Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:43, дипломная работа
Мы выбрали данную тему, так как проблема злоупотребления алкоголем у подростков очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков характеризуется огромными цифрами. Во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира, а также в России все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди подростков, проводятся исследования с целью изучения злоупотребления спиртных напитков подростками, выявления факторов, способствующих развитию алкоголизма у подростков.
Введение………………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Теоретические аспекты профилактики злоупотребления алкоголем у подростков
1.1. Особенности злоупотребления алкоголем подростков: понятие, причины, последствия…………….…………………………………………………6
1.2. Основные этапы и методы первичной профилактики злоупотребления алкоголем у подростков…………………………………….….18
1.3. Понятие программы и основные виды программ………………………………………………………………...…………..31
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)………………...42
2.2. Рекомендации по разработке программы по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе (на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)…………………………………………………………………………...…45
Заключение………………………………………………………………………...68
Список использованной литературы……………………………………..........70
Приложения………………………………………………………………………..75
4. Содержание деятельности (программы)
В содержании раскрывается
краткое содержание тем/мероприятий,
включая теоретические и
5. Перечень материально-технического и методического обеспечения программы состоит из последовательного перечисления всего необходимого для ее реализации. Оформляется в следующем порядке:
- помещение (площадь, освещение, покрытие и пр.);
- оборудование и мебель,
- технические средства;
- канцелярские товары;
- наглядные и раздаточные пособия;
-др.
6 Список литературы.
Элементы описания каждого издания должны производится в определенной последовательности [23]:
- автор;
- название;
- место издательства,
- название издательства;
- год издательства.
Таким образом, программа-- это документ, определяющий цели и задачи, содержание, средства и результат социальной деятельности и регламентирующий эту деятельность. К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся:
- учебная программа;
- программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год;
- программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более;
- программы
деятельности по конкретным
По структуре каждая программа должна состоять их следующих частей:
1) Название программы (оформляется на титульном листе).
2) Пояснительная записка.
3) Тематический план (план действий, мероприятий).
4) Содержание деятельности.
5) Перечень материально-технического и методического обеспечения программы.
6) Список литературы.
Глава 2. Практический опыт первичной профилактики у подростков в сельской школе
2.1. Анализ практического опыта по первичной профилактике злоупотребления алкоголем у подростков в сельской школе
(на примере МОУ «Нижнебардымская основная общеобразовательная школа»)
Социально- педагогическая деятельность по первичной профилактике алкоголизма в школе, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, классных руководителей, заместителя директора по внеучебной работе и директора школы.
Рассмотрим социально-
Данная деятельность с подростками в этой школе имеет следующие направления:
1. Диагностическая деятельность.
2. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростка, злоупотребляющего спиртными напитками, посредством его личностного развития.
3. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.
4. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
5. Деятельность по антиалкогольному воспитанию.
Рассмотрим
каждое направление социально-
1. Диагностическая деятельность.
Заключается в анализе проблем конкретного подростка или группы подростков, в выявлении и формулировке противоречий, нуждающихся в немедленной ликвидации с помощью каких-либо методик, технологий, структур.
Поэтому классные руководители на данном этапе работы используют скрининг - анкеты «уровень алкоголизма» и тест «Определение уровня знаний об алкоголизме» (см. приложение № 1,2).
Используя приведенные методики, классные руководители в МОУ «Нижнебардымская общеобразовательная школа» выявляют тех детей, которые злоупотребляют алкоголем, у которых низкий уровень знаний об алкоголизме и которым необходимо антиалкогольное просвещение.
2. Деятельность
по повышению уровня
В Нижнебардымской школе заместителем директора по внеучебной работе разработана программа по социальной адаптации подростков.
Основная цель программы: формирование социально-зрелой и эффективно функционирующей личности.
Основные задачи:
1. Пропаганда ЗОЖ и профилактика вредных привычек школьников;
2. Актуализация процесса профессионального самоопределения подростка;
3. Развитие у детей навыков самопознания;
4. Формирование знаний
о правах и обязанностях
5. Повышение уровня воспитательного потенциала подростка (см. приложение №3).
3. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголя.
Данное направление осуществляется через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий является формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.
