генезис, 2001.- 216 с.

50. Сирота, Н. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах [Текст] / Н. А. Сирота. В. М. Ялтонский.  – М. : Генезис, 2000. – 306 с.

51. Социальная психология [Текст] : учебник / А. И. Сухов [и др.] ; под ред. А. И. Сухова, А. А. Дергача. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2005. – 600с.

52. Стрельчук, И. В. Острая и хроническая интоксикация алкоголем [Текст] / И. В.Стрельчук. – М. : Медицина, 1973. – 74 с.

53. Сысоева, М. Е. Организация работы по составлению программ [Текст] / М. Е. Сысоева. – М. : ДАЕ, 2000. – 127 с.

54. Таболин, В. А. Алкоголь и потомство [Текст] / В. А. Таболин, С. А. Жданова. - М. : Высшая школа, 1988. – 110 с.

55. Требования к программам по педагогическим дисциплинам [Текст] / науч. – метод. рекоменд. / Т. И. Попова. – 2-е изд.- М. – Воронеж : ВАК МОРФ Экспертный совет по педагогике и психологии, 2003. – 94 с. 

56. Тростанецкая, Г. Н. Профилактика злоупотребления психактивными веществами [Текст] / Г. Н. Тростанецкая, А. А. Гериш.- М. : АПКиПРО, 2002. – 269 с.

57. Трудовой кодекс Российской Федерации   [Текст]. – М. : Инфра-М, 2006. – 203 с.

58. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе [Текст] / Т. А. Шилова. - М. : Айрис дидактика, 2005. – 96с. 

59. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика [Текст] / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова.- М. : Владос, 2008.- 447 с.

60. Холостова, Е. И. Социальная работа : теория и практика [Текст] : учеб. пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М. : Инфра – М, 2003. - 427 с.

61. Этнин, Г. М. Лечение алкоголизма [Текст] / Г. М. Этнин. – М. : Медицина, 1990. – 153с.

 

 

Приложения

                                                                                                      Приложение №1

Скрининг-анкета на определение уровня алкоголизма.

Скрининг-анкета позволяет определить уровень алкоголизма. Она состоит из 15 вопросов, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответы с помощью ключа переводятся в баллы и суммируются.

Всего насчитывается  шесть уровней алкоголизации:

0- Полная трезвость.

1- Единичное или эпизодическое употребление алкоголя, сопровождающееся неприятными ощущениями.

2- Эпизодическое употребление  с эйфорией и уже хорошей  переносимостью.

3- Для него характерен  высокий риск развития алкоголизма,  когда и возникают эксцессы  на почве употребления алкоголя.

4- Это формирование  психической зависимости, сопровождающееся активным стремлением к выпивке.

5- Это формирование  физической зависимости от алкоголя, с повышенной его переносимостью, активным похмельным синдромом  и стремлением пить еще и  еще.

6- Это алкогольный  распад личности, запойные пьянства, вызывающие злобность и агрессию.

Вопросы.

1. Пробовали вы алкогольные  напитки?

2. Первое в жизни  употребление алкоголя вызвало  у вас приятные воспоминания?

3. Алкоголь для вас  - средство занять свободное время?

4. Ваши друзья выпивают  чаще двух раз в месяц?

5. Разговоры о выпивке вызывают у вас желание выпить?

6. Приходила ли вам  когда-нибудь мысль о необходимости  сократить употребление алкоголя?

7. Появлялось ли у  вас чувство вины или досады  в связи с употреблением алкоголя?

8. Считают ли некоторые  ваши знакомые, что вы много пьёте?

9. Считают ли ваши  родные и близкие, что вы  много пьёте?

10. Можно ли весело  провести день рождения, совершенно  не выпивая?

11. Бывает ли вам  трудно воздержаться от приёма  алкоголя?

12. Были ли у вас  неприятности в учёбе из-за  употребления спиртного?

13. Задерживались ли  вы сотрудниками милиции в  состоянии опьянения?

14. Забывали ли вы  часть минувшего вечера после  выпивки?

15. Случалось ли вам  выпивать утром натощак, что  бы улучшить своё настроение?

Значение ответов для  юношей.

          Вопросы

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Нет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

Да

3

2

3

6

7

1

6

3

5

0

6

2

10

1

7



Значение ответов для  девушек.

          Вопросы

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Нет

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

0

0

0

0

Да

5

5

5

7

1

2

8

5

8

0

5

5

10

7

5


Интерпретация.

Для юношей: 0-1уровень - 0-10 баллов,

2 уровень-10-23 балла, 

3-4 уровни -23-61 баллов.

Для девушек: 0-1 уровень-0-8 баллов,

2 уровень -8-20 баллов,

3-4 уровни-20-58 баллов.

Приложение № 2.

Анкета по определения уровня знаний об алкоголизме.

Цель: определить уровень  знаний об алкоголизме у учащихся.

Вступление: Уважаемые  учащиеся, вашему вниманию предлагается ряд вопросов, которые помогут  определить уровень ваших знаний об алкоголизме. Надеемся на искренность ваших ответов. Заранее благодарны.

Инструкция: Необходимо выбрать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу на поставленный вопрос.

Вопросы.

1. Пиво пить не вредно, так как в нем содержится мало алкоголя?

А –Да, В- Нет

2. Алкоголь вреден даже в малых дозах?

А – Да, В - Нет

3. В возрасте употребление алкоголя не вредит здоровью?

А - До 16лет, В - С 16 до 21, С - После 21, Д - Иной ответ

4. Какой орган человеческого тела в первую очередь подвержен отрицательному воздействию алкоголя?

А –Сердце, В –желудок, С - Печень

5. Верно ли утверждение: «Чем раньше человек начинает употреблять спиртное, тем меньше шансов, что он будет алкоголиком»?

А – Да, В - Нет

6. Первым признаком алкоголизма является:

А - Появление галлюцинаций, В - Дрожь в руках, С - Тяга к спиртному

7. У подростков алкоголизм протекает так же как и у взрослых

А - Да, В - Нет

8. С какого возраста разрешается законом покупать алкогольные напитки?

А - С 16 лет, В - С 18 лет, С - С 21

9. Можно ли отравится алкоголем?

А – Да, В – Нет, С - Да, если алкогольный напиток не качественный

10. Выберите верное утверждение:

А - Алкоголизм это не болезнь, В - Алкоголизм это не излечимая болезнь, С - Алкоголизм это излечимая болезнь

11. Сколько существует стадий алкоголизма?

А – 2, В – 3, С - 4

12 Алкоголь влияет  на:

А -Только на человека, его употребляющего, В - На человека и его семью, С - Человека, семью и общество

13. Существует ли пивной алкоголизм?

А - Да, В - Нет

Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

В

А

Д

С

В

С

В

В

А

С

В

С

А


За каждый правильный ответ – 2 балла.

Итерпритация:

0-8 Низкий уровень знаний (необходимо антиалкогольное просвещение).

8-10 Средний уровень (рекомендуется антиалкогольное просвещение).

0-26 Высокий уровень (антиалкогольное просвещение не обязательно).

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    Приложение №3

Информация о работе Первичная профилактика злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере « МОУ Нижнебардымская основная общеобразова