В процессе беседы с учащимися было выявлено, что 10 человек, учащихся 7 -9 классов стали меньше употреблять спиртные напитки, после проведенных с ними бесед о вреде алкоголя.
Кроме дискуссий в школе применяются и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать классный руководитель или любой педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников.
Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где учителя предметники и классные руководители выступает в роли арбитра; а также деловая игра, беседа.
Также одним из методов работы в данной области является информированность подростков о вреде алкоголя. Здесь заместителем директора по внеучебной работе совместно с подростками в школе выпускаются информационные стенды, стенгазеты, плакаты, листовки. Обычно этим делом они занимаются в подростковом клубе «Вдохновение».
Используя данный метод профилактики, придерживаются следующих принципов:
-Информация должна быть в целом позитивной;
- Негативная информация должна содержать сведения о трагических последствиях употребления алкогольной продукции;
-Любая публикация должна
содержать четкую, всем понятную
рекомендацию по профилактике
алкоголизма;
-В подготовке материала должны участвовать сами подростки;
-Любая информация должна
воздействовать на мотивационную
сферу адресной аудитории.
Публикации, направленные на профилактику алкоголизма, выполняют следующие задачи:
1) Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления алкоголем;
2) Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой об алкоголе, и умение принимать правильное решение;
3) Формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения.
Первичная профилактика в данной школе также включает комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня знаний об алкоголизме, снижение уровня употребления алкоголя среди школьников.
Классными руководителями в МОУ «Нижнебардымская общеобразовательная школа» проводятся следующие мероприятия:
1. Беседа по профилактике
злоупотребления алкоголем
4. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.
Антиалкогольное воспитание завучем по внеучебной работе в школе проводится не только среди школьников, но и среди их родителей на родительских собраниях.
Здесь очень важно разъяснять родителям, что отношение детей к жизни, их отношение к пьянству во многом зависит от того, как к ним относятся сами родители. Дети, как правило, во всем стараются подражать родителям. Последние должны помнить об этом и не подавать детям дурных примеров.
В ходе наблюдения за родителями учащихся было выявлено, что родители сами иногда бывают инициаторами выпивок своих детей. Во многих «благополучных» семьях подчас не считается преступным дать ребенку сухого вина или пива, а иногда потчевать его водкой. «Пусть лучше начнет пить дома», - говорит отец, наливая своему сыну-подростку. Да и сами дети, подражая взрослым, нередко наливают себе в рюмку, находясь за общим столом. Такое подражание взрослым может закончиться плачевно.
Родителям, особенно молодым, школа старается разъяснить вредное влияние алкоголя на потомство, на растущий организм ребенка. Необходимо убедительно показать, что истоки употребления алкоголя детьми в неблагополучии семьи, неправильных взаимоотношений родителей, их ссорах, пьянстве и др.
Наоборот, дружная семья, общие увлечения любимым делом, правильный режим работы- факторы, препятствующие пьянству, равно как и другим отрицательным наклонностям. Необходимо не только разъяснить все это родителям, но и научить тому, как правильно направлять интересы и деятельность ребенка вот основные принципы на которые опирается школа.
Наряду с проведением антиалкогольной пропаганды среди родителей, проводится и антиалкогольная пропаганда среди детей. Причем дети сами активно участвуют и пытаются бороться за трезвую окружающую среду.
5. Деятельность
по антиалкогольному воспитанию
Центральное место в деятельности педагогов в данной школе с детьми, злоупотребляющих алкоголем, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к алкоголю.
Антиалкогольное воспитание направлено на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем.
Классные руководители и педагоги в Нижнебардымской школе обращают внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане - в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.
Целью антиалкогольного воспитания подростков, с отклоняющимся поведением является возврат их к норме.
Для социальной нормы характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты нарушаются при злоупотреблении алкоголем и алкогольной зависимости. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.
В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма, сколько на безнравственности самого факта употребления алкоголя. Необходимо обращать внимание на моральный урон, который наносят пьяницы окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя это признак взрослости и возмужания.
В процессе воспитания педагоги придерживаются следующих нормативно- правовых документов: Конституции Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Закона «об образовании», Прав детей и Полного сборника кодексов Российской Федерации [8; 19; 20; 21; 35; 41; 42; 54].
Педагоги пытаются развивать разумные потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.